нет одиночества.
Светом сочится, зари золотей,
русское зодчество.
Борис Чичибабин
Храмы, возводившиеся на Руси с первых десятилетий русского Христианства, всегда были молитвенной «свечой Богу», обращением в горние сферы, каналом, соединяющим Небо с землей. Сердце русского странника всегда озарялось радостью в ту самую минуту, когда из-за холма или над равниной реки показывался в небесах крест, а под ним и овершие сельской или монастырской церквушки.
Этой радости причастился и автор-составитель только что выпущенного издательством «ЭКСМО» крупноформатного фотоальбома «Храмы великой России» писатель Станислав Минаков. Прежняя его работа, обширная энциклопедия «Храмы России», выходившая в том же издательстве сначала в 2008 г., а потом переизданная в начале 2009 г., была оснащена большим числом пояснительных статей и иллюстраций. Концепция новой книги — в создании, прежде всего, полноцветного визуального образа.
Автор-составитель показывает нам зодчество Руси не как «чистую архитектуру», а словно помещает нас в русский пейзаж, используя для этого не только фото окружающей природы, но и произведения выдающихся русских живописцев М. Нестерова, И. Левитана, Б. Кустодиева, Н. Рериха и других. Кроме того, картинкам и картинам умело придаются пояснительные подписи и краткие истории, а нередко и весьма гармонично стихи русских поэтов — С. Есенина, Н. Клюева, Н. Рубцова, С. Клычкова, Я. Полонского, великого князя Константина Романова (К.Р.), Б. Чичибабина, современных поэтов. Некоторым снимкам сопутствуют на страницах фотоальбома знаменитые русские иконы, краткие истории житий русских святых. Так создается цельный, контекстный образ русского храма — помещаемого автором в духовное, историческое, культурное русское пространство.
Обратим внимание на отдельные главы книги. Например, глава «Сусанино. Грачи прилетели» включает не только известнейшую картину живописца А. Саврасова «Грачи прилетели» (1871), но и большое современное фото изображенной на картине церкви Воскресения Христова (XVII в.) в п. Сусанино (прежде Молвитино), а также несколько видов других старых церквей этого поселка. Мы видим также фото современного памятника русскому герою Ивану Сусанину, установленного на месте, где располагалась деревня Деревеньки, в которой родился герой. На приведенном в альбоме снимке И. Сусанин словно выходит к нам из березового леса, через четыре столетия, живой-невредимый. Эти красоты Костромской области дополнены замечательными стихами, связанными с темой возвращения грачей на родину из теплых краев. Читатель словно получает единую связующую ось — со времен строительства церквей через проникновенный саврасовский образ к нашим дням.
Аналогичным образом подана и глава «Золото Плёса», где современным фотовидам городка Плёс на Волге словно аккомпанируют знаменитые картины И. Левитана. Точно также мы встречаем левитановский «Вечерний звон» рядом с панорамами Звенигорода, а тихие монастырские пейзажи Нестерова — возле соловецких снимков. Место нашлось даже загадочной картине Нестерова «Лисичка», гармонирующей с видом древнего Белозерска. А особенно сильно «работает» знаменитая нестеровская картина «Душа народа», помещенная в главку «Нило-Столобенская пустынь». И такие находки-диковинки разбросаны по всему альбому.
В главе «Санкт-Петербург» на странице, посвященной храму Иоанна Богослова подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в Санкт-Петербурге (1894), вспомянут знаменитый Леушинский монастырь, почитавшийся в конце XIX в. наряду с Дивеевым и Шамординым третьей женской лаврой. Давно его сокрыли воды «рукотворного моря» — Рыбинского водохранилища, как и небольшую деревню, некогда затерянную в глуши дремучих лесов в пойме Шексны между Череповцом и Рыбинском и давшую имя знаменитому монастырю. Дело в том, что около года юные изографы иконописной школы «Святогорье» (при Леушинском подворье, настоятель о. Геннадий Беловолов) под руководством Ростислава Гирвеля, по содействии Ольги Веселовой выполняли заказ Ярослава Тиховодова, жителя села Уста Уренского района Нижегородской области, известного тем, что из своих 17 лет уже десятилетие он подвизается на ниве православного просветительства. Икона Царственных Страстотерпцев с образом Богородицы Державной передана Ярославу в Вербное воскресение 2009 г. Такой иконы в России еще не было: ее авторы — 9 детей. В альбоме приведен не только большой снимок храма, но и два поразительных фото — Ярослав Тиховодов, несущий с другим отроком Детскую икону, и сама эта икона.
Особым образом проведена автором-составителем тема последнего русского царя —страстотерпца Николая II, его убиенной в Екатеринбурге семьи, а также членов императорской фамилии, казненных у Алапаевска в 1918 г. В книге мы встретим государя Николая II и в жизнеутверждающем образе — кисти Кустодиева — на фоне храмов московского Кремля (и тут же — современная кремлевская фотопанорама с Большого Москворецкого моста), и в облике самодержца со скипетром и державой — на любительской иконе, написанной на крупном кирпиче и ныне хранящейся в музее Кадашевской слободы при храма Воскресения Христова в Кадашах (Москва).
Альбом охватывает Север и Юг, Запад и Восток русской храмовой архитектуры. Уделено внимание и новым храмовым строениям, и древнейшим храмам Руси, в том числе Киева, Чернигова, Новгорода, Пскова, Владимира. Тут есть и прославленные русские обители — Соловецкая, Валаамская, Оптинская, Дивеевская и другие. Так автор-составитель словно формирует наш общий взгляд на единое православное прошлое России, напоминая о том, что сиянием древних золотокупольных русских лавр — Свято-Успенской Киево-Печерской или Свято-Троицкой Сергиевой — проникнуты и русские летописи, и былины, и духовные произведения, и светская литература, в XIX веке поднявшаяся на вершины вершин, что побудило крупнейшие умы мира назвать ее «святой».
Кто видел русские православные храмы, согласится со словами И.Э. Грабаря: «Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих». В своем предисловии к книге автор-составитель, харьковчанин, пригласивший в помощь себе в качестве фотографов жителей разных регионов большой Руси — из Харькова, Черкасс, Москвы, Петербурга, поселка Сусанино, пишет: «Вспомнив великие имена мастеров церковного стенного и иконного письма, мы должны отметить, что русские храмы, славящиеся внешней лепостию, красотой, немыслимы без внутреннего убранства. В этом искусстве русские мастера достигли в былые века тоже невероятных вершин. В нашей книге мы постарались взглянуть на русские храмы не только снаружи, в контексте пейзажа или вне его, но и изнутри — на росписи и иконы. Также, стараясь не пропускать замечательные архитектурные детали, мы пытались и не упустить из виду целое — храм как идею, храм как мысль о мире, храм как высокое чувство. Нам хотелось дать образ России, а также напомнить о ее истории, великой и трагической, — с помощью самого дорого и святого, что одушевил на земле из мертвого природного материала русский человек за всю историю возникновения и развития Русской цивилизации, Русского мiра, то есть с помощью образа русского православного храма».
Очевидно: картины выдающихся живописцев, и лирика наших поэтов, и шедевры ремесел оказались уже неотделимыми от русского духа, русской культуры, входя в нее составной частью, дополняя и приближая к нам. И все вместе слилось на страницах этой книги в многоголосую ораторию. Словно сами собой к книге притянулись фотоизображения, пойманные многими людьми. Получился, без преувеличения, соборный, коллективный труд, подобный общей молитве. Убедительным критерием истинности всегда является безотчетное, априорное понимание разными людьми несомненной Красоты, во имя которой созданы русские храмы. Ведь Красота — одна из Господних ипостасей. И вряд ли удивительно, что в этом «соборе фотографий» приняли участие люди не лишь воцерковленные.
Автор признается, что за период работы над книгой ему споспешествовал ряд незабываемых встреч, которые тоже привнесли особый строй и тон в эту книгу. Это и встреча в Митрополичьей резиденции Киево-Печерской Лавры с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и Всея Украины Владимиром, и напутственное содействие члена Синода Русской Православной Церкви Высокопреосвященного архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, и беседы с монашествующими Свято-Введенской Оптиной пустыни, в частности, с оптинским схиигуменом Илием (ныне духовником Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла), и краткая беседа, а также статьи протоиерея Александра Салтыкова, настоятеля Храма Воскресения Христова в Кадашах (Москва), и пасхальное общение — на службе и вне ее — с настоятелем Свято-Благовещенского храма в Киселевой балке, что на Луганщине, отцом Михаилом (Шиповским). Все эти земные собеседники (помним и о небесных) — названные и не названные — так или иначе незримо присутствовали и пред внутренним взором автора-составителя, словно своеобразная «приемная комиссия», как при предъявлении строящегося или уже возведенного собора заказчику.
Откройте эту книгу на любой странице, на произвольном развороте, и вы непременно ахнете. У вас перехватит дух от великой красоты нашего Отечества (напомним, что это слово имеет и земной, и духовный смысл), от радости и гордости за русского человека, эту красоту усвоившего и воплотившего в веках, от горечи и вины за страшные страницы русской истории. Слова харьковчанина Б. Чичибабина о русских храмах скрижальны: «Венец Иисусов каплями с висков стекает в Суздаль, Новгород и Псков». Поэт, тонко ощущавший многовековые вибрации отечественной истории, веры, духа русской цивилизации, в афористичной форме отразил суть Христианства на Руси, которое именуется Православием.
Искупление красотой — быть может, главное впечатление, которое остается с нами после знакомства с этой книгой.
http://rusedin.ru/2010/02/19/iskuplenie-krasotoy-hram-kak-obraz-rossii/print/