Московский представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Шафиг Пшихачев, который тоже входит в состав делегации, рассказал, что поездка носит сугубо деловой и просветительский характер: муфтии уже побывали в госдепартаменте, в канцелярии Белого Дома по общественным инициативам и в Исламском центре в Вашингтоне. Теперь они находятся в Лос-Анджелесе, где собираются провести общественную дискуссию о мусульманском образовании и встретиться с преподавателями и руководителями Калифорнийского университета.
Приглашение муфтиев не было неожиданным - они получили его в рамках программы международных визитов "Ислам в США". Программу осуществляет госдеп, стремящийся доказать, что Америка вовсе не является таким уж центром исламофобии, каким ее изображают фундаменталисты. А принципов толерантности страна может придерживаться, не будучи в отличие от России страной-наблюдателем в Исламской конференции и даже ведя военные кампании в традиционно исламских странах, которые опять-таки фундаменталистами расцениваются как религиозные войны.
Поездка за океан обеспечит северокавказским муфтиям, в повседневной жизни имеющим дело с весьма грубой провинциальной реальностью, местами переходящей в локальную войну, если и не культурный шок, то уж во всяком случае массу новых впечатлений. Поначалу они уже выразили было недовольство размещением в кампусе одного из католических университетов, где в столовой отсутствовала халяльная пища, но потом настроение их явно изменилось к лучшему. И смущает их теперь лишь то, что в России поспешили увидеть в поездке дальний геополитический смысл - Америка-де интересуется Северным Кавказом с экспансионистскими целями.
В число странствующих имамов вошли муфтий Ингушетии Иса Хамхоев, муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев и муфтий Северной Осетии Мурат Тавказахов. Кабардинское и балкарское население КБР исповедует в основном суннитский ислам ханафитского толка, то есть придерживается того же учения, что и население исламского Поволжья - например Татарстана. Ингушетия вместе с Чечней и Дагестаном исповедует шафиитское направление суннитского ислама, которое сочетается в этих республиках с устойчивыми традициями суфийских орденов. В Осетии ислам исповедуют не только живущие там ингуши-шафииты, но и часть осетин-дигорцев, которые придерживаются также мягкого, ханафитского варианта. Считается некорректной гипотеза о том, что шафиитский ислам Восточного Кавказа более восприимчив к фундаменталистским течениям, чем ханафитский ислам западных северокавказских республик.
Практика показала, что во всех кавказских республиках есть верующие, несогласные с позицией официального духовенства и не отрицающие, мягко говоря, вооруженной борьбы за свои идеалы. Госдеп между тем пригласил в США именно представителей официального духовенства, которое позиционирует себя как оплот традиционных ценностей и борьбы с фундаментализмом. Впрочем, грань между официальным и неофициальным исламом на Кавказе иногда становится весьма тонкой. Известно, к примеру, что некоторые из основоположников исламской партии "Возрождение", посеявшей в начале 90-х первые семена альтернативного ислама в кавказских республиках, ныне занимают довольно высокие посты при Духовном управлении и Совете муфтиев и даже проводят информационно-разъяснительную работу среди кавказских "Наших". Интересно, что муфтии Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Чечни и Дагестана в США не поехали, хотя и получили приглашения. Они принципиально не согласны с политикой США в Ираке.
http://www.vremya.ru/2007/137/5/184079.html