В работе съезда приняли участие молодые люди, исповедующие Православие или интересующиеся вопросами веры, не только из Пермского края, но и из Смоленска, Ижевска, Екатеринбурга, Новосибирска, Москвы, Самары, Нижнего Новгорода и других городов и регионов России. Самое активное содействие в проведении съезда оказали профессора и доценты пермских вузов. Помимо общих богослужений, лекций и презентаций молодые люди приняли участие в работе круглых столов и дискуссионных секций. Фактически съезд стал широкой площадкой для обмена миссионерским опытом и предоставил серьезные возможности по налаживанию связей между представителями православного молодежного движения из разных регионов нашей страны: появились свежие идеи, завязались новые и крайне важные знакомства, возникла возможность перенять друг у друга самое полезное и нужное для дальнейшей своей деятельности.
Значимость съезда подчеркнул своим присутствием председатель синодального отдела по делам молодежи архиепископ Костромской и Галичский Александр, который рассказал об истории православных молодежных движений, о молодежной политики Русской Православной Церкви и о том, какую миссию должна взять на себя современная молодежь.
"Воспитание не происходит само собой, - сказал в частности владыка Александр в своем обращении к молодым участникам съезда, - Бог так устроил человека, что все его способности и таланты раскрываются лишь в общественной жизни. Церковная община, собирающаяся вокруг пастыря и имеющая центром своей жизни совершающееся таинство святой евхаристии, есть тот первоначальный структурный элемент, из которого строится все грандиозное здание Вселенской Православной Церкви. Каждый христианин на протяжении всей своей жизни включен в деятельность конкретной приходской общины, пребывая в которой он принимает участие в таинствах, заботится о других ее членах или пользуется их заботами. Но церковная жизнь предполагает и иные формы объединения. И создание православных организаций, в том числе и молодежных, - естественный, органичный процесс.
Сегодня нашему обществу брошены серьезные вызовы. Чтобы страна могла выжить в условиях глобальных экономических потрясений и успешно развиваться, ей постоянно необходимо решать целый комплекс задач хозяйственного, социального и военного характера. Но не только. В общественную лексику все больше входит выражение "духовная безопасность Родины". Мы все больше убеждаемся, что население нуждается в обороне от духовно-нравственного зла. Разрушение института семьи, распространение алкоголизма и наркомании, культ наживы, наконец, серьезнейшая демографическая проблема - все это то зло, которое невозможно преодолеть одними лишь мерами внешнего воздействия. Оно требует духовного лечения, оно может быть искоренено только на путях внутреннего совершенствования личности. Молодежь, как особо уязвимая общественная группа, в большей степени подвержена негативным явлениям. И понятно, что православное молодежное движение призвано всем этим угрозам противостоять.
Христианство - религия сильного человека. Опыт многих поколений подсказывает, что одержать победу в битве с собственным эгоизмом сложнее, чем выиграть сражение с врагом на поле брани. Прожить жизнь, руководствуясь идеалами деятельного служения Богу и ближнему - означает совершить величайший подвиг. Да, православным быть непросто. Тех, кто стремится вести праведную жизнь, подстерегает множество трудностей и испытаний. Но велика и награда. Она заключена в подлинной, нескончаемой, вечной радости, которая преображает сердце и всю жизнь православного христианина. Наша общая задача - не потерять для Церкви и для страны новое поколение молодых людей. А для этого каждому необходимо самоотверженно трудиться на миссионерском поприще".
Участники съезда активно откликнулись на призыв архиепископа, предложив, в частности, усилить миссионерскую работу Церкви, продвигая в общество христианское понимание смысла брака, создавая положительный образ семьи, построенной на принципах жертвенной любви, взаимопомощи, верности и ответственности. Общественная организация "Православная молодежь Прикамья" поставила перед собой задачу создания отряда добровольцев, которые будут вести работу с детьми из реабилитационных центров, людьми без постоянного места жительства, одинокими пенсионерами. В детских приютах края станут проводить катехизаторские беседы, попытаются воцерковлять детей через паломнические поездки, участие в богослужениях. Было принято решение создать систему помощи детям, вышедшим из детских домов и реабилитационных центров.
Кроме того, по мнению большинства участников съезда, православным объединениям необходимо обратить внимание на молодежные субкультуры, пытаясь отыскать общую основу для диалога и взаимодействия.
"Православным и стремящимся к Православию нужно не прятаться в своих мирках, спасая лишь самих себя, - заметил участник съезда Тимур Прохоров. - Нужно, как говорится, и о ближних думать. Мы, молодежь, должны говорить друг с другом о Боге и вере без ложного стеснения. Я считаю, нам следует провести специальную встречу с ребятами из так называемой неформальной среды хотя бы в виде дискуссии, диспута или ток-шоу. Я убежден, нас услышат, если мы будем искренни и открыты для диалога. Неплохо бы наладить и всестороннее взаимодействие со средствами массовой информации, продвигать социальную рекламу, которая могла бы реализовать культурно-просветительские и мировоззренческие функции. Вообще, как известно, любая подобная встреча обогащает. И мне лично, как православному человеку, который собирается попробовать себя в бизнесе, был очень интересен, скажем, круглый стол, посвященный вопросам карьеры и православной этики. И идея создать объединение православных предпринимателей Пермского края показалась мне крайне любопытной".
Очень много говорили на съезде и о проблемах образования и просвещения молодежи. Это вопрос, действительно, в последнее время становится наиболее болезненным в обществе. Сегодня как никогда ранее отмечается духовно-нравственный кризис подрастающего поколения, связанный, в том числе, и с падением уровня образования и воспитания детей и подростков. Острая необходимость повседневной работы с молодежью очевидна. Современное российское общество нуждается в осуществлении эффективной политики в области воспитания и защиты нравственности детей и юношества на основе традиционно присущих российской культуре ценностей. От этого напрямую зависит будущее страны, ее сохранение и развитие. Сегодня, после анализа губительных процессов 1990-х годов в вопросах, например, одного только патриотического воспитания и отношения ко всему отечественному, становится ясно, что помощь Церкви здесь была бы неоценима.
С этим согласен еще один участник съезда - преподаватель кафедры истории МГПУ диакон Андрей Климов. Более того, он даже предложил для обсуждения свою духовно-патриотическую программу, выстроенную на государственно-церковных отношениях.
"Данная программа, по сути, не нова, - рассказывает отец Андрей. - Ее жизнь началась с 2006 года на базе храма преподобного Серафима Саровского, что на Филевской пойме в Москве. Именно там она проходила свою апробацию, развитие и совершенствование. Реализовывалась эта программа на муниципальном уровне. И нам удалось подключить к ее работе военнослужащих, учащихся общеобразовательных школ, представителей ветеранских и общественных организаций. В результате проводимые нами совместные спортивные мероприятия школьников и военнослужащих вызвали бурный интерес с обеих сторон. А та обстановка непринужденного общения, которую нам удалось создать, явилась мощным толчком по снятию психологического барьера у подростков, того самого барьера, что связан с негативным отношением к армии, яростно пропагандируемым у нас через СМИ. Акцент на духовно-патриотическую основу в подаче исторических событий неизменно приводил к бурному всплеску интереса к прошлому своей страны. Что, в свою очередь, оказало, помимо всего прочего, и сильное влияние на уважительное отношение ребят к нашим ветеранам. Кроме того, офицеры и солдаты увидели и поняли, что Русская Православная Церковь, фактически выступившая в роли посредника между школой и армией, является активным участником возрождения авторитета военной службы, эффективным помощником в воспитательной работе. Да и солдаты-срочники с куда большим доверием шли после на контакт со священнослужителями, и беседы эти, встречи один на один были необходимы им для психического равновесия в новых для них суровых условиях армейской жизни. Стала возможной духовно-нравственная работа с военнослужащими, участие в таинствах исповеди и причастия. Что же касается муниципальной власти, то необходимо отметить понимание с их стороны важности нашей общей работы, проявление искренней заинтересованности и поддержки. Программа, одним словом, показала свою полную востребованность в обществе, а также способность действенно решать вопросы по патриотическому воспитанию молодежи".
Помимо темы патриотического воспитания, очень много времени на круглых столах и тематических секциях съезда было уделено проблемам подготовки педагогических кадров, вопросам экспериментального преподавания нового предмета "Основы православной культуры", который решено вводить в школах Перми на факультативной основе с согласия родителей и учеников. Ребята из общественной организации "Православная молодежь Прикамья" предложили начать также систематическую работу по духовно-нравственному просвещению среди своих сверстников в школах, колледжах и вузах. Кроме того, участники съезда обратились с призывом к властям страны осторожнее относиться к внедрению в российскую систему образования европейских стандартов, и прежде всего тех, что касаются вопросов сексуального просвещения школьников.
Словом, прошедший в Пермском крае съезд показал, что у нас есть молодые люди, которые сохранили природный оптимизм, веру в Православную Церковь, в ее способность раскрыть человеку подлинный смысл его жизни. Что молодое поколение не только имеет немалый потенциал для дела возрождения духа Православия в нашей стране, но во многом готово на своих плечах нести ответственность за будущее своей Родины. А это уже, согласитесь, немало.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/32060.htm