Хотя Уэльс занимает лишь небольшую часть острова Британия (собственно полуостров Уэльс на западе и прилегающий к нему остров Англси и ряд небольших островков) и состоит всего из восьми графств, в I тысячелетии эта земля породила сотни святых. Большую часть Уэльса составляли леса, верещатники и холмы, но при этом Уэльс стал настоящим рассадником христианства, строгой монашеской жизни, культуры, образования, учености. Точно неизвестно, сколько святых просияло на уэльской земле и прилегающих островах, но их число можно сравнить с числом святых, просиявших по всей Англии!
В первые века по Рождеству Христову в Уэльсе господствовало так называемое римо-британское христианство: христианами были в основном переселенцы из Рима, а позднее – романизированная часть населения. Что немаловажно: на Уэльс почти не оказало никакого влияния переселение языческих племен англов, саксов и ютов с материка в Британию – эти племена заселили в основном восток и частично север, юг и центр Британии.
Церковная жизнь в Уэльсе развивалась, а в середине V века его посетил святитель Герман Оксеррский, обученный в галльских монастырях в той традиции, в которой подвизались великие египетские отшельники. Здесь учениками святого Германа стали святые Иллтид, Патерн, Дифриг, Самсон и другие отцы-основатели уэльского монашества. Восприняв египетскую модель монашества, святые Уэльса очень быстро просветили и всю свою страну, и этот дух святости постепенно распространился на Корнуолл, Дорсет, Сомерсет, частично на Ирландию, северную Англию, Шотландию и даже Бретань. Появились многочисленные монастыри, монашеские школы; немало подвижников подвизались и в отшельнической жизни. Отшельники селились не только в части Уэльса, расположенной на острове Британия, но и на многочисленных прилегающих мелких островах, образовав на них монашеские центры. Среди наиболее прославленных монашеских островов Уэльса были Англси и Бардси. О последнем мы поговорим поподробнее.
Святой остров Бардси, известный также как «Остров двадцати тысяч святых», находится в уэльском графстве Гуинедд, чуть западнее острова Британия. Его название в переводе с английского означает «Остров бардов». Ширина его – 1 км, длина – 1,6 км. После того как святой Кадфан Уэльский основал здесь (вероятно, около 516 года) первый монастырь, этот остров стал важным центром созерцательной монашеской жизни. В период всего средневековья Бардси был местом постоянного паломничества верующих. В 1212 году на нем появилась католическая монашеская община августинцев. В 1537 году Генрих VIII приказал разрушить все существовавшие на острове монастыри. Но Бардси и в наши дни не перестает привлекать многочисленных паломников.
Берега острова Бардси всегда были интересны для художников, поэтов и музыкантов из-за своей отдаленности, живописной дикой природы и необычайному духу святости. Кстати, на этом острове встречаются большие популяции достаточно редких птиц, таких как обыкновенный буревестник и клушица. Недавно в окрестностях острова насчитали до 7000 особей буревестников. В море рядом с островом в большом количестве обитают серые тюлени, дельфины и даже морские свиньи. На острове растут редкие виды деревьев, имеются более десяти видов лишайников.
Бардси заселялся еще со времени неолита. В первые века христианства он был прибежищем для христиан, страдавших от гонений в Британии со стороны римлян. До того, как на остров прибыл святой Кадфан, здесь уже существовал как минимум один кельтский монастырь. Начиная с VI века, на острове постоянно подвизались в непрестанной молитве сотни монахов, а барды называли это место «прямой дорогой на небо» и «вратами в Рай». Во многом благодаря таким островным монастырям, как на островах Бардси и Англси, Уэльс прозвали «фиваидой святых».
В то время как почти вся Западная Европа приняла католицизм в XI веке, на острове Бардси кельтский православный монастырь существовал вплоть до начала XIII столетия!
Сегодня тысячи людей приезжают сюда хотя бы ступить на этот остров, освященный святыми. Правда, из древних монастырских построек здесь можно найти лишь почти сплошные руины, за исключением частично сохранившейся колокольни XIII века и древнего кельтского креста, стоящего на том месте, где за долгие столетия было захоронено «двадцать тысяч святых монахов». В 584 году на этом острове был похоронен святой Даниил – первый епископ Бангора в Уэльсе (535–584; память 11 сентября), во имя которого до сих пор освящен собор в Бангоре. Другой великий святой Уэльса – Дифриг († 545) – был также похоронен на острове Бардси, но в 1120 году его мощи перенесли в Лландафф.
Но самой удивительной достопримечательностью острова Бардси является, конечно, уже согнувшаяся от старости, но до сих пор растущая и плодоносящая яблоня. По преданию, этой яблоне уже не менее тысячи лет – она является единственным деревом, оставшимся от монастырского фруктового сада Бардси, о котором заботились православные монахи этого острова еще в I тысячелетии! В 1998 году эксперты из Национальной плодовой станции в Брогдейле пришли к выводу, что возраст этой чудом уцелевшей яблони как раз соответствует тому, который называет предание, – 1000 лет. Это древний сорт «бардсийское яблоко», а яблоня эта является единственным подобным деревом во всем мире. Недавно с этой яблони были срезаны черенки и благополучно привились в другом месте. Почему бы эту яблоню тоже не считать святыней?
После закрытия монастырей Генрихом VIII кое-какие монастырские вещи с острова Бардси, возможно, и удалось спасти. Так, известно, что сидения для певчих, две алтарные преграды и колокола были перенесены в только что открытую в то время церковь в Лланенгане.
Лишь через более чем 300 лет после Реформации на острове Бардси возобновились богослужения – в построенной в 1870 году часовне методистской церкви. Население острова в 1881 году составляло 132 человека, в 1961 году оно упало до 17 человек, в 2003 году на острове проживало всего четыре жителя.
Одним из величайших «островных святых» Уэльса был преподобный Кадфан († нач. VI в. или ок. 530 –590; память 1 ноября), которого мы уже упоминали. Уроженец Бретани или юго-восточного Уэльса, святой Кадфан был учеником святого Хивина и, возможно, своего родственника – святого Винвало. В молодости он основал церкви и общины в Финестере и Кодс-Ду-Нотр, а позднее, став во главе огромного числа подвижников-миссионеров, среди которых были святой Тидеко и другие, двинулся на запад и основал несколько монастырей в Уэльсе. Его имя связано, главным образом, с прославленным монастырем в Тауин в графстве Гуинедд (Гвинед) на северо-западе Уэльса и с монастырями на острове Бардси, куда он позднее удалился для отшельнической жизни. Был первым настоятелем монастыря святой Марии на этом острове; обитель эта стала великим монастырским центром. Есть свидетельства тому, что на кладбище аббатства в Бардси было похоронено не менее 20 000 святых, о чем мы уже говорили. Сохранились святой колодец подвижника рядом с церковью в Гуинедд и камень святого Кадфана. Вероятно, подвижник также основал монастырь в Ллангадфан в Монтгомеришире. Вторым игуменом на острове Бардси стал святой по имени Ллеодад. Несколько веков спустя мощи святого Кадфана перенесли в собор Лландаффа.
К сожалению, о жизни почти всех кельтских святых сохранилось очень мало достоверной информации, и исследователям приходится собирать по крупицам материалы, связанные с этими удивительными подвижниками.
Поистине легендарной личностью является святой Брихан (Бриан), король Уэльса (память 6 апреля). Он родился около 415 года и вошел в историю как благоверный король Уэльса, имевший 24 святых детей! Все они в значительной мере просветили Корнуолл и северный Девон. По преданию, одной из его дочерей была святая Гладис, мать великого святого – Кадока. Вот уж поистине достойный пример семейной святости.
Биография святого Брихана обросла легендами, поэтому трудно установить, что из описываемого в различных источниках о его жизни является подлинным, а что – вымыслом, легендой более позднего времени. Но точно известно, что Брихан всю жизнь был верен Церкви и ее учению и самоотверженно заботился о нуждах своего народа. По преданию, святой Брихан в старости отрекся от престола и стал отшельником. Он отошел ко Господу в конце V века; возможно, был похоронен на острове Инис-Брэхан, названном в его честь.
Одной из любимейших святых жен Уэльса является преподобная Двинвена († ок. 460; память 25 января). Она была родом из Уэльса и славилась подвижнической жизнью. О ней почти не сохранилось информации, однако многие церкви в Корнуолле и Уэльсе освящены в ее честь, что говорит о большой любви многих местных благочестивых жителей к святой Двинвене на протяжении веков. Святой родник, часовня и гробница с мощами святой Двинвены в Лландвине на острове Англси были местом постоянного паломничества. Некоторые считают святую Двинвену покровительницей влюбленных. С 1960 года день памяти святой Двинвены приобрел и светскую форму, став вроде «дня святого Валентина в Уэльсе».
Святой Дингад (V в.; память 1 ноября) был отшельником в Лландингад, ныне Ландовери в области Дайфед в Уэльсе.
Морган Уэльский, отшельник (VI в.; память 26 сентября), был учеником святого Иллтида – одного из отцов-основателей уэльского монашества. Святой Морган долгие годы жил отшельником и преставился на острове Бардси. Несколько церквей в Уэльсе и Корнуолле освящены в его честь.
Святой Павлин Уитлендский (память 23 ноября) был отшельником, наставником и игуменом в конце V и начале VI века. Он также был учеником святого Иллтида. Он основал монастырь в Уитленде в Кармартеншире, где среди его учеников были святые Давид, покровитель Уэльса, и Тейло. Святой Павлин основывал также церкви и часовни в окрестностях Лландовери. В XX веке был найден камень, сейчас хранящийся в музее Кармартена, на котором написано, что «святой Павлин был хранителем веры, всегда любил свою страну и вел исключительно праведную жизнь». Возможно, святой Павлин присутствовал на церковном Соборе в Бреви в 545 году.
Преподобный Сейриол Уэльский (VI в.; память 1 февраля) – это великий святой, чье имя носит остров Инис-Сейриол, или Паффин, что недалеко от побережья острова Англси в Уэльсе, где до сих пор сохранились остатки основанного подвижником небольшого монастыря Пенмон. Святой Сейриол родился около 494 года и долгое время был отшельником на острове Англси, где сохранился его колодец и маленькая келья, в которой он жил. Возможно, святой Сейриол был другом другого знаменитого подвижника – святого Киби. Они оба очень любили обходить остров в постоянной молитве. Ученики святого Сейриола построили обитель и сделали его первым настоятелем, однако в конце жизни святой Сейриол удалился на остров Инис-Сейриол, где вел отшельническую жизнь.
Преподобный Бринак (также Бринах; V–VI вв.; память 8 апреля) построил келью и церковь в местечке под названием Карн-Англи («Гора ангелов»), у самого подножия этой горы близ городка Нефин графства Гуинедд в Уэльсе. Был знаменит Красный колодец, получивший от святого Бринака целительную силу. Святой подолгу молился в холодной воде. Отличался такой нестяжательностью, что в его келье не было ничего, кроме камня, который ему служил подушкой. Несколько церквей в графстве Пемброкшир освящены в его честь. Он основал несколько часовен вдоль протекающих по Уэльсу рек. В Неверне, где он основал маленький монастырь, у него было много учеников. Впоследствии там существовала монашеская школа, а ныне от монастыря сохранилась церковь святого Бринака.
Преподобный Киан (VI в.; память 11 декабря) был отшельником в Уэльсе в местности, относящейся к современному графству Карнарвоншир. Праведник много боролся с бесами. Он известен также как святой Перис. Церковь в деревне Нант-Перис освящена в его честь. В другой деревне, названной его именем, сохранился святой источник, из которого пил сам святой. Одно озеро неподалеку названо в честь святого Киана.
Святой отшельник Татан Гламорганский (нач. VI в.; память 26 декабря) подвизался в Гламоргане в Уэльсе, где основал монастырь, названный впоследствии Сент-Атанс.
Святой отшельник Мерин (VI в.; память 6 января) был учеником настоятеля Данода в Бангоре. Святого Мерина почитают в этой области Уэльса, а также в Бретани.
Святой Эйнган (также Эйнион; VI в.; память 9 февраля) был принцем из Англии. Он покинул родной Камберленд и обосновался в Уэльсе. Прожил остаток жизни отшельником в Лланенгане близ Бангора.
Родителями одного из величайших основателей монастырей Уэльса преподобномученика Кадока († ок. 575) были – ни много ни мало – король и королева Уэльса! Они тоже прославлены во святых. В ранней Церкви Британии нередко можно обнаружить целые семьи святых. Подчас представители нескольких поколений одной семьи становились святыми. Имена родителей святого Кадока – Гундлий (также Гвинлиу; † ок. 500; память 29 марта) и Гладис (V в.; память 29 марта). После рождения и воспитания святого Кадока благочестивая королевская чета предалась подвижничеству. По преданию, оба, будучи уже в преклонных летах, жили в таком воздержании, что не ели почти ничего, кроме хлеба, пили одну воду, имели обыкновение молиться в холодной воде в зимнюю стужу. Даже ночью они не прекращали молитв. Они каждый день посещали церковь, молясь и делая земные поклоны перед алтарем. В последние годы жизни святой Гундлий одевался в рубище, ел только ячменный хлеб, перемешанный с пеплом, пил простую воду. К постоянной молитве уединения он прибавлял ручной труд. На смертном одре святого Гундлия посетили святые, которые его причастили. В городе Ньюпорт во имя святого Гундлия освящена церковь. Поистине это замечательный и далеко не единственный пример семейной святости в Британии.
Память святого Дерфела-Гадарна († ок. 566–660) празднуется 5 апреля. Это труднопроизносимое имя означает «Дерфел сильный». Он был солдатом, а затем бросил военное дело и предался подвигам во имя Божие. Он был отшельником в Лландерфеле графства Гуинедд в Уэльсе. Возможно, некоторое время он был игуменом в обители Лландвид и на острове Бардси. Его часто воспевали в поэзии. К раке с его мощами в одной из церквей Уэльса долгое время совершались паломничества. В церкви в Лландерфел хранилось изображение этого святого на дереве, которое было сожжено в Лондоне по приказу Кромвеля в XVII веке; исполнителем же этого приказа был некий Джон Форест. Тем самым сбылось пророчество святого, что его «сожжет лес» (английское слово forest в переводе означает «лес»).
Святой Синевл (VI в.; память 30 апреля), брат святого Даниила, первого епископа Бангорского, тоже вел уединенную аскетическую жизнь на севере Уэльса, где несколько церквей были освящены в его честь.
Преподобный Маел (также Махел; VI в.; память 13 мая) был учеником святого Кадфана Уэльского. Вместе они перебрались из Бретани в Уэльс. Там святой Маел подвизался на острове Бардси, вел отшельническую жизнь. Церковь XII века в уэльском городке Корвен освящена в честь святого Маела и его сподвижника святого Сулиена.
Преподобная Мелангелла Уэльская († 590; память 27 мая) отказалась от многообещающего брака и всю жизнь подвизалась в глухих лесах области Поуис в Уэльсе в полном уединении и молитве. Ее гробница с мощами до сих пор находится в древней приходской церкви святой Мелангеллы городка Пеннант-Мелангелл в Уэльсе. Святая Мелангелла, по одному из преданий, основала монастырь и прожила в нем 37 лет, была его настоятельницей. Дикие зайцы жили рядом с ней всю ее жизнь как домашние животные. В графстве Монтгомеришир, где подвизалась святая Мелангелла, в течение столетий не было охоты на зайцев, которых в той земле называли «малые агнцы Мелангеллы». Подвижница – одна из самых почитаемых святых жен уэльской земли; к ее мощам приезжают многие православные и инославные почитатели.
Замечательным кельтским святым и молитвенником является отшельник Гован Уэльский (VI в.; память 20 июня). Этот подвижник подвизался на самой середине крутого утеса Сент-Гованс-Хед района Дайфед в Уэльсе (графство Пемброкшир), где до сих пор можно увидеть его маленькую каменную хижину – размером всего 18 х 12 футов. Скорее всего, святой был захоронен под алтарем часовни, в которую вскоре после его смерти была переделана хижина. Вероятно, святой Гован был учеником ирландского святого Аильбе. Рядом с кельей-часовней святого Гована сейчас существует святой колодец, носящий его имя. От хижины вниз к морскому берегу ведут 50 каменных ступеней, и, возможно, столько же ведут по склону наверх. К келье и предполагаемому местоположению мощей святого отшельника часто приезжают паломники. Благодать, молитвенный дух, которые стяжал святой Гован, не покидали и не покидают это место. По преданию, когда однажды на святого хотели напасть пираты, в скале внезапно появилась расселина, куда святой смог спрятаться и избежать смерти. У святого был маленький серебряный колокол, который звонил необычайно громко, так что звон его разносился на многие километры и был абсолютно чистым. Пираты однажды утащили у него колокол, но ангелы чудесным образом вернули его святому.
Святого отшельника Кевила (также Кевидд; VI в., память 1 июля) почитают на острове Англси в Уэльсе и в месте Лэнкот графства Глостершир, Англия. Церковь в уэльской деревне Абередв освящена в его честь, сохранилась также древняя монастырская церковь святого Петра и святого Кевила в Стейнтоне. Сохранилась и пещера этого святого, называемая Лливелин-Кейв.
Святой Кеннет Уэльский (VI в.; память 1 августа) был отшельником на полуострове Говер в Уэльсе, где жил в сооруженной им крохотной келье среди скал. Это место сейчас называется Лангенид в память о нем.
Баррог Уэльский, отшельник (VII в.; память 27 сентября), был учеником святого Кадока. В честь святого Баррога назван остров Барри у побережья Гламорган Уэльса, где он жил отшельником.
Отшельником на севере Уэльса жил преподобный Сенан (VII в.; память 29 апреля), сведений о жизни которого не сохранилось.
Корнуоллские отшельники
Корнуолл – это историческая область и полуостров на юго-западе Британии; является графством Англии. Сейчас его население чуть более чем полмиллиона человек. Это очень живописный район, привлекающий множество туристов. Исторически Корнуолл развивался обособленно, а в период ранней истории был независим от Англии. В I тысячелетии здесь жило племя кельтов. Монашество появилось во второй половине V века в местечке Тинтаджел. Христиане Корнуолла имели общение с Уэльсом и Ирландией. Монашеские традиции Корнуолла восходили к отшельникам из Египта, прямые контакты с которыми тоже имели место. Среди большого числа корнуоллских святых было немало отшельников, хотя почти обо всех сохранилась весьма скудная информация.
Святая Кейна Корнуоллская (V в.; память 8 октября) была родом из Уэльса. Она подвизалась в Корнуолле. По некоторым сведениям, место Кейншем в английском графстве Сомерсет было названо в ее честь. Во имя этой святой освящена церковь в Корнуолле. На месте ее отшельнической жизни сохранился целебный источник, появившийся здесь по молитвам святой Кейны, которая благословила, чтобы все люди, пившие из него, получали исцеление, а молодожены – прочную семейную жизнь. Своей молитвой святая Кейна превратила всех ядовитых змей, бывших настоящим бедствием района Корнуолла, где она подвизалась, в камни; остатки некоторых из них (напоминающие окаменевших змей) сохранились.
Преподобный Пиран Корнуоллский († oк. 480; память 5 марта) был отшельником близ города Пэдстоу в Корнуолле. Издавна является покровителем горняков и шахтеров Корнуолла. Город Перранпорт в Корнуолле назван в его честь. В начале XX века близ Перранпорта в Корнуолле под землей была обнаружена уцелевшая церковь, основанная еще святым Пираном. Очевидно, ее занесло песком несколько столетий тому назад. Святой Пиран почитается как один из величайших святых Корнуолла наряду со святым Петроком.
Святой Гуйер Корнуоллский (память 4 апреля) был священником и отшельником в Корнуолле, где церковь освящена в его честь.
Святой Гверир (память 4 апреля) подвизался близ Лискерда в Корнуолле. У его могилы получил исцеление от серьезного недуга святой король Альфред Великий. В келье святого Гверира позднее подвизался святой Неот.
Одной из величайших святых Корнуолла является святая Эндельенда (также Эндельон; VI в., память 29 апреля). Вероятно, святая родилась в Корнуолле и была сестрой святого отшельника Нектана Хартлендского. Она просветила большую часть северного Корнуолла, где основала несколько часовен. На том месте, где она подвизалась в строгости отшельнической жизни, сейчас находится населенный пункт Сент-Эндельон, названный в ее честь. Сент-Эндельон знаменит приходской церковью, посвященной этой святой, где сохранилась часть ее гроба, а также двумя святыми источниками, связанными с ней. По преданию, святая держала у себя корову, которая питала ее молоком. В том районе трава была зеленее, чем в любом другом месте Англии. Однажды эту корову убил разбойник, а святая заступилась за него, и его не казнили. Она заранее знала день своей смерти и, по преданию, была убита пиратами, получив мученический венец. Незадолго до этого ее причастили.
Святой Маден (также Мадерн; † ок. 545; память 17 мая) родился в Уэльсе, позднее переехал в Бретань. Очень много церквей освящено в его честь, особенно знаменита церковь в Корнуолле, стоящая в миле от колодца святого Мадена. Вода этого колодца принесла исцеление многим людям, страдающим от сильной боли. По преданию, церковь стоит на месте его кельи, где святой подвизался в затворе. И до сих пор сюда приезжают паломники.
Преподобный Петрок (? – ок. 594 или 468–564; память 4 июня) – один из самых замечательных святых Корнуолла и покровитель этой области. Святой Петрок родился в Уэльсе, обучался в Ирландии, а позднее обосновался в Корнуолле. Будучи сыном одного валлийского правителя, святой Петрок отказался после смерти отца разделить власть с братьями, твердо решив посвятить жизнь служению Богу. В Корнуолле деятельность святого Петрока была очень активной и значительной. Он основал свой главный монастырь в месте, названном в его честь Петрокстоу (ныне город Пэдстоу). Другой монастырь был основан святым Петроком в Бодмине, где он и преставился. Там до сих пор находится красивая рака, в которой до Реформации почивали мощи святого. По преданию, святой Петрок также трудился в Девоне в Англии и на острове Бардси в Уэльсе, основывая церкви и проповедуя. В течение жизни святой Петрок провел много лет в уединении в созерцательной молитве, в молодости был знаком со святым Самсоном – другим великим святым, с которым они вместе вели отшельническую жизнь. По некоторым преданиям, святой Петрок неоднократно совершал паломничества в Рим, на Святую землю, а несколько лет даже прожил в Индии. В Ирландии святой Петрок обучал святого Кевина, а в Корнуолле обратил в христианство святого короля Константина. Святой имел особую любовь к Священному Писанию. Возможно, святой Петрок во время своих путешествий служил и проповедовал в разных частях Уэльса (Кардиган, Пемброкшир), Англии (Сомерсет, Дорсет) и Бретани. Бесчисленное число церквей в Уэльсе и Корнуолле освящено во имя этого удивительного святого. В графстве Дорсет и на западе Англии не менее 17 древних приходов освящено в его честь. Также некоторые места, такие как Ньютон-Сент-Петрок или Петрокстоу в Девоне, связаны с этим святым. Флаг Девона с 2006 года называется флагом святого Петрока. Считается одним из покровителей Корнуолла наряду с архангелом Михаилом и святым Пираном. В конце XX века в Австралии на острове Тасмания был основан православный монастырь в честь святого Петрока.
Великой кельтской подвижницей была преподобная Морвенна Корнуоллская (V–VI вв.; память 8 июля). Несколько мест и населенных пунктов Корнуолла носят имя святой Морвенны, например Морвенстоу. Возможно, ее мощи находятся под полом церкви в Морвенстоу, где она неоднократно являлась людям в видениях. По преданию, святая Морвенна родилась (ок. 460) и обучалась в Ирландии, а позднее вела отшельническую жизнь в Морвенстоу, рядом с морем, на краю обрыва. Там она построила каменную церковь своими руками. Рядом с ее церковью до наших дней сохранился источник, забивший еще при жизни святой. В Морвенстоу совершаются паломничества.
Населенный пункт Сент-Леван в Корнуолле носит имя в честь преподобного отшельника Левана (VI в.: память 8 июня), который, по преданию, родился в Уэльсе и подвизался в Корнуолле.
Другим великим святым Корнуолла с похожим именем был преподобный Селеван (VI в.(?); память 25 июня). Он был отшельником в Корнуолле.
Отшельник Мавес (прибл. VI в.; память 18 ноября) родился в Уэльсе, подвизался близ Фалмута в Корнуолле. Одна из местных деревень носит его имя. Святой Мавес переехал в Бретань, где он известен как святой Модес, и много церквей освящено в его честь.
Святой Клетер Корнуоллский († ок. 520; память 23 октября) происходил из Уэльса, позднее переехал в Корнуолл. Он вел жизнь отшельника на севере области – на берегу реки Невер и в долине Инни. Некоторые церкви освящены во имя этого святого, например церковь в Сент-Клер недалеко от Лискерда.
Почитаемой святой Корнуолла является отшельница Буриана (VI в.; память 4 июня). Она была родом из Ирландии, позднее вела отшельническую жизнь в Корнуолле. Подвижница была знаменита своим покаянием и святой жизнью. Населенный пункт Сент-Бериан, где сохранилась церковь во имя этой святой, носит ее имя. И другой населенный пункт Корнуолла – напротив островов Скилли – назван во имя этой святой.
Еще один замечательный пример того, что и после смерти святые подвижники невидимо духовно присутствуют в местах своей отшельнической жизни, – это городок Сент-Джаст в Корнуолле. Здесь издавна почитается святой отшельник Иуст Корнуоллский (память 12 августа), который подвизался в этом маленьком городке в нескольких милях от Пензанса в Корнуолле. Сент-Джаст назван в честь этого местночтимого святого. Местная красивая церковь посвящена этому святому. Посещая такие места, верующие чувствуют присутствие святых, укрепляются духовно, молятся им и часто по своей вере получают исполнение молитвенных прошений. А таких святых мест в Корнуолле и других районах Англии очень много. Удивительно, что, по некоторым сведениям, в древности каждый город и каждая деревня в Британии имели своего местного святого покровителя. Однако о многих из них, к сожалению, мы ничего или почти ничего не знаем.
Шотландские отшельники
Немало отшельников породила и Шотландия. Назовем лишь нескольких из шотландских святых отшельников.
Святая Кеннера (или Киннера; IV в.; память 29 октября) – ранняя отшельница в Кирк-Киннер в районе Гэллоуэй в Шотландии.
Святой Мовеан Ирландский, игумен и отшельник (V в.(?); память 22 июля), был учеником святого Патрика Ирландского и настоятелем в Инис-Кусери в Ирландии (нынешнее графство Даун). Он преставился в Шотландии в районе современного Пертшира, где последние годы жизни был отшельником.
Святой отшельник Модан Шотландский (прибл. VI в.; память 4 февраля) родился в Ирландии, проповедовал в Стерлинге, Фалкерке и вдоль пролива Форт в Шотландии. В местечке Драйбург он основал часовню, на месте которой позднее было основано сохранившееся до наших дней Драйбургское аббатство. Недолгое время был настоятелем, а позднее вел отшельническую жизнь в Думбартоне. Его мощи почитались долгое время.
В Шотландии подвизался святой отшельник Лaмалис (VII в.; память 3 марта), в его честь назван островок Ламлаш рядом с островом Арран в Северном Эйршире.
Среди шотландских отшельников почитаются две святые с похожими именами. Первую из них звали Кенота (VII в.; память 13 марта). Святая дева и отшельница Кенота почитается в области Кайл в Шотландии, где церковь освящена в ее честь. Вторую святую звали Кеннока (также Кенноха; † 1007; память 25 марта). Она была знатного происхождения, однако избрала монашеский путь, долгие годы подвизалась в посте и молитве, получив дар чудотворений. Была монахиней в монастыре в графстве Файф в Шотландии. Ее почитали и любили в этой стране, особенно вблизи Глазго.
«Островной отшельницей» является кельтская святая Кентигерна († 734, память 7 ноября). Святая Кентигерна была дочерью Келли, принца Ленстерского в Ирландии, а ее сын Фоеллан тоже прославлен в лике святых. После смерти мужа Кентигерна покинула Ирландию и стала отшельницей на острове Инчебройда («Остров старицы») на озере Лох-Ломонд в Шотландии, где в ее честь освящена церковь до сего дня. Многие шотландские отшельники селились на островках, в том числе и озерных. На месте их отшельнической жизни до сих пор сохраняются следы их часовен и келий, где отшельники, несмотря на холод севера, на жуткие волны, непрестанно горячо молились.
Преподобный Фоеллан (также Филлан) Шотландский (VIII в.; память 9 января) родился в Ирландии, поехал вместе со своей матерью святой Кентигерной, а также с родственником святым Комганом в Шотландию. Там святой Фоеллан принял монашество и подвизался до конца жизни. Место его кончины называется Стратфиллан, где он, возможно, основал церковь или обитель. Сохранилась пещера, в которой подвизался святой.
Мы не можем также не упомянуть святого Эвана (также Инан; IX в., память 18 августа). Он был отшельником в районе современного графства Эршир в Шотландии. Несколько церквей в этой стране освящены в его честь.
Отшельницами были Байа и Маура Шотландские (прибл. X в.; память 2 ноября). Об этих двух отшельницах Шотландии известно мало. Святая Байа была наставницей святой Мауры, которая впоследствии стала настоятельницей монастыря.
Преподобный Гервадий Шотландский (X в.; память 8 ноября) был родом из Ирландии. Он отправился в землю Морей в нынешнем графстве Моришир в Шотландии. Затем стал отшельником в районе современного города Элгин в той же области. В Элгине сейчас стоит кафедральный собор, возможно на месте его отшельнической жизни.
(Окончание следует.)