Британские и ирландские отшельники. Часть 1

0
420
Время на чтение 14 минут

Британские острова и Ирландия в I тысячелетии были поистине землей святых. И хотя в середине XI века Англия (а чуть позднее и Ирландия) насильственно стала католической страной, а в XVI веке при Реформации были разрушены и разграблены многие монастыри, уничтожены иконы и святые мощи и официальным исповеданием стало англиканство, дух православной святости до сих пор здесь жив. Во всей Британии существуют десятки и даже сотни мест, посещая которые любой православный христианин почувствует присутствие благодати, потому что святые угодники в I тысячелетии молились и подвизались в этих местах, освятив их своей молитвой, и этот дух не в силах заглушить ни современная цивилизация, ни век сверхновых технологий, ни полное обмирщение и равнодушие к вере многих современных людей, ни гонения на Церковь и христиан. По всей Британии и на прилегающих к ней островах частично или полностью сохранились напоминания о древней святости: бесчисленное множество церквей, часовен, руин монастырей, монашеских келий древних святых, святые источники, гробницы святых, древние кресты, а кое-где и святые мощи или личные предметы святых. Несомненно, в этом есть и большая заслуга английского народа, который сохранял эти святыни на протяжении многих и многих веков.

Среди святых, просиявших на Британских островах, было немало отшельников. В Ирландии, Уэльсе, Корнуолле – на юге Британии, в Шотландии, северной Англии, на полуострове Бретань и на сотнях маленьких островов подвизались кельтские святые, многие из которых были отшельниками. А после христианизации Англии в VII веке и здесь было тоже немало подвижников, ведших отшельническую жизнь. Нередко анахореты поодиночке или небольшими группами селились в лесах, пустынных и болотистых местах, высоко в горах, на берегах рек, на скалах и утесах у самого моря. 

С первых веков христианства Британия была в близком общении с Церквями Галлии и Рима и многое заимствовала из устройства их церковной жизни и монашества. А Галлия и Рим, в свою очередь, в IV и V веках восприняли монашество и аскезу из Египта и Восточного Средиземноморья. Британия и Ирландия почти с самого начала появления монашества были под большим влиянием великих египетских пустынников, таких как святой Антоний Великий, о чьих подвигах многие монахи знали досконально. Подвижники читали жития и наставления великих отцов-пустынников Египта, Сирии, Палестины; имели место и прямые контакты с пустынниками Египта, особенно у ирландских монахов. Вот почему среди святых угодников британских островов и Ирландии так много тех, кто бросал все мирское и уходил в дикие и пустынные места молиться, плакать о своих грехах, бороться с нечистыми духами, духовно совершенствоваться. Отшельники в изобилии стяжали благодать Святого Духа, по их молитвам происходили многочисленные чудеса. Святые подвижники Британии преуспевали и в умном делании, им удавалось стяжать непрестанную молитву, а в житиях некоторых из них говорится, что их иногда видели в окружении чудесного неземного света, чего на протяжении истории Православной Церкви сподоблялись многие подвижники-исихасты, в том числе святые России, Афона и других мест. Многие угодники Божии жили в уединении до конца своих дней, о некоторых из них сохранились очень скудные сведения. Другие же Промыслом Божиим собирали вокруг себя братию, создавали монастыри. Многие из этих монастырей становились прославленными монашескими центрами на долгое время.

У святых отшельников имело место и духовное преемство. Некоторые подвижники уезжали из Британии подвизаться в другие страны, а некоторые, наоборот, из разных европейских стран приезжали в Британию и Ирландию учиться и вести подвижническую жизнь.

Многие города, деревни, острова, даже реки, озера и холмы получили свои названия в честь святых отшельников, подвизавшихся в данных областях. А многие острова были полностью монашескими.

Отшельниками становились как простые люди, крестьяне, пастухи, так и некогда богатые, принцы, короли, воины, представители знати – некоторые из них до этого вели греховную жизнь.

Одни отшельники почитались по всей Британии и Ирландии и даже далеко за их пределами, другие были известны в отдельных областях, городах или даже только деревнях.

Вспомним же о британских и ирландских отшельниках (мы, к сожалению, не сможем рассказать обо всех) и местах, связанных с ними.

Английские отшельники

Величайшим английским отшельником, бесспорно, был преподобный Гутлак Кроулендский, чудотворец (673–714; память 11 апреля).

Святой Гутлак родился в Англии в благородной семье и в юности служил в армии святого мерсийского короля Этельреда, ведя, правда, нечестивую жизнь и занимаясь грабежами и разбоем. Примерно в 697 году святой Гутлак искренне обратился ко Христу, покаялся, раздал все свои богатства нищим и вступил в братию монастыря в г. Рептон, где жил в крайнем воздержании и обучался монашеской дисциплине, подробно изучил жития египетских отцов, которые сыграли решающее значение в его дальнейшем выборе жизненного пути. В 699 году святой Гутлак удалился в район Фенленд («Страна болот») и вел отшельническую жизнь в полной глуши на островке Кроуленд, окруженном со всех сторон обширными болотами. Святой жил подобно великим отцам-пустынникам, за что его называют «английским Антонием Великим».

В житии преподобного Гутлака, написанном монахом Феликсом, рассказывается о том, как святой долгие годы боролся с бесами в своем затворе на острове Кроуленд, где подвизался 15 лет в крохотной келье, пребывая в постоянной молитве и посте. В день он вкушал только немного ячменного хлеба и воды. Одним из искушений святого Гутлака на острове было отчаяние, которое он побеждал пением псалмов. Однажды ему явился апостол Варфоломей, утешил его и стал его покровителем.

Чтением любимой им Псалтири святой всегда побеждал бесов. Бесы отвлекали отшельника лестью, разговорами, пытались наводить на него ужас, били его, хотели изгнать с острова и раз даже схватили его и вознесли в некое воздушное пространство, где святой видел ад и мучения грешников. Верой, смирением и постоянными молитвами преподобный Гутлак приобрел изобильную благодать от Господа. Он изгнал бесов с острова, а со временем к нему стали со всей Англии приходить люди, прослышавшие о его святости.

Подвижник еще при жизни почитался как великий чудотворец. Он своими молитвами исцелял больных, утешал страждущих, изгонял бесов, наставлял, имел дары благодатного слова, прозорливости, пророчества, видел события на расстоянии. Святой Гутлак подавал помощь всем приходившим к нему. Предсказал будущему королю Этельбальду, жившему в изгнании, что он станет королем.

Епископ Хедда Личфилдский рукоположил святого Гутлака в иеромонаха.

В миг, когда душа святого Гутлака покидала его тело и пришел конец земной жизни подвижника, вся келья и остров были наполнены благоуханием, а над кельей поднимался столп неземного света.

Мощи святого были открыты через год после его смерти. Они оставались нетленными и благоухали. От мощей святого Гутлака и по молитвам его происходило много чудес. Впоследствии на месте подвигов преподобного вырос большой монастырь – Кроулендское аббатство.

Во время Реформации мощи святого Гутлака были, вероятнее всего, уничтожены. Монастырь тогда распустили. Сегодня в Кроуленде стоит большая англиканская церковь-приорат на том самом месте, где когда-то спасался и помогал спасаться другим великий английский святой и герой – преподобный Гутлак. В настоящее время в Кроуленд совершаются паломнические поездки.

Не менее 11 храмов освящено во имя святого Гутлака.

В начале XXI века был написан акафист преподобному Гутлаку.

В житии преподобного написано, что он был «красивый лицом, доброжелательный, кроткий и скромный в словах, очень спокойный и простой. Любовь к Богу всегда горела в его сердце», «он был тверд, постоянен и верен своим делам и обязанностям, так усердно и прилежно занимался служением Христу, что ничего никогда не исходило из его уст, кроме хвалы и благодарения Христу, Спасителю нашему, ничего не было у него в сердце, кроме молитвы и благочестивого рвения к служению Богу, и ничего не было в его уме, кроме мира, любви и кротости. Никто ни разу не видел его сердитым или нерадивым в служении Христу, но в его лице все могли видеть только любовь и мир».

Святой Гутлак любил повторять: «Не бойтесь, но будьте непоколебимы, ибо Господь – Помощник ваш».

Преподобный Беттелин (или Бертрам) Кроулендский (VIII в.; память 9 сентября) родом был из королевской семьи. Он, ближайший ученик преподобного Гутлака Кроулендского, был священником и отшельником в графстве Линкольншир, на востоке Англии. Он пришел к святому Гутлаку охваченный завистью к святому за его духовные дарования и всеобщее признание. Он собирался даже убить святого, но был сразу так кротко обличен прозорливым отшельником, что тотчас искренне покаялся и стал его учеником. После смерти святого Гутлака святой Беттелин продолжал жить на острове Кроуленд в построенном там монастыре вместе с другими братиями при первом игумене Кенульфе.

Родная сестра преподобного Гутлака преподобная Пега († ок. 719; память 8 января), дева и отшельница, вела, как и ее брат, затворническую жизнь. Она подвизалась в районе Фенс недалеко от Кроуленда. Перед смертью святой Гутлак завещал ей свою Псалтирь и бич для изгнания демонов. Деревня Пикерк («Церковь Пеги») в Норгемтоншире названа в ее честь. Известно, как святая Пега исцелила слепого. После ее смерти чудеса происходили и от ее мощей. Скорее всего, мощи святой Пеги сохранились, но находятся за пределами Англии.

Великие святые Англии, почитание которых общенационально, проводили часть своей жизни в полном уединении и затворе. Так, святитель Кутберт, епископ Линдисфарнский († 687; память 20 марта), восемь лет вел отшельническую жизнь на островке Внутренний Фарн Северного моря, в нескольких милях от северо-восточного побережья Британии. Святитель Иоанн Йоркский, затворник в Беверли († 721; память 7 мая), еще при жизни творил чудеса; а в X веке, когда король Этельстан перед битвой при Брунанбурге пришел в Беверли и всю ночь молился, святой Иоанн явился ему, укрепил и заверил, что он победит; и по заступничеству святого Иоанна, когда Генрих VIII разорял все монастыри и монастырские церкви Англии, эта участь не коснулась соборной церкви в Беверли, основанной святителем за 840 лет до тех событий. Также и святитель Дунстан, архиепископ Кентерберийский († 988; память 19 мая), провел несколько лет в затворе в своей келье-кузнице в Гластонбери.

Вспомим и святого Клетера (VI век; память 3 ноября), родом из Уэльса, который, став отшельником, подвизался в Херефордшире в Англии. Деревня Клодок носит его имя.

Преподобная Бега († 681; память 6 сентября), дева и отшельница из Ирландии, подвизалась на севере Англии. В юности святая Бега покинула родную Ирландию, чтобы избежать брака с одним из вождей викингов, к которому ее понуждали. Судно, на котором она плыла, потерпело кораблекрушение, но святая Бега выжила и была выброшена волнами на берег в местности к югу от Уайтхэйвена, где и стала вести жизнь отшельницы. Святая дева основала в этом месте женский монастырь, просуществовавший много веков. И до наших дней сохранилась большая часть его. Это место сейчас называется Сент-Бис-Хед (в честь святой Беги), в Камберленде, в графстве Камбрия. Деревня Килбис в Шотландии также была названа в честь святой Беги.

Отшельник Эгелвин Этелнийский (VII в.; память 29 ноября) был принцем из королевской семьи в Уэссексе. Он оставил все богатства этого мира, презрел мирскую власть и стал жить отшельником в месте, где ныне расположен городок Этелни графства Сомерсет. Король Альфред Великий в IX веке основал в Этелни монастырь, который был освящен во имя апостолов Петра и Павла и святого Эгелвина. Сейчас от этой обители ничего не осталось.

Преподобный Вулфей (Волфей) Норфолкский († oк. 1000; память 9 декабря) был отшельником в Сент-Бенет-Хальм (Сент-Бенет-Холм) в Норфолке. Вскоре после его смерти на месте его подвигов было построено (или восстановлено) аббатство Сент-Беннет, сохранившееся до наших дней.

В 635 году на острове Линдисфарн в Северном море близ северо-восточного побережья Англии по просьбе благоверного короля Освальда Нортумбрийского великим святителем и чудотворцем Айданом был основан монастырь. Впоследствии этой обители предстояло стать едва ли не величайшим из всех монастырей Англии. Почти все настоятели этого монастыря прославлены как святые. Этот монастырь стал и базой для миссионерства: благодаря его монахам-миссионерам большая часть жителей северной и центральной Англии в VII веке за короткое время искренне приняли христианство. Монахи, подвизавшиеся и обучавшиеся на острове Линдисфарн, вели подвижническую жизнь, преуспевали в созерцательной молитве. Этот остров получил название Святой остров, его также справедливо называют «английским Афоном». Здесь подвизался и святитель Кутберт, о котором мы уже упоминали. С Линдисфарном связан и дивный святой – праведный Герберт († 687; память 20 марта), священник и отшельник. Святой Герберт был учеником и сподвижником святого Кутберта. Он вел отшельническую жизнь на островке, теперь названном в его честь, на озере Дервентуотер в Камберленде. По молитвам обоих святых, связанных узами многолетней духовной дружбы, они оба преставились ко Господу в один день и час. На островке Дервентуотер до сих пор можно разглядеть руины кельи и часовни святого Герберта.

Преподобный Этильбальд (Этельбальд; † 699; память 23 марта) был монахом в Райпоне на севере Англии, а позднее затворился на острове Внутренний Фарн (рядом с Линдисфарном), где прожил в уединении в келье святого Кутберта 12 лет (с 687 по 699 г.), став его преемником на острове. От телячьей шкуры, которую святой Этельвальд повесил в углу кельи, чтобы защититься от ветра, позднее пришло исцеление от кожной болезни третьему затворнику на острове Фарн – Фелгельду (местночтимый святой, день памяти которого до сих пор не установлен).

Святитель Эдберт, епископ Линдисфарнский († 698; память 6 мая), сначала был монахом на острове Линдисфарн, а после смерти святого Кутберта в 687 году стал епископом Линдисфарнским (687–698). При его епископстве в 698 году были обретены мощи святого Кутберта. Святой Эдберт проводил время всех постов на острове в полном уединении, крайнем воздержании и молитве. Был похоронен в гробе святого Кутберта, из которого ранее мощи Кутберта перенесли в новую раку. По словам преподобного Беды Достопочтенного, святой Эдберт «был знаменит отличным знанием Священного Писания и исполнением небесных велений… Каждый год он раздавал бедным десятую часть не только от скота, но и от злаков, плодов и одежды».

Преподобный Билфрид Линдисфарнский (VIII в.; память 6 марта) был искусным мастером золотых дел. Он одел в золотой оклад линдисфарнские Евангелия, написанные и украшенные епископом Эдфритом. Мощи святого Билфрида пребывали в соборе города Дарем. В Британском музее до сих пор хранится одно из Евангелий, украшенных святым Билфридом.

Стоит упомянуть и о святом Балдреде († 756; память 6 марта). Священник из Линдисфарнской обители, святой Балдред стал отшельником в Тинингеме близ Дунбара, у шотландской границы. Он также подвизался на маленьком острове вулканического происхождения Басс-Рок около Северного Берика. Его мощи впоследствии перенесли в Дарем, где они почивали вместе с мощами святого Билфрида. Пещера, где нес свои подвиги святой Балдред, сохранилась.

Святой отшельник Иво (память 24 апреля), по преданию, был епископом из Персии. В Англии он вел жизнь отшельника в Хантингдоншире (ныне в составе графства Кембриджшир). Точное время его жизни неизвестно. Населенный пункт Сент-Ивес в Кембриджшире, где в 1001 году были обретены его мощи, носит его имя. В честь святого Иво названа и деревня Сент-Иве на юго-востоке Корнуолла, где сохранилась очень древняя церковь.

Святой Элиер с острова Джерси, отшельник и мученик (VI век; память 16 июля) родился в Тонгре в Бельгии, а позднее вел отшельническую жизнь на острове Джерси, что в составе Нормандских островов. Там принял он смерть от рук язычника, которого пытался обратить ко Христу.

Святой Бриавел, отшельник (VI в.; память 17 июня), подвизался в местечке, носящем сегодня название Сент-Бревелс (в честь святого) на территории нынешнего графства Глостершир в Англии. Приходская церковь в Дин-Форест в Глостершире освящена во имя святого Бриавела.

В древности многие любили и почитали святого Нектана, отшельника в Девоне (VI в.; память 17 июня). Святой Нектан родился в Уэльсе. Он является покровителем Хартленда в графстве Девон в Англии, где много лет вел отшельническую жизнь. Возможно, святой Нектан был мучеником (принял смерть от разбойников). Пять церквей в Девоне и Корнуолле освящены во имя святого Нектана. В самом городе Хартленд католическая церковь освящена во имя Пресвятой Богородицы и святого Нектана и англиканская церковь XIV века тоже посвящена этому святому. Она стоит в местечке Сток – как раз на месте его аскетической жизни. Она имеет самую высокую башню в Девоне (128 футов в высоту) и является одной из самых длинных церквей района (127 футов в длину).

Отшельник Хардульф (VII век; память 6 августа) вел подвижническую жизнь в Бридоне, что на месте современного графства Лестершир в Англии, где во имя его освящена старинная красивая церковь.

Беттелин (также Бертрам) Стаффордский, отшельник Иламский, жил примерно в VIII веке (память 10 августа). Святой Беттелин является покровителем города Стаффорд в Англии. Он был, вероятно, мерсийским принцем, но предпочел мирской власти отшельническую жизнь. По преданию, в молодости он имел жену и сына, которых растерзали волки. Он подвизался сначала в Стаффорде, где многих привел ко Христу, а затем вел жизнь в полном затворе в холмистом краю Илам. В XII веке на южном берегу реки Мерси был основан монастырь во имя святого Бертрама. Рака с его мощами сохранилась в освященном в его честь приделе церкви святого Креста в живописной деревне Илам в Стаффордшире – в месте его отшельнической жизни. От мощей этого святого на протяжении веков совершались многочисленные чудеса исцеления. В Илам совершаются регулярные паломнические поездки православных. Святому Бертраму на рубеже XX и XXI веков была составлена служба на английском языке.

Святой отшельник Экан Крейкский († 767; память 5 мая) был священником и вел отшельническую жизнь в городе Крейк около Йорка в Англии. По преданию, во время нашествия викингов мощи святого Кутберта временно переносили с острова Линдисфарн в Крейк, где до сих пор сохранилась церковь святого Кутберта, датируемая XV веком. В Крейке также располагалась одна из резиденций Даремского епископа.

Преподобный Неот Гластонберийский († oк. 880; память 31 июля), согласно преданию, был монахом в Гластонбери. Он позднее удалился в Корнуолл, где вел отшельническую жизнь в месте, сейчас называемом Сент-Неот в его честь. Впоследствии часть мощей святого Неота перенесли в город Сент-Неотс в графстве Кембриджшир. Святой Неот благословил святого короля Альфреда Великого на битву с датчанами, предсказав победу. Преставился в глубокой старости. Этот святой почитается также в Молверне.

Мощи святого отшельника Арнульфа (IX век; память 22 августа) находились в Арнульфсбери или Эйнсбери графства Кембриджшир в Англии. Сведений об этом подвижнике не сохранилось.

В Англии в I тысячелетии многие благочестивые короли и королевы к концу жизни принимали монашество и жили в монастырях. Эта благочестивая традиция была присуща православной Англии и напоминает аналогичную традицию благоверных князей древней Руси. Одним из таких благочестивых королей был святой Эдберт, король Нортумбрии, прославленный в лике преподобных († 768; память 20 августа). Святой Эдберт правил Нортумбрией с 738 по 758 год. После успешного двадцатилетнего управления королевством Эдберт отказался от власти и принял монашество в монастыре Йорка. Последние десять лет своей земной жизни он провел в постоянной молитве и затворе. Его предшественник, святой король Кеолвульф († 764, память 15 января), правя Нортумбрией с 729 по 737 год, способствовал укреплению монашества в стране. Он был первым, кому преподобный Беда Достопочтенный подарил свою «Церковную историю англов», ему и посвященную. Святой король окончил жизнь простым монахом на острове Линдисфарн.

В монастыре окончили свои дни и король Мерсии святой Этельред, король Уэссекса святой Ина, королева Кента святая Этельбурга и многие другие. Король восточных англов святой Сигеберт тоже принял иночество за год до своей мученической кончины от язычников.

Святой Себби, король Эссекса († 696; память 29 августа), после 30 лет мирного правления удалился вести отшельническую жизнь близ Лондона; впоследствии основал Вестминстерский монастырь, где и преставился.

Принц Эдвольд Сернский, отшельник (IX век; память 29 августа), вероятно, был братом святого короля-мученика Эдмунда Восточноанглийского. Он вел отшельническую жизнь в районе села Серн в графстве Дорсетшир в Англии.

Святая Витбурга Норфолкская († oк. 743; память 8 июля) была младшей дочерью благочестивого короля Анны Восточноанглийского. Ее отец пал в бою с язычниками в 654 году, и после его гибели святая Витбурга приняла монашество. Сначала ее воспитывала ее кормилица в Холкхеме, Норфолк, где впоследствии церковь была освящена в ее честь и населенный пункт был назван Витбургстоу. Затем святая Витбурга долго вела отшельническую жизнь, основала монастырь в населенном пункте Ист-Дерехем в графстве Норфолк, а также построила церковь. Святой Витбурге в течение ее жизни много помогала Пресвятая Богородица. Так, когда при постройке монастыря праведнице нечем было кормить рабочих, разве только черствым хлебом, Божия Матерь указала ей на родник, рядом с которым жила олениха, с того дня кормившая всех каждый день молоком. Святая Витбурга преставилась в очень преклонном возрасте и еще при жизни творила чудеса. Через 55 лет после ее кончины нетленные мощи святой поместили в построенной ею церкви. Позднее ее мощи перенесли в Эли. Источник святой Витбурги в Дерехеме, которому уже более 1000 лет, сохранился до наших дней.

Альфреда Кроулендская, отшельница († oк. 835; память 2 августа), была дочерью короля Оффы Мерсийского, который был христианином лишь по названию, а не по делам своим. Он стремился полностью подчинить Церковь своей власти. В 794 году по приказу Оффы (или, возможно, его жены) был убит святой король Этельберт Восточноанглийский, просивший руки Альфреды. Альфреда, узнав об этом, отказалась от всех мирских благ и удалилась в Кроуленд, где вела отшельническую жизнь в постоянной молитве до конца своих дней. По преданию, она простила отцу убийство своего жениха, о его прощении молила Бога. Святая Альфреда была знаменита даром предвидения.

(Продолжение следует.)

http://www.pravoslavie.ru/put/34491.htm 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Лапа
«Христос – твой Помощник, Товарищ и Спутник»
Истории обращения в Православие раввина, буддиста и двух протестантов
23.11.2020
Преподобная Бригита, игуменья Кильдарская
Память совершается 1/14 февраля
14.02.2020
Стойте и держите предания, которым вы научены
Три проявления Промысла Божия в жизни православного американского священника
20.01.2020
Все статьи Дмитрий Лапа
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22