- После конфликтов начала
девяностых, когда Грузинская православная церковь поддержала политическое
руководство страны, православные Абхазии и Южной Осетии объявили о выходе из
Грузинской церкви и попросили принять их под омофор Московского патриархата.
Каково, на Ваш взгляд, решение этой проблемы?
- Что касается
канонических границ Грузинской православной церкви, то этот вопрос подчиняется
церковным законам. Они приняты семью церковными собраниями и являются догмой для
всех православных, не подлежат модернизации или ревизии со стороны
священнослужителей, тем более политиков, или даже паствы. Такого подхода
придерживается и Русская православная церковь, и мы благодарны Его Святейшеству
патриарху Кириллу за правильное понимание этого вопроса. До решения проблемы
службы в православных церквях Абхазии и Южной Осетии должны проводиться по
благословению и в соответствии с согласованными решениями Русской и Грузинской
православных церквей. Конечно, у меня нет никакой иллюзии, что вопрос быстро
разрешится.
- Объединит ли наши народы православная вера? Пока
создается впечатление, что для большинства грузин на первом месте стоит все же
не православие, а национальные (скорее националистические) интересы. Результат
такого подхода налицо, и даже осознание грузинской стороной своей вины в
развязывании конфликтов в Абхазии и Южной Осетии (до чего, однако, еще далеко)
вряд ли сможет изменить ситуацию.
- Это не так. Для большинства
грузин православие - главная линия их жизни. Дело в том, насколько правильно мы
понимаем православие, насколько Бог нашел место в наших душах, насколько наше
единоверие помогает нам любить ближнего. И это касается не только нас, грузин,
но в равной мере и русских, и осетин, и православных абхазов. (Вы, наверно,
знаете, что на абхазской земле еще в первом веке проповедовал христианство
апостол Андрей Первозванный.) К счастью, число людей, посещающих церкви, растет,
но, к сожалению, число грамотных священнослужителей не увеличивается такими же
темпами. Это не только грузинская проблема.
Вы правильно заметили, что у
нас превалируют националистические, а не патриотические чувства, и этим вызваны
все наши беды еще с конца 1990-х. Я не могу с Вами согласиться, что конфликты в
Абхазии и Южной Осетии развязали грузины. Во-первых, все это началось более
двадцати лет тому назад, и эти конфликты начала та сила, которая разрушила
Советский Союз (именно разрушила, когда нужно и можно было безболезненно
реформировать СССР). Во-вторых, свою лепту в эту авантюру внесли все. Вы
напрасно думаете, что в Грузии нет людей, которые не осознают свою долю вины и
не извиняются перед нашими братьями. В пятом номере нашей газеты "Путь Ираклия"
есть статья "Перед Господом все живы" о том, как наше Общество встретило
годовщину августовской войны. В этот день мы молились за упокой душ всех
погибших в этой братоубийственной войне... И наша организация не единственная,
которая признает и вину, и ошибки.
Не могу также согласиться, что в
Грузии националистический настрой. Наша страна славилась своей толерантностью, а
правительство ведет что-то вроде показной псевдонациональной политики. Даже
невооруженным глазом видно, что страна управляется извне, и если Россия
оккупировала некоторые территории Грузии, то Запад, в широком понимании этого
слова, оккупировал все остальное, включая наше правительство, СМИ и НПО.
Православная вера - решающий фактор в отношениях между нашими народами.
Историки знают, что царь Ираклий II интенсивно писал письма и посылал послов к
императрице Екатерине II. Русские долго думали, заключать ли договор с царем
Картли и Кахетии, так как не считали целесообразным портить отношения с Персией.
И только единственный голос и единственный аргумент перевесил чашу весов - это
был граф Потемкин, который сказал: надо помочь братьям-единоверцам. Георгиевский
трактат начитается такими словами: "Во имя Бога всемогущего единого в Троице
святой славимого". Да, фактор православия выполнял большую роль и еще выполнит.
Интересно, что Демократический институт США недавно опубликовал итоги опроса,
согласно которому 70% населения Грузии поддерживает восстановление
добрососедских отношений с Россией и негативно оценивает войну, начатую
Саакашвили в августе 2008 года.
- Грузия - древняя православная
страна. Но можно ли говорить о том, что сейчас у власти находятся православные
или хотя бы просто верующие люди?
- Да, Грузия древняя православная
страна, имеющая богатейшую историю развития христианства, христианской культуры,
зодчества, иконописи, песнопения и так далее. В этой истории - шесть тысяч
монахов монастыря Давида Гареджи, как один отказавшихся принять мусульманство и
убитых за это в день Пасхи. Были в ней и сотни грузинских мучеников, святая
царица Кетеван, святые Бидзина, Шалва и Элизбар, священник Тевдоре Кветели...
Больше чем сто тысяч грузин были убиты, а двести тысяч угнаны в плен только во
время походов шаха Аббаса - а сколько таких Абассов знает истерзанная врагами
христианства наша родина! Не могут быть безбожниками и поклонниками беса потомки
таких предков.
Западные ценности сейчас распространяются во всех
православных государствах, чуждые православию идеи распространялись всегда. В
советский период люди жили вовсе без Церкви, но веру не потеряли - и сейчас не
потеряем. Я был в Москве, в Петербурге, несколько дней колесил на поезде по
российской земле, встречался с простыми людьми. Они жалуются на то же самое -
"западные ценности". Просто Россия большая и легче переваривает такие явления, а
в Грузии все как на ладони. Вера - не политика. То, что дано Богом, не может
отнять никакая политика. Уверяю Вас, в этом плане грузинская общественность
ничем не хуже, чем российская, и наоборот.
Насколько верующие люди у нас
в правительстве, это другой вопрос, и на него очень сложно ответить. Почему-то
вспоминается интервью покойного экс-президента России, господина Ельцина, с
одной западной журналисткой. Когда речь зашла о религии, он сказал - я в рай не
попаду, у меня есть грехи. Одно можно сказать: нашему правительству с его
грехами трудно будет попасть в рай. Хотя я не судья, у меня своих грехов
хватает.
- Какую роль в пропаганде в Грузии западных ценностей играют
Институт свободы и другие НПО, поддерживаемые, в том числе и финансово, странами
Запада? Что за цель стоит перед ними?
- Институт cвободы и другие
НПО, финансируемые Западом, способствуют размножению различных сект, которые
пользуются бедностью населения и прямо подкупают его. Антицерковная пропаганда
идет у нас в завуалированной форме. С одной стороны, все большие церковные
праздники у нас - день отдыха, мы празднуем их особенно помпезно, правительство
появляется на них рядом с представителями высшего духовенства, строятся, притом
очень интенсивно, новые церкви - так что вроде не к чему придраться. С другой
стороны, в СМИ позволяются передачи, которые пропагандируют безнравственность,
богохульство, в газетах появляются статьи-пасквили не только о нашем патриархе,
но и о патриархе России. Весной этого года один антихрист выпустил сборник и
назвал его "Саидумло сироба" (это нецензурная модификация от библейского "Тайная
вечеря"). История длинная, расскажу конец: семеро молодых людей были осуждены
только за то, что опротестовали презентацию этой книги, может быть, и в не
совсем корректной форме, но они никак не заслуживали четыре с половиной года
тюремного заключения.
- Кто поддерживает антицерковную пропаганду
внутри страны? Если судить по обсуждениям в блогах и форумах, немалая часть
грузинской молодежи убеждена, что иконам в школе не место, клерикализация - зло,
а западная культура - светоч и тому подобное.
- Я бы не сказал, что
немалая часть грузинской молодежи - против икон в школе и клерикализации, как
раз наоборот. В школе, где учится моя дочь, есть церковь. Это государственная
школа, которая находится на проспекте Руставели рядом с парламентом (кстати,
когда эта школа сгорела во время гражданской войны в декабре 1991 года, ее
восстановила московская мэрия). И эта церковь, и другие церкви при школах и
других учебных заведениях всегда полны посетителей. На улице прохожие, проходя
мимо церкви, всегда крестятся - наверно, все это и бесит бесов, ведь чем больше
они борются против православия, тем сильнее мы становимся. По своему опыту могу
сказать, что из блогов статистику не выведешь: это в основном одни и те же люди,
для большинства из которых это профессия, им платят за то, чтобы они создавали
нужный фон. Видимо, у них это получается, раз уж Вы так ставите вопрос. Хотя не
стоит отрицать и то, что они достигают определенных результатов.
Мы
уважаем все человеческие ценности, в том числе и некоторые западные, но Общество
Ираклия II отличается тем, что мы заявляем о приверженности прежде всего вечным,
каковыми являются доброта, любовь к ближнему, милосердие, а не западным
ценностям.
- Как Вы заметили в одном из интервью, Общество Ираклия II
"будет поддерживать членов любой партии или гражданской организации,
преследуемых за отстаивание нашей веры, нравственности, грузинских традиций и
святынь". Много ли таких в нынешней Грузии? В чем причина преследований
православных - это неудачное стечение обстоятельств или сознательная политика
безбожной власти?
- Среди политиков - нет, не много, и это
естественно - политику трудно быть безгрешным, для свободы действия ему легче
освободиться от совести, чем утруждать себя воспитанием или перевоспитанием
окружения. Грузия здесь не исключение. Православие преследуется везде. Зачем
весь Запад так свирепо набросился на Сербию? Неужели его так волновала судьба
мусульман Косово? А почему тогда не волнует судьба миллионов мусульман в Ираке
или Афганистане? В мировой политике работают не только двойные, но даже тройные
стандарты. "Говорят, нет правды на земле", - сказал Пушкин устами Сальери. Зато
есть борьба за правду, и за эту борьбу за правду, за справедливость, за
духовность и мораль и преследуются православные - они ведь мешают процессу
всеобщей глобализации.
- Можно ли говорить о наличии в Грузии
массового православного общественно-политического движения, отстаивающего как
традиционные ценности, так и единство православных народов?
- У нас
есть партии, в названии которых присутствует слово "христианская", но они далеки
от христианства в классическом понимании этой концепции. Каких-либо
общественно-политических движений нет, но есть массовое стремление к Церкви.
Очень много людей молятся, постятся, выполняют обряды, ходят в
храмы.
- Является ли православие политической силой, или дело верующих
- молиться и поститься внутри церковной ограды в узком смысле
слова?
- Время от времени Церковь вмешивается в некоторые
политические вопросы, но это не имеет систематического характера, и порой трудно
понять, выступает она на стороне народа или на стороне правительства. Так было и
7 ноября 2007 года, и 26 мая 2009 года. Об этом много писали видные политические
деятели, публицисты, и мне нечего добавить. Вы очень часто услышите, как
верующие осуждают деяния некоторых священнослужителей. Когда в церковь приходят
голодные прихожане, у батюшки нет морального права ездить на машине стоимостью в
несколько десятков тысяч долларов. В то же время Грузинская православная церковь
- единственная солидная сила, которая время от времени заявляет о необходимости
примирения с Россией и русским народом, но не так решительно, как хотелось бы.