- Чуть ли не каждый день с Северного Кавказа приходят новости о террористических вылазках исламистов в Дагестане, Ингушетии и Чечне. С чем связан этот всплеск насилия? Можно ли в этих обстоятельствах говорить о том, что в этих республиках наступила мирная жизнь?
- То, что жизнь налаживается, кому-то не нравится. Поэтому сейчас недоброжелатели стараются всячески дестабилизировать обстановку. Навряд ли им это удастся. Сейчас уже не та ситуация. Что бы они ни делали, того, чего они добиваются, не получится. Действительно, мир установился у нас на Кавказе. Эта вспышка насилия кратковременная, и, я думаю, она не будет иметь продолжения.
- На этом негативном фоне происходят и позитивные события. Вчера открыл свои двери перед студентами Российский исламский университет имени Кунта-Ходжи в Грозном. Какую роль, на ваш взгляд, должен сыграть этот университет в борьбе с религиозным радикализмом на Северном Кавказе?
- Это целый комплекс зданий. Кроме учебного заведения, он включает здание Духовного управления мусульман Чеченской Республики и мечеть. А главное - Российский исламский университет. Подобные учебные заведения есть только в Москве, Казани, Нальчике и Махачкале. Во времена нашей молодости мы и мечтать не могли о таком. В советское время было единственное мусульманское учебное заведение в Бухаре. Учебников не хватало, не говоря уже о технических средствах обучения. Записывали на доске, оттуда переписывали в тетради материал. Так мы занимались. Сейчас уже создаются все условия для обучения исламу. Университет в Грозном послужит тому, чтобы у нас в регионе появилось множество людей, грамотных в религиозном плане. У нас же вся эта болезнь радикализма откуда пошла? Все это произошло из-за того, что люди у нас были религиозно безграмотны. Приходили агитаторы, начинали их подбивать на неправильный путь. Чтобы такого не было, создали этот университет. Польза от него будет не только для Северного Кавказа, но и для всего мира.
- Кто будет преподавать в университете? Ведь вопрос с приглашением наставников из арабских стран особенно болезнен в связи с распространением радикальной идеологии, процветающей на Ближнем Востоке.
- Там преподавательский состав будет самого высшего класса. И свои специалисты, и приглашенные из-за рубежа. Подбор преподавательских кадров осуществляется после строгой проверки претендентов. Только традиционный ислам!
- Мусульмане России придерживаются в основном двух богословско-правовых школ: в Дагестане, Чечне и Ингушетии популярен шафиитский мазхаб, а у народов Поволжья - ханафитский. Видимо, в отличие от высших исламских учебных заведений в Москве и Казани в грозненском исламском университете главенствует кавказская богословская традиция?
- Университет назвали именем Кунта-Хаджи, человека, который словом завоевал Кавказ. Имам Шамиль мечом хотел завоевать, но у него ничего не получилось. А Кунта-Хаджи пришел к чеченцам и ингушам, разъяснил им основы религии. Эти народы самыми последними на Кавказе приняли ислам. Кунта-Хаджи принес этим народам именно шафиитскую традицию. Конечно, местным богословским традициям отдают предпочтение. Но в университете будут изучаться все четыре мазхаба: шафиитский, ханафитский, ханбалитский, маликитский (названы суннитские мазхабы, а есть еще пятый - джафаритский, принятый шиитами. - "НГР").
- Как вы думаете, исламский университет в Грозном позволит обеспечить кадрами мечети в республиках Северного Кавказа, даже в самых отдаленных населенных пунктах?
- Учиться в университет могут прийти все желающие, не только те, кто собирается избрать духовную карьеру. Университет большой, всем место найдется. В первую очередь, конечно, там будут готовить имамов. Еще покойный Ахмад-хаджи Кадыров занимался тем, чтобы в республике было грамотное духовенство.
- Значит, теперь необязательно юношам отправляться в религиозные учебные заведения Ближнего Востока, где они могут быть подвержены экстремистской агитации?
- Нет, конечно. Мы теперь будем их только у себя обучать. Это мы делаем специально, чтобы поменьше ездили за границу.
Андрей Мельников
http://religion.ng.ru/facts/2009-09-02/2_kavkaz.html?mthree=3