Как-то газета «Вечерний Новосибирск» на своей православной странице объявила конкурс христианских стихов. И что интересно - из всех присланных в редакцию стихотворений многие были посвящены святой равноапостольной Марии Магдалине. Вот только почти никто из авторов равноапостольной её не называл, а всячески обыгрывал тему раскаявшейся блудницы. Выбрав одно стихотворение, где эта тема деликатно обходилась, редакция пояснила: традиция отождествлять евангельскую Марию Магдалину с бывшей блудницей принадлежит Католической Церкви. Православие от такой аналогии воздерживается. Мария Магдалина - евангельская жена-мироносица, из которой Христос изгнал семь бесов и которая удостоилась первой увидеть Воскресшего Господа. Согласно церковному преданию, святая Мария Магдалина вместе с апостолами благовествовала языческому миру о Спасителе и потому названа равноапостольной.
С момента публикации конкурсных стихов прошло три года, и вот на страницах газеты «Вера» (№ 617) появилась статья Но прими мя, кающуюся, в которой Мария Магдалина отождествляется не только с раскаявшейся блудницей, но и с другой евангельской Марией - сестрой святого Лазаря Четверодневного из Вифании. Версия эта довольно подробно изложена со ссылками на святых отцов. Однако в статье уделено слишком мало места другому толкованию, основанному, в частности, на мнении свт. Иоанна Златоуста, которое разделяет Марию Магдалину, Марию из Вифании и прощённую грешницу, помазавшую Христа благовонным миром. Хотелось бы восполнить этот пробел.
Поступок необычный или исключительный?
На чём же основываются рассуждения, что все четыре евангелиста по-разному поведали об ОДНОМ случае миропомазания? Прежде уточним: в строках Писания, рассказывающих о помазании Христа благовонным миром, повествуется только о прощённой грешнице и Марии из Вифании, Мария же Магдалина в этой ситуации не упоминается.
В качестве аргумента в защиту единственности данного события принято ссылаться на протестантского толкователя Уильяма Баркли, который считает, что такое могло произойти только в состоянии величайшего душевного волнения, близком к аффекту, потому что, «вступая в брак, невеста повязывала свои волосы и уже больше никогда не появлялась среди людей с распущенными волосами». Однако из Писания следует, что Мария, сестра Лазаря, жила со своим братом и сестрой Марфой. Поэтому вполне допустимо, что была она женщиной незамужней и ношение платка для неё не было обязательным.
То, что об этом поступке пишут все четыре евангелиста, свидетельствует о его необычности, но никак не об исключительности. Само же помазание Иисуса грешницей, надо полагать, вызывало досужие разговоры не в Его пользу. Может, поэтому благочестивая Мария из Вифании и повторила помазание, дабы пресечь слухи, что вокруг Него собираются только блудницы? А то, что сестра Лазаря была женщиной благочестивой, можно предположить по тому, что брат её был уважаемым человеком весьма строгих правил. Представить сестру такого человека презираемой женщиной весьма затруднительно.
Сколько было помазаний?
Сторонники идентичности грешницы и сестры Лазаря в качестве доказательства приводят строки песнопения Постной Триоди: «Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающи на нозе Твои, Человеколюбче...» По их мнению, если помазала Христа миром накануне Его погребения женщина-блудница из Вифании (города, где жили Лазарь и его сестра Мария), то получается, что ею и была Мария, сестра Лазаря. То есть одно помазывание связывается с другим по месту события. Но ведь помазавшая могла быть другой женщиной?
Именно так раскрывают эти события составители «Толкования на Евангелие от Матфея», основанного на толкованиях отцов Церкви (Троицкие листки, 1896-1899 гг.): «Святая Православная Церковь держится того предания, что Иисус Христос был трижды помазан - усердием двух Евангельских жён». В первый раз - покаявшейся явно грешницей в Галилее, в доме Симона фарисея (об этом пишет апостол Лука); во второй раз - в Вифании, в доме Лазаря его сестрой Марией, за шесть дней до Пасхи (об этом пишет апостол Иоанн); и в третий раз - в доме того же Симона фарисея - той же покаявшейся грешницей, которая помазала Его в первый раз (об этом сообщают апостолы Матфей и Марк). По мнению толкователей, Мария из Вифании, сестра Лазаря Четверодневного, не была той грешницей. Осталось выяснить: а причём тут Мария Магдалина?
Кем же была Мария Магдалина?
В Католической Церкви сложилась традиция идентифицировать Марию Магдалину с евангельской грешницей. На эту тему написано немало картин, самая известная из которых - «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана. Даже картину русского художника Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения», написанную в 1835 году, часто называют «Кающаяся Мария Магдалина». Имя Магдалина стало крылатым словом, характеризующим раскаявшихся представительниц древнейшей профессии.
Между тем в Евангелии говорится лишь об изгнании из Марии Магдалины семи бесов: «...некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов». Конечно, если предположить, что один из них был бесом блуда, то её можно назвать грешницей-блудницей, но эта натяжка слишком велика.
Известно, что Мария следовала за Христом при Его земной жизни, а после Его Воскресения смело проповедовала о явившемся Спасителе. Вряд ли языческий мир, ещё не просвещённый христианским светом прощения и любви, мог воспринять слова от блудницы, хотя и бывшей. Вот что по этому поводу пишется в примечаниях к житию Марии Магдалины: «Православная Восточная Церковь не смешивает грешницу неизвестного имени, прощённую в доме Симона фарисея, с Мариею Магдалиною». «Аще бы Магдалина оною была блудницею, что бы рекли ненавистницы Христовы жидове», - пишет святитель Димитрий Ростовский. По поводу мнений об идентичности Марии Магдалины с Марией из Вифании можно привести следующую выдержку из жития: «По происхождению из города Магдалы святую равноапостольную Марию и называют Магдалиною, для отличия её от прочих благочестивых жён, упоминаемых в Евангелии с именем Марии».
А где же была сестра Лазаря Мария из Вифании во время Крестных страданий Спасителя? Почему её не было рядом с любимым Учителем? В текстах Нового Завета Мария вместе со своей сестрой Марфой появляется, лишь когда Спаситель посещает в Вифании Своего друга Лазаря. Вполне допустимо, что сёстры не были упомянуты, потому что во время Крестных страданий оставались с братом в родном городе.
Кто раскаялся - безвинен
Хочется особо отметить: сам факт, что православная святая могла быть прежде блудницей, ни в коем случае не является чем-то оскорбительным и недопустимым. В родословной Господа Иисуса Христа, изложенной евангелистом Матфеем, упомянута блудница Рахав (Раав) из Иерихона. В православии немало примеров, когда грешники, очистившись таинством крещения, яко «банею пакибытия», стали почитаемыми святыми. Цель рассуждений - не очищение святой Марии Магдалины от какого-то навета, а изложение сложившегося в православии мнения об истории с миропомазанием Христа.
Что же касается самой Марии Магдалины, которую Христос очистил от порабощения семью бесами, то в заключение хочется привести те самые стихи подающей надежды молодой новосибирской поэтессы Анны Вил, о которых говорилось в начале:
- Ты верою исцелена!
Вставай, Мария из Магдалы!
Болезнь твоя побеждена!
И Магдалина светом стала...
. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .
В тот день Мария Магдалина,
Чьё сердце преступило ложь,
Своей судьбой провозгласила:
Прощённый грешник к Богу вхож;
Тот, кто раскаялся, - безвинен.
Тот, кто очистился, - блажен.
Пречист, кто, как дитя, наивен,
А тот, кто любит, - совершен.