Утверждения современных крымско-татарских деятелей о «российской оккупации» Крыма в конце XVIII века по меньшей мере лишены исторического основания. Ведь именно ордынцы-татары, а затем и турки-османы огнем и мечом захватили эти благодатные земли в течение XIV-XV веков, о чем свидетельствуют сохранившиеся стены генуэзских крепостей Солдайи (в Судаке) и Чембало (в Балаклаве). А от укреплений православного княжества Феодоро, служившего форпостом Византии в Крыму, не осталось и камня на камне...
Русские в Крыму: оккупанты или освободители?
История Крыма немыслима без имени российской императрицы Екатерины II, вернувшей эту древнюю землю (Таврику, Тавриду) в состав христианской европейской цивилизации после четырех веков османского господства. Утверждения современных крымско-татарских деятелей о «российской оккупации» Крыма в конце XVIII века по меньшей мере лишены исторического основания. Ведь именно ордынцы-татары, а затем и турки-османы огнем и мечом захватили эти благодатные земли в течение XIV-XV веков, о чем свидетельствуют сохранившиеся стены генуэзских крепостей Солдайи (в Судаке) и Чембало (в Балаклаве). А от укреплений православного княжества Феодоро, служившего форпостом Византии в Крыму, не осталось и камня на камне...
В свете этих и последующих событий деятельность Екатерины Великой с «оккупацией» имеет мало общего. Скорее, «покоренье Крыма» было больше похоже на его освобождение. Философ Вольтер, с которым Екатерина в то время переписывалась, приветствовал приход России в Крым как возвращение древней земли в европейскую цивилизацию.
Вспомним основную канву исторических событий. 10 (21) июля 1774 года был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Он явился завершением второй (1768-1774) из шести русско-турецких войн XVIII-XIX веков, которые Россия вела за овладение Крымом и выход к Черному морю. По условиям договора, русские войска вслед за турецкими покинули полуостров. За Россией остались Керчь с крепостью Ени-Кале и Азов. Теперь торговые суда России могли свободно плавать по Черному морю и проходить через проливы в Средиземное. Между тем независимым ханство Гиреев оставалось недолго. В ходе борьбы за ханский престол между ставленниками России и Турции русское правительство ввело в Крым войска. Вместе с ними прибыл и новый хан Шагин-Гирей. 8 февраля 1783 года был опубликован манифест «О принятии полуострова Крыма, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу». В протоколе заседания Таврического областного правления от 23 мая 1783 года отмечается, что «с Акмечета будет губернский город Симферополь». В 1784 году под руководством светлейшего князя Григория Потёмкина-Таврического на территории, непосредственно примыкавшей к Акмесджиту (на левом берегу Салгира, там где ранее стояли полевые лагеря полководцев Василия Долгорукова-Крымского и Александра Суворова), началось строительство православного храма, административных и жилых зданий. Сейчас это часть города, ограниченная с трёх сторон улицами Розы Люксембург (Александро-Невская), Павленко (Инженерная), Маяковского (Внешняя) и улицами Караимская, Кавказская и Пролетарская с четвёртой. Отныне татарский Акмесджит получил новое имя – Симферополь, в переводе с греческого «город пользы».
Крым, Симферополь, Севастополь, Черноморский флот – сами по себе памятники екатерининской эпохи. Если же говорить о конкретных материальных и символических предметах, которые остались, то их действительно можно пересчитать по пальцам: путевые дворцы, которые строились, были глиняными; дороги, которые были проложены, уже видоизменились или закатаны под асфальт. Действительно, осталось всего пять миль – это дорожные знаки, которые были поставлены через каждые десять вёрст на пути следования императрицы в Крым. Не сохранилась Екатерининская арка в Бахчисарае, не сохранился Екатерининский фонтан в Старом Крыму.
Вспомним, что ко всему прочему, Екатерина положила начало многим вещам в Крыму, в том числе крымскому туризму как таковому, а значит и одной из основ экономики нынешнего Крыма. Её путешествие в 1787 году и открыло ворота в Крым для российского общества.
Обязанный своим губернским статусом и развитием императрице, Симферополь всегда помнил об этом. История знаменитого монумента Екатерине II началась в 1882 году, когда предводитель симферопольского дворянства В.П. Попов обратился к губернатору А.Н. Всеволожскому с предложением воздвигнуть памятник Екатерине Великой. Идея была одобрена. В честь столетия вхождения Крыма в состав Российской империи в главном городе Таврической губернии, Симферополе, 8 апреля 1883 г. в городском саду у реки Салгир был заложен памятник Екатерине. Погода, в первые дни апреля пронизывающая граждан холодом и сыростью, совершенно переменилась; было тихо и безоблачно, солнце приветливо грело. В 12 часов 30 минут крестный ход двинулся к месту закладки памятника. Закладка прошла в задуманном порядке: вложение бронзового ларца с отчеканенными серебряными и золотыми монетами, выписанными из Петербурга. Кади-эскер (представитель высшего мусульманского духовенства, заместитель муфтия) вложил ларец с монетами времен Екатерины и прочитал на татарском языке молитву. Затем прозвучал гимн «Боже, Царя храни», громкое «Ура», и церемониальный марш войск завершил праздник.
Средства на памятник (92 тысячи рублей) собирали по всей Российской империи по подписке (большую часть пожертвовало дворянство губернии, царь Александр III – 5 тысяч рублей). Проект памятника составили скульптор Н.А. Лаверецкий (один из авторов памятника «Тысячелетия России» в Новгороде) и архитектор И.В. Вольф. В Петербурге были изготовлены отдельные фрагменты памятника, которые были доставлены в Симферополь. 18 октября 1890 г. памятник был торжественно открыт. В этот день, в 10 часов утра, архиепископ Симферопольский и Таврический Мартиниан отслужил божественную литургию в кафедральном Александро-Невском соборе, затем панихиду по усопшей Екатерине Великой. Крестный ход направился в городской сад.
Основанием памятника послужил постамент серого и красного гранита. На нём возвышалась бронзовая фигура Екатерины II В платье с орденской лентой и с накинутой мантией. Левая рука императрицы была приподнята, правая держала скипетр и лист бумаги, опираясь на невысокую колонну. Под фигурой надпись – «Екатерине II В царствование императора Александра III». На выступах в средней части постамента помещались бронзовые фигуры и бюсты сподвижников императрицы. С передней стороны стояли фигуры князей Потёмкина и Долгорукова в военных мундирах с орденскими лентами. Под ними было вырезано «Светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин – Таврический, князь Василий Михайлович Долгорукий-Крымский». По правую руку от Екатерины помещался бюст А.В. Суворова, по левую – Я.И. Булгакова, русского посла в Турции, добившегося признания присоединения Крыма.
С задней стороны находился большой бронзовый барельеф с изображением татарских беев и мурз, склоняющихся перед Екатериной, и стоящим за ней Потёмкиным. Ниже барельефа помещался герб Таврической губернии с надписью: «Таврическое дворянство при участии всей России, в память столетия присоединения Крыма. 1783-1883». Вокруг памятника были поставлены красивые фонари.
Памятники как жертвы гражданской войны
1 мая 1919 г. памятник был снесён большевиками. 1 октября 1919 г., вскоре после победы в Крыму добровольческой армии Деникина, памятник Екатерине был вновь восстановлен. Потом красные опять вернули себе Крым. В 1921 г. статуи Екатерины, Потемкина, Долгорукова, Суворова и Булгакова демонтировали и отправили дожидаться лучших времен на двор художественного музея.
Постамент использовали для композиции «Освобождение Крыма как этап борьбы за торжество мирового пролетариата» – на месте Екатерины установили фигуру пролетария. Областная комиссия по организации первомайских торжеств вскоре объявила конкурс по использованию пустовавшего пьедестала, установив три поощрительных денежных премии за разработку проекта нового пролетарского памятника. Лучшим был признан совместный проект, предложенный управляющим делами Крымского ревкома Бугайским и художником Преславским. Его авторы для воплощения основной идеи памятника использовали популярные в то время в искусстве символико-аллегорические формы. Доминирующей фигурой композиции являлся титан, олицетворявший образ восставшего народа, который молотом, взметнувшимся в высоко поднятой руке, наносил удары по железной цепи рабства, сковывавшей народы мира. Разрыв в одном месте цепи, сжимавшей земной шар, символизировал, по-видимому, победу пролетариата пока еще в одной стране, каковой стала Советская Россия.
1 мая 1921 г. исполненная за шесть дней в гипсе в натуральную величину модель временного памятника «Освобождения Крыма» под звуки «Интернационала» была торжественно открыта в городском саду. 2 июня 1921 г. Крымский ревком принял постановление о переводе гипсовой модели в постоянный памятник из бронзы. Работы по его изготовлению ввиду их государственной важности объявлялись срочными и ударными. Их намечалось завершить к годовщине Октябрьской революции. В Москву для привлечения к работам в качестве консультанта известного скульптора М.Г. Манизера был командирован председатель комиссии по сооружению памятника Я.А. Тугенхольд. Однако разруха и начавшийся голод в Крыму не позволили осуществить эти планы. Памятник решено было выполнить в бетоне, а руководство по его отливке осуществлял скульптор М.П. Оленин. 7 ноября 1921 г. памятник был открыт. Основную фигуру – титана – дополнили установленные на выступах постамента три бюста, соответственно: на центральном – К. Маркса, правом – Л.Д. Троцкого, на левом – В.И. Ленина.
В 1940 на этом месте (на новом пьедестале) поставили памятник В.И. Ленина, который разрушили во время войны фашисты. В 1944 г. памятник восстановили, поставив уже на этом пьедестале Ленина меньшего размера. Наконец в 1970 г. и этот памятник разобрали, соорудив на этом месте фонтан.
Рух и Меджлис против Екатерины
Идея возрождения памятника русской императрице была озвучена в 1999 году. Представители партии «Союз» и Русской общины Крыма предприняли попытку установить памятный знак Екатерине II, но протесты крымско-татарских националистов р блокировали этот процесс. Председатель Меджлиса крымско-татарского народа Мустафа Джемилев заявил, что установить в Симферополе памятник российской императрице, уничтожившей Крымское ханство, равнозначно установлению на Красной площади в Москве памятника крымскому хану Девлет-Гирею, некогда спалившему столицу России. «Союзовцы» организовали акцию по сбору средств на восстановление памятника императрице, однако до непосредственной реализации идеи так и не дошло. О деньгах, собранных у крымчан, авторы идеи благополучно забыли.
В 2005 году об инициативе возрождения памятника императрице Екатерине II заявляли два крымских политика: Владимир Клычников, представляющий крымскую организацию партии «Союз», и лидер крымских коммунистов Леонид Грач. 2 июня 2007 года в Симферополе состоялась церемония закладки камня в основание будущего памятника императрице Екатерине II. Памятник собираются возродить на прежнем месте – в Центральном парке культуры и отдыха. В день закладки памятного камня около 500 крымских татар выступили против восстановления монумента. Сказали свое «веское» слово и украинские «самостийники». 8 августа 2007 г. политический совет Народного Руха Украины (НРУ) выступил с заявлением против установки памятников таким деятелям, как Екатерина ІІ. Руховцы посчитали, что намечающаяся установка памятника российской императрице в Симферополе и Одессе – это насмешка над украинским государством и проявление великодержавного «холуйства».
По их мнению, для каждого сознательного («свидомого») украинца имя Екатерины ІІ ассоциируется с разрушением Запорожской Сечи, введением в Украине крепостничества, переписыванием истории, которая искажала исторические факты о государственности в Украине. «Екатерина ІІ стремилась сформировать в Украине немую массу «рабов», которые утратили бы собственных защитников, волю и историю. Ею совершались предпосылки, чтобы в Украине никогда не было государства», – отметили националисты. Как результат, НРУ обратился к городским советам Симферополя и Одессы с требованием пересмотреть свои решения относительно установки памятника Екатерине ІІ.
Народ – за памятник!
Однако у большинства жителей Крыма другое мнение об Екатерине Второй. 24 апреля 2009 г. около двух тысяч крымчан приняли участие в торжественных мероприятиях, проходящих в рамках недельного празднования в Крыму и Севастополе неформального «Дня России». В час дня у здания ВС Крыма собрались активисты пророссийских организаций Крыма.
Ими была сформирована колонна, которую возглавили юноши с огромным государственным флагом России и оркестр. От здания крымского парламента она направилась к памятнику русским воинам, воевавшим за присоединение в конце XVIII века Крыма к Российской империи – Долгоруковской стеле, и возложили к ее подножию цветы. Затем под звуки русской военной музыки колонна с портретами Екатерины II, Петра I и действующего президента РФ направилась по центральным улицам к городскому саду крымской столицы. Молодежь непрерывно дружно скандировала «Россия! Россия!». Организаторы митинга установили на месте будущего памятника большой транспарант с изображением будущего монумента. С прибытием колонны в городской сад начался митинг. Основным мотивом в речах ораторов стала констатация того факта, «что Крым всегда был, есть и останется русской землей».
Выступившие депутаты ВС Крыма заверили присутствующих, что смогут решить вопрос с памятником и без участия исполнительной городской власти, и в ближайшем будущем смогут ликвидировать «отставание» Симферополя от Севастополя и Одессы, где фигуры русской императрицы украшают центральные улицы. Затем состоялась театральная инсценировка зачитывания исторического манифеста «графом Потемкиным» в присутствии самой «императрицы». Мероприятие закончилось концертом русской песни. Примечательно, что в некоторых номерах использовались музыкальные импровизации на тему гимна России – СССР. Установленная крымчанами и севастопольцами 21 апреля на Перекопе табличка с упомянутым текстом манифеста о присоединении Крыма к России не провисела и двух часов: она была немедленно снята спешно прибывшими из Джанкоя представителями украинских силовых структур.
На воссоздание памятника Екатерине II требуется внушительная сумма – более 1,5 млн. гривен плюс 150 тыс. на проектные работы. На июньской сессии 2007 года депутаты горсовета решили помочь «историческому начинанию» и профинансировать проектные работы за счет городского бюджета, выделив на эти цели 100 тыс. гривен. Остальную сумму предполагалось собрать за счет благотворительности, был открыт специальный расчетный счет. Однако на сегодняшний день на счету императрицы накопилось аж 6 тысяч гривен. Виноваты ли власти города, пассивность жителей в сборе средств на памятник или какие-либо другие причины, но памятника основательнице города в столице Крыма пока нет.