Президент на этой неделе выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию. Естественно, что сейчас появляется множество комментариев к сказанному. Отмечается, так сказать, «социальный характер» послания, внимание к социальным проблемам. Святейший Патриарх, например, сказал, что «удовлетворен тем, что главный акцент (в президентском послании) был сделан на человеке, человеческой личности, и в первую очередь на ребенке, на молодежи». Эти темы очень близки и заботят Русскую Церковь, сказал Патриарх, и напомнил еще, что русскому народу свойственно «обостренное чувство справедливости». И сегодня внимание к теме социальной справедливости имеет большое значение, «потому что экономика свободного рынка, экономика, построенная на конкуренции, несет в себе элементы конфронтации», - напомнил Предстоятель.
А глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин отметил еще, что вопрос охраны и поддержки детства впервые стал центральным в президентском послании. «То, что верховная российская власть обращается лицом к людям, а главное - к нашему будущему, говорит о том, что Россия уверенно оценивает свою историческую перспективу», - сказал о. Всеволод.
Собственно говоря, об исторической перспективе и в самом послании сказано вполне отчетливо: «в ближайшие 15 лет будут сказываться последствия демографического спада 90-х годов, а число женщин так называемого репродуктивного возраста значительно сократится». То есть, положение, которое в последние годы описывалось часто словами «демографическая катастрофа» (численность населения сокращалась в некоторые годы чуть ли не на миллион), в ближайшие десятилетия значительно ухудшится. Какими словами такую историческую перспективу описывать - пока неясно. Росстат на всякий случай, видимо, обозначил для себя, так сказать, «контрольные цифры» - что к 2030 году население составит то ли 128, то ли 148 миллионов. Разброс в 20 миллионов человек - это сильно, да.
Кстати, на днях стали писать странные вещи о результатах проведенной только что переписи населения, при которой то ли один, то ли два миллиона уже куда-то подевались. Ну, по крайней мере, понятной делается предусмотрительность ведомства, на всякий случай установившего для себя такие «контрольные цифры». И уж совсем понятным становится особенное внимание власти к перезревшей проблеме, каковое внимание и выразилось в сосредоточенности президентского послания на детях.
Правда, как-то не обозначено внимание к этническому, так сказать, спектру проблемы. Все-таки, в смысле рождаемости далеко не все регионы России являются столь уж «депрессивными». СМИ регулярно сообщают об успехах в этой сфере на Кавказе, о высокой безработице там, и даже о якобы имеющих место проектах расселения тамошнего преизбыточествующего населения по другим регионам России. Так что поневоле возникает вопрос, каким именно многодетным семьям будут предоставляться обещанные в послании участки земли, например, в центральных областях. Потому что коренное население этих областей - русские - как раз и оказались, в демографическом плане, в самой тяжелой ситуации.
Ну, и последнее. На днях руководитель ведомства, ведущего неравную борьбу с распространением наркотиков, сообщил, что за последние десять лет на постсоветском пространстве от наркотиков умерло около миллиона человек. Это официальная цифра, и, точнее говоря, именно и непосредственно от наркотиков. Пострадало, так или иначе, в десятки раз больше. В наркоконтроле неоднократно отмечали, что причина этому - афганский героин. Напомним, что производство этого продукта за время оккупации Афганистана войсками НАТО увеличилось чуть ли не в 50 раз. Причем предложения обрабатывать дефолиантами посевы руководство альянса все эти годы гневно отвергало - мол, нельзя так жестоко поступать с бедным афганским крестьянством.
Можно ли, однако, продолжать терпеть методичное вымаривание русской молодежи и, кстати, уже и детей продукцией оных бедных крестьян? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден. Ведь из 26 миллионов детей, забота о которых так явно и закономерно проявилась в цитированном послании, до 2030 года доживут явно не все.
Вот здесь хотелось бы немного большей ясности.