Международная конференция открылась чтением приветствия президента Дмитрия Медведева (президент высоко ценит вклад мусульман "в обеспечение стабильности и межэтнического согласия в нашем обществе"), патриарха Кирилла и уже очно обращением председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина.
Среди участников было множество священнослужителей и богословов из стран Ближнего Востока, а также из Европы, мусульманское население которой растет буквально на глазах. Очевидно, они должны были убедиться в том, что Россия отнюдь не воюет с мусульманами, как это может показаться при чтении сводок с Северного Кавказа, а напротив, считает своими полноправными гражданами и приветствует их общественные инициативы.
Организаторы не забыли пригласить и нескольких региональных лидеров. Президент Башкирии Муртаза Рахимов, к примеру, рассказал о планах строительства в Уфе грандиозной мечети, которая, видимо, затмит казанскую "Кул Шариф" и гордость Рамзана Кадырова - грозненскую Соборную мечеть.
Президенту Ингушетии Юнус-Беку Евкурову, едва не погибшему в результате покушения на его жизнь, совершенного, как считается, исламскими фундаменталистами, вручили высшую награду российских мусульман - орден "Аль-фахар". Г-н Евкуров тут же поделился с журналистами мыслью о том, что очень важно международное сотрудничество в духовной сфере: он хотел бы, чтобы в Ингушетию приехали арабские богословы, которые могли бы разъяснить "непримиримым": то, за что они сражаются, не имеет ничего общего с исламом.
Дагестан почему-то был представлен мэром Махачкалы Саидом Амировым, который также весьма красноречиво объяснил, что силовики на Кавказе борются с террористами, а не с мусульманами. Г-н Амиров сидел на конференции рядом с президентом Евкуровым: в ситуации, когда президенту Дагестана Муху Алиеву остается меньше полугода до истечения президентских полномочий, этот факт, вне всякого сомнения, внесет оживление в дагестанский политический тотализатор. Президента Чечни на конференции не было: как объявила накануне его пресс-служба, Рамзан Кадыров ушел в отпуск, чтобы "решать вопросы борьбы с остатками незаконных вооруженных формирований" и даже не поедет в связи с этим в Мельбурн на скачки, где выступят два его жеребца.
Зато мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что мэрия Москвы "совершает своего рода джихад". Сам мэр, конечно, не имел в виду ничего дурного: джихад мэрии, по его словам, не тот, которым "пугают людей", а исключительно созидательный. "Созидание - это тоже борьба, усилия, преодоление, которое каждый из нас должен делать в культуре, человеческом общении, бизнесе, экономике, государственном строительстве. Поэтому мы тоже в Москве совершаем "джихад", через "не могу", - сказал г-н Лужков.
Он напомнил, что в Москве живут представители 162 национальностей и 41 конфессии, которые не хотят, "чтобы США диктовали принципы жизни всему остальному миру". Мэр не стал акцентировать внимание на том, что в Москве, по данным РБК за 2007 год, остается всего 31% этнических русских, и это число уже уступает количеству "этнических мусульман", он выступал перед аудиторией, которая может лишь радоваться по этому поводу. Г-н Лужков приветствовал активное строительство мечетей в московских районах. По его мнению, после общения со Всевышним верующие покидают мечеть в возвышенном состоянии духа, которое не допускает и мысли о каких-либо террористических актах.
Разумеется, Россия подтвердила вчерашним мероприятием свой статус наблюдателя при Международной исламской конференции, продемонстрировала "культуру мира" и готовность к сотрудничеству. Однако вопросы сотрудничества с мусульманами остаются для руководства страны весьма запутанными.
На Северном Кавказе, к примеру, творится совершенно невообразимая понятийная чехарда. Президент Чечни Рамзан Кадыров совершает визиты на Ближний Восток, в том числе в Саудовскую Аравию, где ваххабизм является официальной идеологией, но клеймит это течение в своих выступлениях против экстремизма и в защиту ислама, традиционного для Чечни, ссылаясь при этом на свое полное взаимопонимание с ближневосточными религиозными лидерами. Светские власти в целом время от времени пытаются смягчить собственно антиваххабитскую риторику и найти внутри этого течения хоть какие-то умеренные варианты, видя, что традиционное духовенство в целом ряде регионов с трудом сдерживает напор фундаменталистских "реформистов".
Главный же вопрос всегда остается за кадром любых официальных встреч и межконфессиональных диалогов: ислам подразумевает как минимум существование параллельной государству нормативной системы в виде шариатского права, чего ни одно уважающее себя светское государство допустить не может, потому что единственным источником права считает собственные законы. Российские мусульмане это противоречие год за годом успешно обходят. К примеру, в итоговой декларации вчерашнего форума, которая среди прочего содержала рекомендацию провести в Москве международную встречу по ближневосточному урегулированию, содержалось предложение о развитии так называемого исламского банкинга, то есть о включении норм ислама в систему регулирования части кредитно-финансового сектора в России.
Это предложение с восторгом поддерживают некоторые государственные чиновники, вероятно, не до конца понимая, о чем именно идет речь. Для сравнения, министр финансов Австралии, где тоже растет доля мусульманского населения благодаря соседству с мусульманской Индонезией, на днях заявил: "Я бы сказал клерикалам, которые учат, что в Австралии имеются две системы закона - австралийская и исламская, что это ложь. Если вы не можете согласиться с парламентским законом, независимыми судами, демократией и предпочитаете закон шариата, вы можете уехать в другую страну - вероятно, это лучший вариант".
http://www.vremya.ru/2009/176/4/238273.html