Данная публикация представляет собой фрагмент чернового варианта доклада митрополита Григория (Чукова) «К вопросу о борьбе с сектантством» (22 июля 1945 – 10 апреля 1946 гг.), представленный Святейшему Патриарху для передачи в Совет по делам РПЦ.
При современном обсуждении вопросов реформирования духовного образования полезен опыт как дореволюционных духовных школ, так и опыт духовного образования в советский период. Поэтому будет интересно познакомиться с фрагментами доклада высокопреосвященного митрополита Григория (Чукова) «О мерах по борьбе с сектанстсвом». Сам митрополит Григорий является представитель дореволюционной духовной школы, а данный доклад составлен им в 1945-46 гг., когда существовали лишь Богословский институт и пастырские курсы в Москве (с 1946 года — Московская Духовная Академия) и Богословско-пастырские курсы в Ленинграде (с 1946 года — Ленинградская Духовная семинария). На тот момент духовно-учебной подготовки духовенства в нашей стране не было уже более четверти века. Оставшиеся в живых после репрессий и войны пастыри старой подготовки постепенно умирали, и нужно было растить им смену. Материальное положение и духовенства, и храмов было несравнимо с нынешним, но проблемы, стоявшие тогда перед нашей Церковью, в той или иной мере существуют и поныне. Владыка Григорий рассматривает в своем докладе все имевшиеся на то время проблемы Церкви. Так, вопросы и внешней миссии, и катехизации владыка предлагал пастырям решать внутри храма. Доклад написан для прочтения чиновниками Совета по делам РПЦ, поэтому теоретические сведения представлены на самом элементарном уровне. Раздел «Раскол старообрядчества» в данном черновом варианте не представлен. Еще ранее — в июне 1944 года, когда была начата подготовка к Собору 1945 года, владыка Григорий предлагал в Совете по делам РПЦ поставить на Соборе вопрос об объединении со старообрядцами, однако тогда это не нашло отклика.
Л.К. Александрова-Чукова
Сущность всякой секты заключается в уклонении от правильного православного религиозно-нравственного учения, а сущность раскола — в уклонении от православно-церковного руководства, от церковной дисциплины.
Внутренними причинами этого уклонения являются: 1) «неразумная ревность» о спасении, толкающая на искание новых путей и средств спасения; 2) самомнение и гордость, производящие распри, словопрения и разъединения и 3) увлечение разными учениями без надлежащего руководства.
Внешние причины уклонений от Церкви коренятся отчасти в исторических, социальных и культурных условиях быта, а, главным образом, в сложившихся под влиянием этих условий формах церковной жизни, не всегда спокойно принимаемых склонными к безоговорочной критике людьми. Некоторые из этих форм жизни со стороны наиболее нетерпеливых ревнителей «истинной церковной жизни» подвергаются особенной критике вследствие ослабления в последнее время церковного авторитета или даже утраты у иных благоговейного отношения к предметам религиозного почитания и нередко ведут таковых к уклонению от общения с Церковью.
Обновленчество. Обновленческий раскол в церкви появился в мае 1922 г. Пользуясь временным заключением Патриарха Тихона в связи с делом изъятия церковных ценностей, небольшая группа петроградских и отчасти московских священников (прот. А.И. Введенский, свящ. Е. Белков, прот. Красницкий и др.) обманным образом захватила церковную власть в свои руки. Получив от Патриарха право на временное исполнение текущих дел, они, пригласив жившего на покое в Москве еп. Леонида (Скобеева), объявили себя Высшим Церковным Управлением, разослали указания по епархиям и, пользуясь общей растерянностью, захватывали в свое ведение как отдельные приходы, так и целые епархиальные управления. Под предлогом оживления церковной жизни, они вводили богослужения на русском языке, служили при открытых царских вратах, допускали второбрачие духовенства, и, в целях якобы более широкого и лучшего выбора ставленников, вводили женатый епископат. Таким образом, на первых порах привлекли многих на свою сторону. Но с возвращением к власти Патриарха Тихона движение это остановилось, и многие примкнувшие к обновленцам вернулись снова под главенство Патриарха. Началась борьба обновленцев с тихоновцами, продолжавшаяся и по смерти Патриарха в 1925 г.
В связи с этой смутой появлялось обновленчество и на Украине то в виде автокефалистов, объявивших себе самостоятельность от Патриарха Тихона, то в виде самосвятов, посвящавших избранных в архиереи лиц без участия епископов просто рукоположением присутствовавших и совершавших богослужение на простонародном украинском языке.
Постепенно это обновленческое движение ослабевало. Настоящее время обновленческое Центральное Управление находится Москве в виде Синода, где председателем м. Виталий, а одним из активных деятелей является м. А. Введенский. По местам кое-где (особенно на юге и в Сибири) еще есть обновленческие епископы и обновленческие приходы.
Григорианство. В конце 1925 г. группа православных епископов во главе с архиеп. Свердловским Григорием (Яцковским) воспользовалась арестом митр. Петра (Полянского) и, не дожидаясь объявившегося м. Сергия Страгородского, назначенного митр. Петром в качестве Патриаршего Местоблюстителя, пыталась также захватить власть по управлению Русской Православной Церковью в свои руки. Около них объединились до 10 архиереев, которые некоторое время в своих епархиях управляли от имени своего Совета, но постепенно оно (движение — Л.А.) само сошло на нет. Идеологически оно не вносило ничего нового и являлось только борьбой за власть.
Иосифлянство. Иосифлянское движение явилось в Ленинграде как протест против перевода митр. Иосифа (Петровых) из Ленинграда в Одессу вследствие незарегистрирования его гражданской властью. Во главе этого дела стояли, кроме самого митр. Иосифа, еп. Дмитрий (Любимов), еп. Сергий (Дружинин); примыкали скрытно и некоторые другие архиереи. Отличительной особенностью этого движения было непоминание митр. Сергия как Патриаршего Местоблюстителя при богослужении, и уклонение от поминовения власти. Держалось это движение в некоторых приходах духовенством и, главным образом, монашками разных подворий. Как движение исключительно политическое (непоминание Сергия из-за его распоряжения о поминовении власти), оно скоро было прекращено.
Сектантство. В то время как раскол отделяется от Церкви вследствие разности в обрядах, сектантство отделяется вследствие самого религиозного учения, отличного от принятого Церковью и считающегося Церковью еретическим. Русское сектантство по содержанию своего учения делится на секты рационалистические и мистические. К сектам рационалистическим относятся: духоборцы, молокане с разветвлениями, штундо-баптисты, толстовцы и адвентисты.
Рационалистические идеи обнаружились в России издавна (еще с XIV века), особенно распространились с XVIII века.
В Ленинградской области раньше существовала секта скакунов хлыстовского типа, широко распространенная на Кавказе. Из отчетов Епархиального управления за 1945 г. усматривается, что во многих епархиях сектантство и раскол не только не исчезают, но имеют склонность к дальнейшему развитию.
В Ленинградской епархии, часто в Новгородской и Псковской имеются сектанты — евангелисты, баптисты, чуриковцы; проявляется в наши дни у некоторых лиц особый интерес к местам Священного Писания, говорящим о втором пришествии Христовом, к своеобразному толкованию библейских пророчеств, к предсказанию будущего по Священному Писанию. В связи с этим есть данные для развития секты типа адвентистов. По личному опыту Саратовской епархии надо думать, что и в других епархиях сектантские и раскольнические течения также не только не исчезли, но живут и даже имеют склонность к развитию в связи с недостатком священников в приходах и с их недостаточным богословским образованием.
Такое развитие сектантских и раскольнических течений не только вносит разложение в среду верующих, отторгая их из ограды Святой Православной Церкви, но вносит разлад и в само общество через пропаганду идей, развращающих его сознание и нравственность, — скопчество, лжемистицизм и т.п.
Ввиду этого, представляется необходимым и своевременным обратить особенное внимание на эти печальные явления и принять меры к борьбе с ними.
Какие же меры было бы возможно принимать в этом отношении в настоящих условиях?
Вследствие такого двойного характера причин, порождающих секты и расколы, борьба с этими явлениями должна идти по двум направлениям — чисто церковному и государственному.
В церковном отношении, прежде всего
1. Должна быть выяснена наличность тех или иных сект или раскола в каждом приходе епархии через местное духовенство и таким образом установлены районы распространения сект в епархии для ориентировки при назначении в такие места специально подготовленных священников.
2. После выяснения характера находящейся в данном приходе секты прежде специального разбора учения этой секты в своих богослужебных беседах и проповедях священник должен раскрыть положительное учение Православной Церкви, особенно тех основных истин веры, которые неправильно толкуются сектантами. Священник должен при этом объяснить значение Церкви в жизни христианина: значение таинств, смысл отдельных моментов богослужения, особенно осторожно объясняя те места вероучения, которые ошибочно понимаются сектантами. [Разработать для местного духовенства тематику церковной проповеди. Священники приходов, где есть сектанты, должны сдавать систематически отчеты о своей работе с ними].
3. Для лучшего ознакомления с Православным вероучением, необходимо вводить в приходах общее пение установленных при богослужении молитв всеми молящимися.
4. Всемерно заботиться о внешнем благолепии богослужения и его истовости (уставности): не допускать в совершении богослужения торопливости, небрежности, уклонения от устава; соблюдать строгую благоговейность в храме, в алтаре; устраивать церковные хоры со строго церковными напевами. На это должно быть обращено самое серьезное внимание. [Обратить особое внимание на исполнение треб, особенно таинства крещения, брака, погребения-отпевания. Перед коллективным крещением полезно разъяснить значение таинства и обязанности восприемников и родителей, значение нательного креста. Не сокращать произвольно отпевания, молебна, панихиды. Совершение как следует индивидуальных треб — лучший миссионерский прием, часто воздействующий глубже и непосредственнее, чем общее богослужение. Главнейшие молитвы, которые должен знать христианин, петь всем храмом, чтобы люди выучили. Шире привлекать желающих в церковный хор].
5. В своей духовной работе в приходе весь причт должен учитывать все положительные черты жизни сектантов, уделяя особенное внимание наиболее выдвигаемым ими вопросам (нравственная жизнь, трезвость, воспитание воли, нравственное значение догматов Церкви и пр.).
6. Особенно строго должно наблюдать духовенство сектантских приходов за нравственной стороной своей жизни, помня, что «слова только учат, а увлекают примеры». Без собственного личного примера жизни каждого члена клира никакая успешная борьба с сектанстсвом немыслима. Поэтому в поведении клира строгая дисциплина должна быть на первом месте, и такие поступки, как пьянство и курение, посещение увеселительных мест, вносящие соблазн в среду верующих, должны беспощадно преследоваться в интересах борьбы с сектантством. [Так как многие священники и другие члены клира пришли из гражданской среды — укрепить дисциплину и объяснить правила поведения, необходимые для духовенства в общественных местах, при посещении мест увеселения особенно в районах, зараженных сектантством, так как сейчас господствует слишком либеральный взгляд (например, Маслов появляется на Островах в легкомысленном окружении)].
7. Церковная благотворительность имеет большое значение для привлечения сектантов к жизни Церкви. Поэтому клир прихода должен заботиться об организации в приходе благотворительной помощи (денежной и натуральной) сиротам, больным и инвалидам, находящимся в приходе.
8. Назначенные в сектантские приходы священники должны непременно предварительно изучить общий курс сектоведения и расколоведения, а затем, во время прохождения службы в приходе, их необходимо периодически вызывать в епархиальный центр для консультации по вопросам теории данной секты, и по методике ведения бесед и обращения с сектантами. Не лишне ввести и заочный курс обучения сектантства и расколоведения при Богословско-Пастырский школах (курсах). [Для привлечения к церкви детей хорошо устроить им место за решеткой со скамейками, где бы их не давили и откуда они могли бы видеть богослужение. Для священников и диаконов, не имеющих богословского образования, и даже для архиереев, организовать при Московском Богословском институте заочное обучение, обязательное для священников и дьяконов до 50-летнего возраста. Обучаются дома по программе и приезжают 2 раза в год на консультации и экзаменационные сессии; получают дипломы, как и студенты. Для заинтересованности выдавать пособия или стипендию].
9. В епархиальном центре должно быть при епархиальном архиерее особое ответственное лицо — консультант-миссионер, который лично и заочно проводил бы поименно руководящую работу с духовенством по борьбе с сектантами и, по мере надобностей и возможностей, выезжал бы на места для такого руководства
10. Чтобы в закрытых приходах не замирала церковная жизнь, обеспечить их церковным руководством. Способы возможные: 1) Иметь при епархиальном управлении разъездного епархиального наблюдателя — священника с обязанностями обслуживать по плану приходы епархии. 2) Прикрепить к наиболее подготовленным священникам по нескольку закрытых приходов епархии. В закрытом приходе нужно хотя бы 2 раза в год совершать требы, служить в храмовый праздник, в Рождество, поминальный день и в Великом Посту. 3) Снабдить главным образом сельских священников материалом на рясы, чтобы имели приличный вид.
11. Для усиления работы в данном направлении совершенно необходимо, чтобы не один только священник, как настоятель прихода, но чтобы и весь состав причта соответственно своей подготовке работал в этом направлении под руководством настоятеля. [Ввиду отсутствия возможностей для обмена опытом прикреплять молодых членов клира к более опытным и образованным, для совета и опыта благочинным усилить работу с ними].
12. В епархиальном центре должна быть собрана справочная литература по вопросам сектоведения и расколоведения, которою могло бы пользоваться духовенство сектантских приходов.
13. Для большего удобства желательно было бы подготовить ряд методически разработанных бесед по отдельным темам, касающимся сектантства и раскола, с указанием в них конкретного материала, мест из Священного Писания, фактов, приемов и т.п., которыми духовенство могло бы пользоваться на местах в приходах.
14. Такие методически разработанные беседы должны быть издаваемы Патриархией наряду с изданием молитвословов для общего употребления. Полезно было бы переиздание хотя бы «Миссионерского руководителя по Библии», составленного диаконом И. Смолиным, журнал «Миссионерское обозрение» и его же «Меч духовенства в ограждении от меча лжеучителей».
Кроме всех этих мероприятий, осуществление которых зависит главным образом от церковной власти и самого духовенства, очень большое значение в деле борьбы с сектантством и расколом имеют и внешние мероприятия общекультурного характера, проведение которых зависит от гражданской власти. К числу таковых относится, кроме широкой пропаганды развития просвещения чрез общеобразовательные школы для борьбы с темнотою и невежеством, от которых главным образом зависит уклонение в секты и расколы, следующее:
1. Содействие правительства широкому открытию храмов, где верующие могли бы получать удовлетворение своих религиозных духовных нужд из нормального источника, минуя сектантских и раскольничьих начетчиков, увлекающих темные массы в крайности рационализма и мистицизма.
2. Разрешение священникам одного прихода совершать богослужение в тех соседних храмах, где нет священников вследствие того, что пока их недостаточно. В настоящее время такого разрешения нет, между тем эта мера, дающая возможность удовлетворять духовные потребности верующих тех приходов, где временно нет священников, вместе с тем лишала бы возможности различных самозваных «учителей» проникать в свободные приходы и вести там свою пропаганду.
3. Содействие к возможно широкому распространению противосектантский и противораскольнической литературы. [Просить у государства: 1) Печатание Библии, Евангелия, кратких молитвенников с разъяснением молитв, шире распространять краткий церковный календарь и более дешевый. 2) Непременно организовать производство нательных крестов и мелких икон. Наладить печение просфор, чтобы это вошло в быт].
4. Прекращение издания низкопробной антирелигиозной литературы макулатурного характера, с заменою ее исключительно литературой естественно-научного содержания.
5. Разрешение на открытие нескольких женских монастырей, куда могли бы собраться рассеянные повсюду бывшие обитательницы женских монастырей и подворий. Под руководством надежных настоятельниц и просвещенных священников эти «монашки» сами питались бы чистым религиозным учением и лишены были бы возможности сеять в народе всякие нелепые учения узкого фанатизма, сектантства и раскола.
6. Поднятие внешнего авторитета духовенства со стороны низших представителей власти на местах, нередко в своих отношениях к духовенству проявляющих линию поведения, идущую в разрез с указаниями центральной государственной власти, и тем дающих повод разным бесконтрольным пропагандистам нарушать желательный правильный и законный ход церковной жизни в приходах.
Источник: Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова)
© Александрова Л.К. СПб. 2010.