Историческая память поможет нам сохранить единство

Новости Москвы  Основы православной культуры 
0
410
Время на чтение 5 минут
Одной из новаций начавшегося учебного года в российских школах стало введение преподавания основ религиозной культуры и светской этики (пока, правда, в качестве эксперимента). О том, где и как предполагается проводить этот эксперимент, обозреватель нашего журнала Петр Цветов расспрашивал члена Совета Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ епископа Зарайского Меркурия

- Преподавание основ религиозной культуры и светской этики начнется в этом учебном году, но не с 1 сентября: только весной 2010 года эти дисциплины появятся для четвертых классов (в последней четверти учебного года) средних школ. А с первой четверти нового 2010/11 учебного года к ним присоединятся пятиклассники. Всего в рамках эксперимента планируется охватить 256 тыс. учеников, а преподавать им будут 44 тыс. учителей. На данный момент в число 18 регионов, где пройдет этот педагогический эксперимент, включены Вологодская, Курганская, Свердловская, Тамбовская и Тверская области, Камчатка и Красноярский край, Калмыкия, Чувашия и Башкирия, Еврейская автономная область. В эксперименте не участвует Москва, но в него просится Новосибирская область.

- Ваше Преосвященство, в прошлые годы в некоторых общеобразовательных российских школах уже велось преподавание православной культуры. Функционируют воскресные школы при православных храмах и государственные еврейские школы. Что нового в сегодняшнем эксперименте?

- Действительно, уже накоплен положительный опыт преподавания основ православной культуры в большом количестве регионов: число общеобразовательных школ, в которых преподаются ОПК и (или) другие факультативы духовно-нравственной направленности, еще три года назад достигло 11 184.

Но в прежние годы в разных местах это делалось по-разному: были разные методики, разные учебные пособия, даже сами названия учебного предмета отличались друг от друга. Проведение эксперимента преследует цель найти оптимальную модель преподавания, унифицировать учебный процесс. Ставится, например, задача написания единого учебника. Поэтому "экспериментировать" мы будем не над самой идеей преподавания религиозной культуры, которая за прошедшие годы себя вполне оправдала. А будем внедрять оправдавшие себя на практике формы и методы преподавания, подходящие модели подготовки учителя, удобные схемы организации взаимодействия участников образовательного процесса, вносить коррективы в содержание отдельных учебников и пособий.

- Как, по вашему представлению, должен преподаваться этот предмет?

- Соответствующая церковная концепция предусматривает, что учебный предмет "Православная культура" должен преподаваться в основной (инвариантной) части школьной программы как полноценный урок по всем годам обучения, согласно выбору семьи или самого школьника. Наряду с этим для желающих могут преподаваться аналогичные предметы по другим религиям, религиоведение и нерелигиозная этика - для части наших сограждан, семей, не имеющих религиозной самоидентификации.

- Есть ли сегодня подходящий контингент педагогов, которые смогли бы справиться с этой задачей?

- Дело в том, что эксперимент проводится в тех регионах, где до сих пор такие курсы прежде, как правило, не читались. Отсюда возникает вопрос подготовки преподавательских кадров. Наш Отдел готов оказывать им методическую и консультационную помощь. Планируется, что в Отделе со временем появится подразделение по вопросам преподавания, в частности, "Православной культуры" в государственной и муниципальной школе, в сферу компетенции которого будут включены вопросы учебного обеспечения, содействия в подготовке кадров учителей, взаимодействия между епархиями. А ныне при Отделе уже создана и достаточно успешно работает Комиссия по преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию. К работе в ней уже привлечены и продолжают подключаться специалисты в области педагогики, как светские, так и церковные. Они имеют богатый практический опыт работы в области преподавания православной культуры.

- Кому, на ваш взгляд, должно принадлежать решающее слово при выборе модуля обучения в новом учебном курсе - детям или родителям? И не слишком ли рано вводится этот курс - в 4-м и 5-м классах?

- Есть много регионов, где основы православной культуры преподаются с первого класса и по одиннадцатый. Существуют даже случаи, когда этой дисциплине начинают учить в старших группах детских садов. Поэтому до того момента, когда ребенок обретет право получить паспорт или, например, выбрать себе новую фамилию, решать вопрос о выборе данного предмета будут за него, несомненно, его родители. О том, что эксперимент будет проводиться в четвертых и пятых классах, решение принимало Министерство образования и науки, опираясь на рекомендации психологов и методистов.

- Не кажется ли вам, что новый курс объективно может вызвать определенный раскол в школьной среде? Раньше дети, может быть, и не задумывались о том, что они принадлежат к разным конфессиям, а сегодня вера разведет их по разным аудиториям.

- Страна у нас одна, а народы, населяющие ее, различаются своей культурной идентичностью и религиозной принадлежностью. В прошлые годы мы уже имели опыт стирания различий между нациями и народностями, объявляли о формировании новой общности под названием "советский народ". И к чему это привело? Как только единый дом разделили на коммунальные квартиры, то сразу все обособились. Иными словами, национальные особенности и менталитет того или иного народа ни в коем случае нельзя подавлять, тогда он будет себя чувствовать родным в общем доме, которым для всех нас является Россия.

- Вы много лет прослужили в Патриарших приходах в США. Есть ли что-то полезное в заокеанском опыте образования для России, в том числе в преподавании основ религии, ведь США тоже многоконфессиональная страна?

- Девять с лишним лет - немалый срок для того, чтобы ознакомиться с культурой, обычаями, образом жизни того народа, в среде которого приходилось не просто жить, но и решать при этом определенные задачи, вытекающие из статуса пребывания в его стране. Поэтому, конечно, есть определенные впечатления. Понимаете, Америка - это большой плавильный котел, где ценой сплочения людей в единую нацию нередко становится утрата ими своей культурной самобытности. Хотя люди там не менее религиозны, чем в России.

В США дети получают образование не для общего развития, становления всесторонне развитой личности, а для того, чтобы лучше устроиться в этой жизни, найти свое место под солнцем. Поэтому американцы - прагматичный народ, далекий от идеализации таких понятий, как, например, духовно-нравственная культура. Там тоже есть свои православные учебные заведения: семинарии, училища, воскресные школы. Но в обычной школе в США учат тому, чтобы легче поступить в какой-нибудь вуз. А значит, главное содержание учебной нагрузки - "натаскивание" по тем или иным профилирующим предметам. Они не могут позволить себе роскоши тратить время на духовный облик детей. Этим у них занимаются родители. Исключение они делают для воспитания чувства единства через патриотизм, прививая любовь к гимну, флагу страны, культивируя любовь к американской истории, американской культуре, пробуждая чувство гордости за экономические, военные и спортивные достижения Америки.

Мы с вами - другие. У нас 1000-летняя история, тесно связанная с православием как государствообразующей религией. И если мы об этом забудем, то этот каркас, скрепляющий своими крепами огромную территорию, пока еще единую, может рухнуть. Поэтому в наших условиях духовность, нравственность, историческая память - это не отвлеченные понятия, а единственный способ сохранить то, что завещали нам предки.

http://www.russia-today.ru/2009/no_20/20_continuation_01.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов)
Зачем школьникам Евангелие?
Митрополит Меркурий о православной культуре, детях и вере
06.09.2014
Митрополит Меркурий: «Свободный выбор изучения религиозной культуры в школе не может быть поставлен под сомнение»
Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви высказался по поводу инициативы радикально изменить преподавание курса ОРКСЭ в школе
16.04.2014
Все статьи Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов)
Новости Москвы
Все статьи темы
Основы православной культуры
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Война с сатанизмом. Цензура в кино. Кому верит
молодежь? «Русский ковчег»
31.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12