Недавно в Саратовской епархии побывал режиссер и журналист Василий
Леонидович Яцкин, автор миссионерского проекта «Под солнцем». Он
встречался со школьниками, студентами, педагогами Саратова и области -
проводил беседы, показывал фильмы, отвечал на вопросы. В последний день
пребывания на саратовской земле он ответил на вопросы нашего
корреспондента.
- Василий Леонидович, расскажите, пожалуйста, о том, как пришла мысль создать именно такой проект.
-
Нам хотелось рассказать конкретные истории из жизни реальных людей - в
такой форме размышления о вере, Боге воспринимаются лучше, чем в форме
абстрактной, теоретической. Первый наш фильм был о самоубийстве Курта
Кобейна, там же была история о пианистке Полине Осетинской - о том, что
удержало ее от подобного шага. Однако не все могут воспринять фильм,
скажем, о Кобейне - он больше подходит для аудитории молодежной
(старшеклассники, студенты). Нас же просят выступить и перед маленькими
зрителями, и перед умудренными опытом людьми; поэтому для проекта
снимались и другие фильмы - о Свято-Алексиевской пустыни, например.
Возим мы с собой и тематические подборки кино, музыки, книг в
электронном варианте - ведь часто всего этого нет в провинции.
- Почему именно в форме поездок вы осуществляете свою миссию? Не проще ли показать фильмы, которые вы снимаете, по телевидению?
-
Как раз нет, не проще. Мы предлагали свои фильмы на центральные каналы -
нас просили все сократить, перемонтировать, убрать разговоры о смысле
жизни. Из ленты хотели сделать обычный «жареный репортаж». В нашем
первом фильме делается попытка затронуть проблему: почему себя убил
27-летний миллионер, любимец толпы? Самоубийством покончил человек,
который олицетворял осуществившуюся американскую мечту: из сельского
парня - в любимца толпы, в богача... Почему так произошло? Чтобы понять
это, я и поехал в США, снял фильм. Мы думали, что покажем его по
телевизору - это и будет проповедь, миссионерство. Но, как я уже сказал,
не дали. Тогда моя мама, заслуженная артистка России Галина Яцкина
(кстати - почетный гражданин города Саратова), предложила выпустить
фильм на дисках и заняться мне тем, что я сейчас и делаю,- ездить по
стране и показывать и его, и другие фильмы людям. Объездив пол-России и
две трети ближнего зарубежья - Украину и Белоруссию, я понял, что люди
очень хотят поговорить о смысле жизни и о том, кто они, ради чего живут.
Неправда, что эти вопросы не интересуют молодежь, которую принято
всячески принижать и говорить о ней, что «нынешние молодые уж не те». И
это видно, это чувствуешь. Телебоссы были неправы, не взяв наши фильм.
- Какова главная цель вашей деятельности?
-
Мы показываем, что Православие - единственный способ выживания сегодня,
единственный выход из создавшегося в России тяжелого положения. Что
сейчас наиболее важно? Не просто рассказать о православной вере и ее
догматах, а научить православно мыслить.
- Православно мыслить - что это значит?
-
Сегодняшние медиатехнологии многих обманывают. Наша же задача - научить
отличать добро от зла, правду от лжи. Тонкие подмены стали слишком
распространенным явлением. Понятиями так жонглируют, что диву даешься.
Как
Православие может исчезнуть, отчего? Из-за стиля жизни - при внешнем
соблюдении догматов полное отсутствие аскетики. В нашей жизни слишком
много «толерантности», мнимой открытости. Что такое толерантность? В
токсикологии это нечувствие к ядам, нереагирование на вредные для
организма вещи.
В детстве человек делает запас на
всю жизнь - сказки, песни, впечатления помогут потом взрослому человеку
сориентироваться на жизненном пути. А что будет делать человек, который
ничего не знает о родной культуре, о своих традициях, не будет знать,
Кто такой Бог и для чего нам даны заповеди, если он будет смотреть,
например, только аниме или читать книги о Гарри Поттере, смотреть
мультфильмы о Шрэке? Какой запас останется у него? Кем он станет?..
-
Василий, вы побывали во многих городах и селах. Люди различаются как-то
по своему внутреннему устроению на севере и на юге, на западе и на
востоке - или это иллюзия?
- Там, где нужно
сохранять веру, ограждать ее от чуждых влияний, там христиане активнее -
например, на Западной Украине, где много униатов. Саратов более
расслаблен, чем Львов, но менее, чем, скажем, Вятка. В Почаеве,
например, тоже очень активные православные - они словно действующая
армия в окружении. Там, где идет война, дух либерализма невозможен. А
нам сейчас не хватает здорового охранительства. Мне очень нравится это
слово - «охранительство». Мы получили самую лучшую веру, получили ее от
Апостолов - ее нужно охранять, чтобы не потерять. Охранительство в
сочетании с новейшими технологиями и умением объяснить человеку, почему
глобализация - смерть для Православия,- вот наша задача. Еще наблюдение:
тяжело возрождается Православие там, где не почитают новомучеников, и
там, где было много обновленцев в свое время, «живоцерковников»,
священников, которые предали Христа.
-
Василий Леонидович, часто приходится слышать, что люди, занимающие
руководящие посты, ходят в храм из конформизма, политической
необходимости. Как вы думаете, это так?
-
Может, поначалу это и так, однако я не думаю, что это всегда плохо и
неправильно. За начальством в храм придут подчиненные, а здесь, в
Церкви, уже действие благодати Божией начинается. Так расширяется
пространство спасения. Пусть лучше чиновники ходят в храм, чем в ночные
клубы. Конечно, сторонники либерализма скажут на это, что так нельзя,
что пусть уж лучше три человека, но искренние стоят на службе... Однако
пути Господни неисповедимы: если человек по какой-то причине переступил
порог храма Божия - значит, его призвали.
-
Хотелось бы затронуть еще одну актуальную тему: конфликты националистов с
представителями кавказских народов в Москве и других российских
городах. Чем это вызвано и как этого избежать в будущем, по вашему
мнению?
- Я считаю, что нестроения и
погромы оттого и происходят, что мы не преподаем в школах основы родной
веры, родной культуры. Мы не объясняем детям, что Россия всегда была
многонациональной и многоконфессиональной страной, что под ее началом
все народы до революции мирно сосуществовали.
Когда я
выступал в Чечне, я не очень понимал, зачем Господь меня туда
«забросил», потому что там о Православии невозможно даже упомянуть - там
преподают ислам в каждой школе. И когда я вышел, чтобы провести беседу о
вреде наркомании (так было задумано устроителями), кто-то крикнул:
«Зачем он здесь? У нас нет наркомании! Это у них там, в России,
наркомания!» Тогда я стал показывать фильм о глобализме, о том, как
собираются Россию завоевать изнутри. Речь зашла об антихристе. Я сказал,
что сам православный христианин, верую во Христа, что все верующие люди
никогда сатане не поклонятся. И почувствовал, что ненависть аудитории,
которую я ощущал физически, исчезла, появился неподдельный интерес.
Потом подошел ко мне удивленный студент: «Значит вы, русские, тоже не с
даджалом!» (даджал - это антихрист у мусульман, лжепророк, которого
победит Исса, Иисус Христос). Чеченцам, оказывается, экстремистски
настроенные исламские деятели говорят обратное, вызывая ненависть к
русским...
У нас, людей разных национальностей и
разных религиозных верований, есть много общего, и мы должны помнить об
этом. Это общее - вера в Бога, соблюдение заповедей. Помнится, один
иранский режиссер снял фильм под названием «Цвет Бога» - на него с
большой охотой шли православные москвичи, настолько он был близок
каждому верующему человеку.
Дело-то не в толерантности, которая нужна только золотому тельцу. Дело в любви друг к другу. Богу нужна только любовь.
Наталья Волкова
Газета «Православная вера», № 24 (428)
Опубликовано на сайте Православие и современность
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=54788&Itemid=5