От Петропавловска-Камчатского и Владивостока до Одессы и Бреста, Калининграда и Мурманска во всех епархиях Русского мира в дни накануне 1 сентября и в первую сентябрьскую неделю совершаются молебны на начало учения - о ниспослании учащимся духа премудрости и разума, о просвещении сердец к принятию добрых и душеполезных учений, о благостоянии в вере православной.
В нынешнем году исполняется 220 лет с того дня, когда в университетском здании в Москве на Моховой был освящён домовой храм в честь святой мученицы Татианы. За 35 лет до этого императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета. Случилось это, как известно, в день прославления святой Татианы. С тех пор мы почитаем её, мученицу III века, и как покровительницу студенчества...
После русской катастрофы студенческий храм обрёл второе рождение в 1995 году, когда он был возвращён Русской Православной Церкви. Вскоре над его входом возник сверкающий на солнце крест, а на фронтоне засияла надпись: «Свет Христов просвещает всех». История русского боголюбия зримо обретала своё продолжение. В эти годы при университетах в разных точках Русского мира стали строиться храмы во славу святой Татианы. Видится в этом не только лишь знак памяти и верности традиции, но и создание скреп единства нашей православной цивилизации в преддверии испытаний, уготовленных XXI веком.
В Луганске строительство университетского храма в честь святой Татианы велось с 1999 года, освящён храм в нынешнем, 2010, году.
В Тирасполе на территории Приднестровского университета первый камень Свято-Татианинской часовни заложен в 2009 году. Во Владивостоке при техническом Университете часовня в честь святой Татианы построена в 2000-м. Вскоре выяснилось, что этого недостаточно. В часовне могут проводиться молебны, панихиды и крещения, но не совершаются литургии, не проходят обряды венчания. Решено было сделать достройку алтарной части. Первая Божественная литургия в новой студенческой церкви совершена по благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина 25 января 2004 года.
В Одессе строительство студенческого храма - церкви святой мученицы Татьяны при Национальной юридической академии было начато в 2000-м. Освятили храм через шесть лет, в начале нового учебного 2006 года. Торжественное богослужение в новом храме возглавили митрополит Киевский и всея Украины Владимир и митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Ректор академии Сергей Кивалов за активное участие в строительстве храма был удостоен ордена Преподобного Сергия Радонежского I степени - высокой награды Русской Православной Церкви...
Нужно помнить, что происходило это во времена бесславной оранжевой власти. Менее чем за год до этого, в октябре 2005-го, оранжевые активисты решили провести в Одессе «парад победителей». Для этого в Одессу с Западной Украины приехали около тысячи активистов оранжевой революции (или оранжевого шабаша, как кому больше нравится). СМИ сообщали, что «оранжевые» хотели не только потешить своё самолюбие «в покорённом городе», требуя репрессий в отношении С.В.Кивалова, которого обвиняли в фальсификации результатов президентских выборов в пользу В.Ф. Януковича, но и передать храм мученицы Татианы раскольникам, а восстанавливаемый кафедральный Преображенский собор - под подворье Константинопольского патриархата. Оранжевые намеревались даже «выдворить» Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, за пределы Украины.
Православная Одесса в те дни сказала своё слово. Тысячи человек приехали к храму мученицы Татианы на улицу Фонтанная дорога и взяли его в защитное кольцо. Оранжевые были выдавлены прочь. Ну а в свой час оранжевый пузырь, надутый антиправославным духом, русофобией и гордыней, лопнул и вовсе...
Одесский Татианин храм незримо содержит в себе и знак исторического единства Русского мира. Стоит помнить об этом.
Свою родословную Одесская юридическая академия ведёт от Ришельевского лицея, учреждённого в 1818 году. За год до этого, в 1817-м, министр народного образования князь Александр Николаевич Голицын подал на имя императора Александра I, к слову сказать, друга своего детства, докладную записку, в которой говорилось: «За важным, относительно коммерции, местонахождением г. Одессы, за большим населением его и далеким расстоянием от университета и высших училищ настала потребность в особом институте или лицее...»
Голицын пояснил Государю название лицея: «так названный из уважения к Дюку де Ришелье», который прежде, «руководя краем длительное время, не прекращает и ныне принимать особое участие в образовании юношества». Уже занимая во Франции известные должности, вознесённый Александром I на вершины европейской политики, Эммануил Осипович де Ришелье, как далее пишет Голицын, «определил от себя на удержание, предусмотренного лицею значительную сумму ежегодной прибыли, ему надлежащую». И вот уже при открытии лицея в 1818 году, на котором присутствовали «около 500 лиц, в том числе духовенство, чиновники и прочие почетные граждане», знаменательные слова произносит действующий Новороссийский губернатор и Одесский градоначальник граф Александр Федорович Ланжерон: «Учреждение лицея в стране, недавно вышедшей из неизвестности, в стране, многие века бывшей необработанной и ненаселённой, есть событие, сколько славное для России, коей свидетельствует оно об успехах и могуществе, столько и полезное для здешнего края, коего оно утвердит благосостоянием...»
Выход «из неизвестности» - это разгром Наполеона и взятие русской армией Парижа - «столицы мира». В этих грандиозных событиях активнейшее участие принимал и парижанин Ланжерон (Александр I, вручая ему орден Андрея Первозванного, словно бы смущённо произнёс, ставшее знаменитым: «Господин граф, Вы это потеряли на высотах Монмартра, а я нашёл»). Премьер-министром Франции Александр I тогда назначил своего бывшего Новороссийского губернатора и Одесского градоначальника Дюка де Ришелье...
В то царствование могущество русской православной цивилизации росло. На её пользу с упорством и вдохновением трудились многие, в том числе и выходцы из «просвещённой Европы». Ныне же всяк от её наследия урвать норовит. Мы знаем: «такое время», это пресечётся. Наши храмы, которые, как золотые блёстки грядущего, повсеместно возникают среди всего того, что нас окружает, тому порукой, они учат нас: исконная Святая Русь ждёт нашего усердного учения и вдохновенных трудов.