Так называется выставка, которая открылась на днях в Российской академии художеств в Москве. Название это не случайно. В выставочных залах академии представлена храмовая живопись народного художника России Евгения Максимова и его учеников - яркое и значительное явление современного изобразительного искусства, имеющее большое духовное и нравственное значение.
Евгений Максимов является одним из признанных мастеров современной монументальной живописи. Его мозаики, фрески, рельефы, панно, росписи для храмовой архитектуры и общественных зданий всегда отличаются большим мастерством, строгостью, удивительным ритмом и безошибочным вкусом. Выбор жанра определился еще в студенческие годы в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, где руководителем у начинающего художника была Клавдия Тутеволь, большая поклонница византийской культуры. Делая копии с росписей и икон древних храмов, Максимов серьезно увлекся изучением древнерусского храмового искусства, все глубже проникаясь истинами православной веры.
- Меня всегда привлекало церковное искусство, - рассказывает Евгений Максимов. - Даже тогда, когда я еще был далек от веры, я очень интересовался тем, как работали с образами древнерусские мастера. Будучи еще учеником, я часто ездил в Ростов, в Ярославль, в Новгород и, копируя там фрески, мозаики, с одной стороны, постигал технику великих живописцев прошлых веков, а с другой - незаметно для себя самого проникался тем светом, что шел от их работ. Я был буквально очарован выразительными возможностями храмового искусства. Наша история, культура, древнерусская литература и иконопись - все это вызывало у меня просто бешеный интерес. Позже мое студенческое увлечение переросло в серьезные исследования, в попытки изучить все тонкости и законы храмовой живописи. Я стал преподавать в Суриковском институте, в том числе и технику работы над фресками. А в 1991 году греки-киприоты, решив создать храм во имя святого великомученика Георгия, посвященный памяти погибших в войнах киприотов, объявили международный конкурс на право росписи храма. Оказавшись в числе победителей конкурса, я вместе со своей группой потом в течение почти пяти лет работал над росписями этого храма-памятника, а также фасада храма Святого Креста на Кипре. После возвращения домой нашему коллективу было предложено выполнить фрески Казанского собора и Владимирского храма, ряд реставрационных и реконструкционных работ. Я крестился, стал прихожанином сначала Греческой, а потом и Русской Православной Церкви. Вот так Бог привел меня к вере через мое увлечение храмовой живописью.
Важным этапом в творчестве мастера явилась масштабная и поистине титаническая работа в храме Христа Спасителя в Москве, где группе под руководством Максимова были поручены наиболее ответственные и многотрудные участки. Особой сложностью отличалась работа над росписью самого большого по площади центрального купола храма. Композиция «Отечество», росписи трех малых куполов, свода главного иконостаса, а также темперные росписи в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя принесли коллективу Максимова заслуженное признание. Причем в процессе работы группе Максимова приходилось решать не только творческие, но и сложные технологические задачи. Подлинная любовь к своему делу, высокое мастерство, опыт, колоссальная трудоспособность помогли им с честью выполнить задуманное.
Евгением Максимовым и его коллективом были выполнены также мозаики и фрески в храме во имя Живоначальной Троицы в Вишняках, росписи в храме святителя Николая Чудотворца в Вышнем Волочке, в храме Петра и Павла в Ясенево, на Оптинском подворье в Москве.
И именно Евгений Максимов стал главным художником и автором росписей Николаевского собора в Нью-Йорке. На его коллектив была возложена серьезная задача - представить русскую православную живопись в церкви, где по соседству находятся католические и протестантские храмы в оформлении знаменитых архитекторов прошлых столетий. Трудились в буквальном смысле и днем, и ночью, выполнив в кратчайшие сроки грандиозную работу. «Я горжусь своей Родиной и своей профессией, которая может передать красоту и духовный опыт нашего народа всему миру», - сказал тогда художник.
Художественное убранство храма Модеста Иерусалимского в монастыре Симона-Петра на святой горе Афон также принадлежит к числу наиболее масштабных работ Максимова и его творческой группы. Росписи, мозаики, панно, фрески всегда выполняются группой Максимова с большим мастерством, умением точно выверить композицию, рассчитать масштаб, выстроить перспективу, с абсолютным знанием законов гармонии пространства и плоскости. Но самое главное - все эти работы проникнуты глубоким духовным содержанием, а мелодичность и звучность цветовых сочетаний вызывают в душе радость, принося в нее свет, тот самый свет, что когда-то почувствовал у старых мастеров студент Максимов.
Как художник, основная часть творчества которого посвящена храмовому искусству, Е. Максимов много времени уделяет также иконописи. «Святая Мария» и «Обретение и воздвижение Святого Креста» (церковь Панагии Элеусы, Кипр), «Христос Пантократор» (мозаичная икона, Лондон), «Спас Нерукотворный» (церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Московская область), «Тайная вечеря» (частное собрание, Кипр) - вот лишь некоторые из работ, в которых гармонично соединены сдержанность и благородство колорита, мягкость и плавность ритма, соразмерность деталей и целого, а также редкий такт в обращении к традициям русской иконописи.
Памятуя о том, что художник продолжается в своих учениках, Евгений Максимов много времени уделяет и преподаванию живописи в институте им. В.И. Сурикова, руководит творческой мастерской монументальной живописи Российской академии художеств, а также вот уже около десяти лет возглавляет кафедру монументальной живописи факультета церковных художеств в Православном Свято-Тихоновском гоманитарном университете.
Кстати, выставка «Нетварный свет» совершенно неслучайно имеет и важный подзаголовок - «Произведения Е. Максимова и его учеников». Фактически Максимову удалось создать уникальную и самобытную школу русских художников-монументалистов. На выставке представлены фотографии воссозданных интерьеров храмов в России и за рубежом, живописные и мозаичные эскизы росписей, фрагменты монументальных и иконописные работ, выполненные Максимовым со своей творческой бригадой, лучшими своими учениками, которые под влиянием мастера стали самостоятельными, уникальными художниками. Свое творчество эти люди целиком посвятили благородному делу возрождения православных храмов. Ощущение свободы, полноты, внутренней нравственной силы поражает на этой выставке более всего.
- Я, действительно, горжусь своими учениками, многие из которых превратились в очень интересных, состоявшихся мастеров, - продолжает Евгений Максимов. - Среди представленных на выставке я бы особо хотел отметить Игоря и Наталью Самолыго, Ларису Гачеву, Светлану Васютину, Ирину Дворникову, Дмитрия Репина, Юлию Гачеву. Это все молодые, но очень крепкие, творчески индивидуальные, самобытные художники. В их работах присутствует мощь монументализма и лиричность живописи, красочность и одновременно сдержанность цветовой гаммы. Среди участников выставки немало лауреатов и дипломантов международных и всероссийских смотров.
Многие воспитанники школы Максимова сами стали преподавателями, имеют почетные звания, входят в состав художественных союзов и институтов. Фактически Евгением Максимовым создано целое направление, своя школа в монументальном искусстве, которая оказывает позитивное влияние на художественные процессы в стране и за ее пределами. Его ученики и стажеры работают в России, в большинстве стран СНГ, других странах мира - от Швеции до Йемена, от Эфиопии до Кубы.
Выставка произведений Евгения Максимова и его учеников «Нетварный свет» продлится в залах Российской академии художеств до 16 ноября, и посетители смогут в полной мере насладиться необыкновенной зрелищностью и гармонией представленных там работ, увидеть то, чем восхищаются люди в самых разных уголках мира. Кто-то из собратьев-художников заметил, что если б даже на выставке была представлена всего одна картина, этого было бы достаточно для того, чтобы счесть выставку состоявшейся. Рядом с этими фресками, иконами, фрагментами росписей чувствуешь, что прикоснулся к чему-то очень важному, к чему-то, что способно сделать тебя лучше, сильнее, чище.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/28109.htm