Это стало основным содержанием жизни

Новости Москвы 
0
268
Время на чтение 4 минуты

В конце 80-х годов отношение к Церкви у властей стало меняться. После празднования 1000-летия крещения Руси внешнего давления на православных мирян уже не было. И поэтому появлялись возможности, скажем, организации просветительских выставок или интереснейших по тем временам вечеров в ДК «Меридиан». В Москве тогда было мало действующих храмов, но много - пустых, заброшенных.

И стали организовываться двадцатки, то есть общины, которые занимались передачей храмов Церкви. Такая форма предусматривалась законодательством. В этих общинах, где и мне довелось участвовать, завязывались знакомства, начинались многие интересные дела. И где-то в это же время мы с друзьями стали организовывать православное братство. У него были разные формы регистрации, потому что законодательство в ту пору менялось довольно быстро. А основной своей задачей тогда мы понимали духовное просвещение людей. Поскольку подавляющее большинство народа в этом смысле практически было невежественным, естественно, что нас озаботила эта проблема. К тому же присутствовали и чисто личные мотивы.

У многих ведь дети подрастали, как и у нас, например. Посещали наши дети советскую школу, которая при всех своих достоинствах обладала рядом недостатков, в том числе, и атеистических. На этой почве могли и у детей, и у родителей возникать проблемы. Вот для того, чтобы решить проблему образования своих детей, мы и создавали первую православную гимназию. Это была вообще первая негосударственная школа в России. Образовательных чиновников, сохранивших прежние убеждения и привычки, она просто ввела в шоковое состояние. Нас пытались закрыть, но безуспешно, поскольку внимание общественности, благодаря нашим и зарубежным СМИ, уже было привлечено. И, по милости Божией, гимназия, как бы на птичьих правах, просуществовала довольно долго. Сейчас это уже стабильное, самодостаточное учебное заведение. Потом ещё несколько православных школ было открыто.

Конечно, мы не только детей таким образом просвещали. Я тогда занимался и катехизацией взрослых родителей, которые к нам приходили. Первые год-два у нас стали временем массовых крещений. Многие родители крестились вместе с детьми. Это было одно из направлений, но не единственное. В конце 90-го года мы задумались о том, чтобы попробовать себя на поприще радиопроповеди. У нас был отличный пример чисто православной радиостанции - «Голос православия» во Франции. Она уже там какое-то время вещала, правда, ограниченное время, но достаточно стабильно. Организовали это дело православные парижане, в основном - из русской эмиграции. Кроме того, всем были известны религиозные передачи на иностранных радиостанциях, которые вещали на Россию, но это было уже немножко другое, так как в отличие от французской радиостанции, в эти программы примешивались разнообразные политические аспекты. Наконец, были пред глазами и примеры инославных христиан - протестантов, в основном, которые вещали и на Россию в том числе. Все это для нас было очень важно. Ведь церковную проповедь в те времена люди могли слышать только в храмах, но тогда и храмов было немного. Да и вообще в начале 90-х не было многого из того, что есть сейчас. Не было доступных православных книг, библиотек, прессы. Наше радио в этом смысле стало первым опытом, и я считаю, достаточно удачным, поскольку это начинание существует, развивается, и, Бог даст, будет ещё совершенствоваться.

Естественно, поначалу приходилось очень непросто. Мы старались найти форматы, которые точно отвечали бы потребностям духовного просвещения людей. Желательно было помочь человеку как-то организовать свою жизнь в соответствии с ритмом, который задаётся Церковью. Это круг годовых богослужений, чтение Священного писания. Мы предложили форму ежедневных чтений с краткими толкованиями, чтобы не выходить из возможностей радиоформата. Читать жития святых в день празднования святого. Ну, и, собственно, беседы о вере. Многие московские пастыри сразу оценили эту возможность обращения к большой аудитории.

Мы первые годы вещали ещё и на коротких волнах. Охват был достаточно большой, фактически всей страны. Я даже как-то слушал радио «Радонеж», находясь в Эгейском море. С первых дней в наших передачах участвовали отец Димитрий Смирнов, отец Артемий Владимиров. Они приходили в студию несколько раз в неделю и записывали передачи. Первые годы вещания мы выходили только в записи, прямого эфира тогда не было. Отец Артемий, практически с самого начала, терпеливо стал отвечать на письма, которые сразу же пошли к нам с многочисленными вопросами. Он брал охапку писем, заходил в студию, знакомился с ними и записывал ответы на вопросы. Отец Амвросий Юрасов, наш духовник, регулярно присылал из Иванова на кассетах свои проповеди, которые он читал у себя в храме, а впоследствии Свято-Введенском монастыре. Иногда проповеди были приурочены к праздникам, иногда это были просто беседы о покаянии, об исповеди, о таинствах Церкви. Ведь обо всем этом тогда люди знали очень мало. Тридцать с небольшим работающих храмов в Москве, первые несколько лет, переполнялись. Священникам было достаточно сложно найти время для обстоятельной беседы, не говоря уже о том, чтобы подробно объяснять церковные правила. А радио давало такую возможность, и, кроме того, мы не только говорили о, собственно, духовных вопросах. Русская история, русская культура тоже были важным направлением возвращения к прерванной национальной, культурной и духовной традиции.

Поэтому мы предлагали в своих передачах и тематический цикл исторических бесед. Так этот проект постепенно развивался . Возникла идея прямого эфира. А прямой эфир давал возможность живой связи с нашими слушателями, в каком-то смысле интерактивный. Естественно, кроме этого были программы и музыкальные, и о богослужении, и о философии и об истории философии. Многие московские батюшки, из тех, кто начинал с нами работать, так и продолжают свои передачи. Это и, упомянутый мною, отец Артемий и такие батюшки, как Дмитрий Смирнов, Олег Стеняев, Александр Шаргунов. Еженедельные их передачи пользуются огромным интересом, и всё новые слушатели присоединяются к этой аудитории. Преподаватели Духовных академий и семинарий, Свято-Тихоновского института принимали и принимают участие в наших программах. Если говорить о моём участии в создании братства «Радонеж», то первые 7-8 лет это было просто основном содержанием моей жизни.

То есть, весь мой опыт, всё моё время этому посвящалось. Нас ведь поначалу было немного. И приходилось заниматься всем. Одной из главных забот стало создание православных гимназий. Я всегда был в совете гимназии. Иногда занимаюсь газетой, интернетсайтом. Мы ещё вещаем и в Интернете, и, кроме того, даём аналитические материалы, комментарии. Словом, «Радонеж» - это моя жизнь.

http://www.radonezh.ru/analytic/14273.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Рогожин
Все статьи Алексей Рогожин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06