17 августа Русская Православная Церковь вспоминает семерых Эфесских отроков. Чудо, связанное с ними, произошло во IIIвеке после Рождества Христова, а продолжилось через два столетия. Богословский смысл его прост и, в то же время, глобален: юноши из Эфеса преодолевают по воле Божией барьеры времени, утверждают нас в надежде на воскресение и жизнь вечную.
Итак, в городе Эфесе, который некогда стоял на берегу Эгейского моря, а ныне покоится на дне болот, жили семеро друзей. Звали их Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. Самым старшим был Максимилиан, младшим - Иамвлих. Юноши дружили с самого детства - кто знает, может, они в отроческих своих играх были так же похожи на современных греческих или турецких мальчиков? Хотя вряд ли они босоногими бегали по улицам малоазийского города - отец Максимилиана был градоначальником, остальные мальчики тоже происходили из аристократических семей. Скорее всего, все они получили хорошее образование и их родители желали им самого радужного будущего.
Так или иначе, но история умалчивает подробности жизни Максимилиана и остальных, оставляя нам только скупую информацию о том, что Эфесские отроки были столь дружны, что вместе поступили на военную службу. А еще они были христианами. Когда юноши приняли Святое Крещение? Мы не знаем. Но то, что они стали истинными воинами Христовыми, доказывает их подвиг.
Однажды в Эфес прибыл с визитом император Декий (иначе он известен как Деций Траян) - именно он первым из правителей Рима организовал систематическое преследование христиан. Император повелел всем горожанам принести жертву языческим богам, чтобы вычислить непокорных. Доносчики указали на семерых юношей, отказавшихся участвовать в этом обряде, исповедавших себя последователями Христа. За это они немедленно были лишены воинских поясов - знаков отличия эфесских военных. Однако больше никакого наказания Декий для отроков придумывать не стал - отпустил с мыслью, что они вскоре одумаются. Но надежды императора не оправдались.
Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон. Здесь они проводили время в молитве и готовились к мученичеству - у них не было иллюзий относительно своего будущего, ведь отрекаться от Христа никто из них и помыслить не мог.
Самый младший из друзей, Иамвлих, одеваясь как нищий, время от времени выходил в город, чтобы купить еды. Однажды он услышал, что их ищет император, чтобы судить. Иамвлих рассказал остальным отрокам об этом, и тогда Максимилиан, самый старший, призвал своих братьев по вере добровольно явиться на казнь. Зачем? Недостойно воина прятаться от опасности, трусливо скрываясь. Может быть, именно так думали юноши под спасительной сенью пещеры. Однако их план нарушил Декий - он узнал, где скрываются отроки, и велел замуровать вход в пещеру, завалить его камнями и предать тем самым христиан на мучительную смерть от голода и жажды.
Двое сановников, присутствовавших при закладке пещеы, были тайными христианами. Они, желая сохранить память об отроках, положили в кладку ковчег с двумя оловянными дощечками - на них были указаны имена семи отроков, а также обстоятельства их страданий и смерти...
Почти через двести лет вход в пещеру был разобран - там затеяли строительство. И Эфесские отроки оказались... живыми! Они по милости и воле Божией не погибли, а чудесным образом уснули. Проснувшись, юноши и не думали, что оказались в другом времени, где никто добрым словом не поминает императора Декия - гонения на христиан уже закончились. Не думали и потому послали Иамвлиха, одетого как нищего, в город - за пищей. Что и говорить - на него смотрели с большим удивлением, да и ему самому было не по себе, ведь он увидел мир иным... В конце концов, его задержали как владельца тайного клада - Иамвлих пытался расплатиться на рынке монетой, давным-давно вышедшей из обращения. И тут жители города узнали о чуде, которое сотворил Господь.
Эфесский епископ вместе с народом, ведомые младшим из отроков, пришли к пещере. Они читали оловянные дощечки, оставленные в камнях добрыми сановниками, и убеждались в том, что возможно человекам восстать из мертвых. Так Господь открыл тайну ожидаемого воскресения и будущей жизни через Своих семь отроков.
Вскоре после этого, юноши уснули вновь, чтобы проснуться теперь после всеобщего воскресения мертвых.
Семь Эфесских отроков почитаются не только христианами, но и мусульманами. В исламе они считаются покровителями мореплавателей, а православные почитают Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана и Антонина как целителей животворящим сном.