В настоящее время происходит активное объединение между "политическими православными", "кураевцами", "неообновленцами", "церковными власовцами", и прочими: постперестроечная интеллигенция , наконец-таки, после долгих "гонений" при предыдущем патриаршестве, почувствовала себя хозяевам в Церкви
Об известной провокации в Кишинёве написано уже немало в том числе и на Правой.ру ( см. например В.Семенко ("Отмиссионерить и закатехизить"), но всё же считаем необходимым добавить немного к исчерпывающему богословскому анализу личности "пресловущего" протодиакона.
Дело в том, что анализ уважаемых церковных публицистов касался, в основном, либо безнравственного публичного поведения протодиакона, либо перечисления его духовных заблуждений, (часто на грани ересей), в то время как, богословская сущность данных заблуждений выявлена, на наш взгляд, недостаточно полно.
Об онтологических корнях медиафеномена протодиакон «Кураев» нам случалось писать и раньше. Главный вывод, к которому мы при этом пришли, сводится к тому, что у протодиакона и ему подобных наблюдается экзистенциальное отсутствие православной культуры, которая подменяется у них внешним образованием, некоей "суммой знаний" о православном учении, не коррелирующих с подлинным духовным опытом, который и есть "жизнь во Христе (Господе)".
Ведь помимо "каноничности", есть ещё много чего, например, Православное Предание, традиции и обычаи, приверженность которым, со времён апостольских , вплоть до нашей, апостасийной эпохи, была главным критерием при поставлении на любую степень священного служения. Подобно тому, как "сон разума рождает чудовищ", именно отсутствие у современных клириков православной культуры, которая чаще всего подменяется "образованщиной" и "интеллегентностью", становится главной причиной появления нынешних "церковных мутантов"--разрушителей Святого Предания Матери-Церкви, наиболее ярким представителем которых является, в том числе и протодиакон Кураев, провозгласивший "неообновленческий" слоган "Перестройка-в Церковь" за которыми следуют "православные зомби"-"миссионеры", тиражирующие "перестроечные" идеи и концепции своего кумира.
Не меньший интерес представляет феномен протодиакона Кураева, в контексте влияния идей, озвучиваемых протодиаконом на нынешнюю "православную" интеллигенцию, которая, похоже, дождалась своего "звёздного часа" при новом Патриархе, о чем мы писали на Правой уже ранее:
«... мы сталкиваемся с латинофильской концепцией церковной иерархии, когда отсутствие подлинной Соборности объявляется нормой, и дальнейшая экклезиология уже строится на "ином основании"......ибо само понятие Святого Предания Православной Церкви интерпретируется им в "просветительском", западническом, латинофильском ключе, как некая сумма знаний, "summa teologica", подлежащая передаче преимущественно дискурсивным путем......при данном методе и подходе, сугубо дискурсивном, игнорирующем мистическое измерение Святого Предания, неопределенность самого понятия "бабьи басни" приобретает весьма опасный, разрушительный характер для того духовного континуума, в котором живет и спасается наш церковный народ - хранитель Православного Предания в России! Очевидно, что для людей чуждой (национальной) культуры существует реальная опасность принимать народные Святыни за те самые "бабьи басни". Весь вопрос в том, кто будет решать и кому вообще дано и поручено на этой земле отделять "зерна от плевел" и изменять те пределы, которые положены Святыми Отцами?»( "Кто является хранителем Предания" ).
Последний вопрос -"кто будет решать?" - чисто риторический, конечно, ибо ясно, что речь идёт всё о том же протодиаконе.
«Протодиакон Кураев, дерзает (как "ученый богослов") хулить святоотеческое учение о Мытарствах, Чудо Схождения Благодатного Огня (неотьемлемая часть Святого Предания Матери всех Церквей), память о Великом Подвиге русского народа в Великой Отечественной Войне, отрицая явление Пречистой блаженной памяти Патриарху Антиохийскому Илие (Караму), память которого он также хулит гнусными сплетнями.Несомненно, что скоро именно "пастыри", воспитанные такими "просветителями", как этот похабный хулитель протодиакон, будут объяснять народу, что считать подлинным Преданием, а что - "бабьими баснями"!». (Там же) .
Для того, чтобы понять богословскую сущность заблуждений протодиакона, необходимо вернуться к Халкидонскому Оросу Четвёртого Вселенского Собора, который дал определение личности Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, как "Истинного Бога и Совершенного Человека", ("во всём подобного нам, кроме греха..."). В своем сотериологическом аспекте данный Догмат означает, что Господь наш Иисус Христос, путём Боговоплощения и, последующих ему, Своей Крестной Смерти и Своего Славного Воскресения спас "всего человека", во всей полноте "человеческой природы" - трихотомии"духа, души и тела", о которой учил ещё Святой Апостол Павел. Трихотомия св. Павла, как и Троический Догмат, позволяет нашему уму счастливо избежать дуализма, свойственного неоплатонизму , а также иудейской "Каббале", рецидивами влияния которых являются в христианской истории гностические ереси и учение Оригена.
Халкидонский Догмат, безусловно, и есть "краеугольный камень" Православия, ибо, Православие , грубо говоря, есть -"дифизитство", с последующим раскрытием (но не "догматическим развитием") данного аспекта Божественного Откровения как "дифелитства" и учением о синергии ("соработничестве") Бога и Человека в деле Домостроительства Спасения. Свершается оно на основании "паламитского синтеза" - учения о различении в Боге-Троице, непознаваемой Сущности Бога и Его божественных энергий, посредством которых Непостижимый Господь открывает Себя человеку .
Преимущественным же путём "познания Бога" является, для любого из чад Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви является, согласно Апостольскому Преданию, участие в ее (Святой Церкви) Святых и Спасительных Таинствах, из которых, Святое, Великое и Страшное Таинство Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа имеет исключительное значение для нашего спасения.
Собственно, толкование слов Святого Апостола Петра "причастники Божественного естества" и послужило исходным пунктом для построения паламитского синтеза. Таков сотериологический аспект Халкидонкого Догмата: православные христиане приобщаются Святых Христовых Тайн "во исцелении души и тела". Недаром Святой Игнатий Антиохийский , как прямой преемник Апостольской Эпохи именовал Святую Евхаристию "лекарством бессмертия"!
Во все времена, особенно во времена гонений, главным моментом для всех чад церковных, и клириков и мирян, было памятование и попечение о неповрежденности сакраметальной природы Святой Церкви, забота о самой возможности совершения Святых Таинств, необходимых для земного бытия Церкви, при сохранении Ее (Святой Церкви) Единства, вне которого Церковь просто прекращает своё существование!
Таково неповреждённое Предание Православной Церкви о Самой Себе, в отличии от отделившихся от Неё сообществ, то есть: монофизитов, монофелитов, несториан,маронитов, армян-"григориан", и прочих, а также латинян и других, отделившихся от них "западных христиан", разделившихся, в свою очередь, на многочисленные секты и "толки", многие из которых отрицают уже как Боговоплощение, так и само Таинство Евхаристии.
Ещё в Апостольскую Эпоху Святая Церковь столкнулась с , так называемыми, "гностиками", отголоски гностических ересей , так или иначе, имеются у многих ересиархов, начиная с Оригена.Один из тогдашних еретиков учил, что Боговоплощение, якобы, состоялось только на уровне "ума"(соответсвующего "духу" в павловой трихотомии), который оказался замещён в Богочеловеке "Божественным Духом", в то время как "душа и тело" так и остались принадлежащими чисто человеческой природе. В данном лжеучении мы видим препятствие как к православному видению Воскресения и Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, (ибо Сын Человеческий, в своём прославленном теле Богочеловека, а не «привидением», воссел одесную Отца!), так и к Преображению, как итогу и задаче обожения , поставленной Господом для твари. Ведь по неложному глаголу Святого Апостола Павла: "Не все мы умрём, но все изменимся...." Разумеется, что эта ересь, имеющая явно гностическое происхождение, отчасти близкая и к богословскому видению -"дуализму" - Оригена (который, как и протодиакон Кураев, был очень образованным человеком), была осуждена Святыми Отцами. Однако, практическое "возрождение" ересей подобного типа происходит , время от времени, на протяжении всей истории Церкви. В наше время мы видим его "кураевщине", при всей "мозаичности" (бесссистемности) "богословских" взглядов протодиакона.
По причине поного отсутствия православной культуры Кураев решительно отвергает ту часть Предания, которую ое не в состоянии рационально объяснить "философский ум" протодиакона. Эта часть Предания, которая не соответствует представлениям протодиакона о православии, , становится для него "пережитком язычества", либо " поздними мифологическими наслоениями", в зависимости от хронологии. Стоит ли говорить, что эти идеи Кураева созвучны духовно блудной постсоветской интеллигенции, кумиром которой он стал.
Здесь необходимо вернуться к истокам апостасийной "псевдоморфозы" cовременного православия,(каковая, Слава Богу, п о к а не исключает неповреждённость сакраметальной природы Церкви, то есть спасительности Ее Святых Таинств, о чём мы писали выше), дабы понять, что именно в наше времена исполнилось пророчество Святого Апостола Павла:
"Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням."(2Тим .3-4).
Началось всё в Российской Империи тогда, когда тогдашняя "элита" отступники устроили заговор против Богоданного Государя,( который стал Царём-Мученником), разрушив, при этом, Православную Империю -Третий Рим с его Симфонией, преемственно перешедшей к нам от Византии - Рима Второго. Результатом чего стал захват власти большевиками-экстремистами, издавшими "Декрет об отделении Церкви от государства", юридические последствия которого не преодолены до сих пор.
Таким образом, Православная Церковь на территории бывшей Российской Империи оказалась предательски (в том числе, и благодаря предательству многих своих иерархов) лишенной государственной защиты ("внешней ограды") и подверглась невиданному ранее разгрому и гонениям.
Затем, после восстановления Иосифом Сталиным Империи в парадоксальной форме Советского Союза, блаженной памяти Патриархом Сергием была предпринята попытка нормализации отношений между Церковью и Советским Государством, (собственно, имевшая успех уже во время Великой Отечественной). Эта попытка была сорвана троцкистами, активно пытавшимися навязать русскому народу разрушительные идеи и планы "мировой революции".Неисповедимый промысел Божий осудил на гибель и самих чекистских изуверов и маниаков, палачей русских православных людей, цареубийц, большевиков-ленинцев и одержимых троцкистов, и всё их "проклятое семя"! Однако, троцкистский саботаж в процессе "сталинской коллективизации" привёл к истреблению русского крестьянства "как класса". Социальная база дореволюционной Церкви была практически уничтожена. Не следует забывать о том, что в русском языке слово "крестьянин" тождественно слову "христианин".
Дальнейшее , сталинское военное и послевоенное возрождение Русской Православной Церкви происходило уже в совершенно иных исторических условиях и имело уже совсем иную "социальную базу": отчасти, представители тогдашней национальной культурной элиты, но, по большей части, люди некнижные -вчерашние воины, заключенные, рабочие- наполняли вновь открывшиеся храмы Русской Православной Церкви. Они же становились монашествующими, пастырями и архипастырями. Да, были и оставались ещё верующие колхозники, разумеется, но, в целом, Традиция, по причине гибели ее основных носителей, была уже тогда серьёзно повреждена. Тем не менее, следует сказать о высоком этическом уровне Архипастырей и пастырей того времени, среди которых были и великие Святители и Исповедники переживших, в духовном единстве со своей богоспасаемой паствой, великие скорби, и, часто, пришедшие в Церковь от великих скорбей.
Об этом следует сказать особо сейчас, когда нынешние "церковные власовцы" хулят блаженную память Святителей и Исповедников, облыжно обвиняя их, в выдуманных врагами и предателями России, "сергианстве" и "коллаборационизме с Советами". Эти новоявленные "судьи", на самом деле, "не стоят и мизинца" великих Святителей тех "баснословных времён".
Хрущевские гонения нанесли ещё один страшный удар по Русской Православной Церкви--возникли серьёзные проблемы с "подготовкой кадров", страшно упал уровень православной культуры, в результате чего труды парижских еретиков и масонов, позже, во времена перестройки, воспринимались многими будущими пастырями, чуть ли не как "откровение". Самое ужасное, впрочем, что при Хрущеве церковная жизнь сосредоточилась , в основном, в крупных городах, за исключением, пожалуй, некоторых областей Молдавии и Западной Украины.
Попущением Божьим, новое "церковное возрождение" совпало по времени с перестройкой и разрушением Советской Империи, произошедшим, благодаря очередному предательству правящих элит советской и партийной номенклатуры. Историческим "point of no return" стал антинародный "беловежский сговор", разрушивший Советскую Империю окончательно.
Благодаря мудрому руководству, блаженной памяти Печальника Земли Русской (блаженную память которого протодиакон Кураев хулил отнюдь не случайно), Патриарха Алексия II, Русская Православная Церковь, тогда,по милости Божьей, уклонилась от участия в этих разрушительных антирусских прожектах в самой Церкви "перестройщики", вроде прот.Кочеткова и "антисоветчиики" вроде Г.Якунина или прот.Меня, либо были просто изгнаны, либо их держали на коротком поводке.
Тем не менее не все клирики, а также возглавляемые ими патриархийные структуры (прежде всего, Синодальные Отделы) уклонились от участия в перестроечных "политических играх".К сожалению, Русская Православная Церковь попустила ограбление русского народа во время так называемых "экономических реформ" и "приватизации", а, некоторые даже, и нажились на народном горе. Это, естественно, не добавило морального авторитета некоторым иерархам, а и стало причиной разрыва между русским патриотическим движением, в основном, оставшихся верным христианской идее социальной справедливости, и Русской Православной Церковью. Голос блаженной памяти Святителя Иоанна (Снычева), дерзновенно обличавший «перестройщиков» и их покровителей, так и остался "гласом вопиющего в пустыне".
В большинстве своём, в умах и настроениях советской и постсоветской интеллигенции, приходившей в Церковь в то время всё смешалось: "возрождение Церкви" и "борьба против советского тоталиризма", "диссиденты" и Святые Новомученники, "избранный народ" и Святая Земля.С наиболее "продвинутой" частью этой интеллигенции , определенного этнического происхождения, работал протоиерей Александр Мень со своими учениками и последователями. Заблуждениями, суевериями и духовной темнотой другой части постсоветской интеллигенции ловко воспользовался "научный атеист", протодиакон Кураев.Согласно разобранному выше "гностическому" характеру квазиправославного мировоззрения протодиакона, Православное Учение редуцировано им до уровня некоей "идеологии", "доктрины" в западном смысле слова. Такая адаптация и редукция Святого Православия, которое, на самом деле, есть, прежде всего жизнь во Христе и участие в Святых Таинствах Благодатной Жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, нашло широкий отклик в среде постсоветской интеллигенции.При этом подходе отодвигаются на второй план такие понятия как "метанойя" (покаяние, изменение "ума" (и жизни!)), вместо этого человек, наоборот, проникается тонкой духовной и интеллектуальной гордыней, сознанием своей "избранности". Разумеется, что такой «христианин», в процессе "воцерковления", которого может и не быть, начинает искать и пастырей, соответствующих своему "интеллектуальному и культурному" вкусу".
Поэтому, жертвы "миссионерской деятельности" протодиакона и появившихся уже у него учеников, при столкновении с реальной приходской жизнью, неизбежно испытывают "когнитивный диссонанс", ( о котором как-то весьма откровенно писал другой знаменитый "миссионер"-русофоб, игумен Пётр (Мещеринов), который может завершиться, либо уходом из Церкви (что и произошло со многими "меневцами"), либо, более или менее нормальным воцерковлением, в зависимости от усилий приходского священника и духовника.
В принятии православия как идеологии, то есть не сердцем, а умом, кроется также разгадка феномена " политического православия " центром становится тусовка,а не приход или Епархия, живущие по церковным принципам "литургического общения".Несмотря на осуждение "политического православия" Священноначалием Украинской Православной Церкви, явление это, явочным порядком, получает всё большее распространение. Более того, происходит его "смычка" с "церковной бюрократией", деятельность которой также построена на иных принципах, нежели "литургическое единство" Поместной Церкви и Православной Соборности, одним из главных принципов которых является "прозрачность" деятельности церковных структур для всей полноты церковного народа.
При этом, в худших традициях коммунистической идеологии, раздаются всё более резкие требования "идеологического единства" Русской Православной Церкви, создание некоего "культа лидера" в лице канонического Предстоятеля Церкви, каждое слово которого рассматривается церковными подхалимами, чуть ли не как продолжение "божественного откровения". В свою очередь, любые разногласия --объявляются "хулой", "ересью" или "кощунством", как это можно было наблюдать на примерев конфликта молдавского протоиерея Чибрика и протодиакона Кураева, темой которого были обычные церковные разногласия по вопросу "экуменизма".
Любопытно, что обвинение "сектант", брошенное протодиаконом духовнику Общества Святой Матроны Московской, в гораздо большей степени походит к нему самому. Ибо понятие "секта", прежде всего, предполагает, наличие "харизматического лидера", которым протодиакон, по сути, и является, среди своих учеников и последователей, фанатично, с использованием клеветы, оскорблений, угроз и доносов Священноначаолию, "защищающего " своего "кумира", на различных Православных Форумах!
При нормальной церковной ситуации, долгом Священноначалия и Духовников должно являться строгое наблюдение за сохранением клириками (и в первую очередь клириками), неповрежденного Предания Церкви, любое сомнения в котором высказанные публично, неизбежно должно влечь за собой церковные прещения. Не говоря уже о многочисленных случаях публичного оскорбления православных клириков и клеветы на них, которые должны .skb бы стать предметом рассмотрения Церковного Суда. По ходу "кишинёвского конфликта", протодиакон Кураев, например, публично обвинил протоиерея А.Чибрик в том, что он "избивает свою жену и тёщу". Доказательства?! Не похоже, чтобы отец Анатолий приглашал протодиакона в дом свой, где протодиакон мог видеть сам подобные безобразные сцены. Значит, опять клевета, которая, при этом, сойдёт протодиакону с рук? Прещениям же от священноначалия, в наше лукавое время, рискуют подвергнуться, как раз, те, кто "дерзнул" выступить против протодиакона.Разве нельзя уже назвать "кураевщину" сектой?
Хотя, конечно, данное явления, вкупе с "меневщиной", "кочетковщиной", и другими, помельче, давно уже переросло масштабы обычной "секты" (внутри Церкви), а стало самой настоящей "раковой опухолью". В настоящее время происходит активное объединение между "политическими православными", "кураевцами" (среди которых уже немало влиятельных пастырей и даже архипастырей), "неообновленцами", "церковными власовцами", и прочими: постперестроечная интеллигенция , наконец-таки, после долгих "гонений" при предыдущем патриаршестве, почувствовала себя хозяевам в Церкви. Разумеется, "зилотов", они будут "выдавливать как гной", а "умеренные консерваторы" будут молчать, особенно, если они имеют церковные должности в синодальных структурах.
Это и есть одно из знамений последних времён, такое же, как и New Age (объединение всех ведьм, колдунов и прочей нечисти), только в н у т р и Православной Церкви! Нам, православным пастырям, видимо, пора привыкать , что нынешними принципами "церковной карьеры" становится либо возможность успешного "самопиара" (при учёте определенной направленности "мейнстрима" православных СМИ), либо личные связи с одной из вышеперечисленных "церковных группировок".http://www.pravaya.ru/look/20158?print=1