В обсуждении 12-ти героев приняли участие 12 известных граждан России, каждый из которых по-своему понимает судьбу русского народа. Среди них Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, художник Илья Глазунов, бывший Председатель Правительства РФ Виктор Черномырдин и другие.
На привычном фоне других телепередач проект «Имя Россия» оказался действительно серьёзным исследованием состояния нашего общества, своего рода плебисцитом отношения народа к событиям прошлого и месте России в мiровой истории.
Историю понимают по-разному — для одних это хронологический перечень событий, для других — попытка установления причинно-следственных связей, для третьих — наука о законах исторической жизни человеческих обществ. Для того, кто уверен, что Бог, сотворивший мiр и человека, продолжает управлять судьбами народов: история — это, прежде всего, изображение событий, указывающих на действие Божественного Промысла.
В новой эре, начавшейся с приходом Господа в мiр, народом Божиим, новым Израилем становятся христиане. Господь ведёт Свой народ, которому обещано Царство Божие. Этот народ участвует в домостроительстве Церкви. Император Константин Великий осознаёт Божественное предназначение Империи и называет себя «внешним епископом Церкви». Однако история отпадения человека от Бога продолжается: как ветхозаветный Израиль разделился на Северное и Южное царства, так Израиль новозаветный делится на Запад и Восток, Рим Старый и Рим Новый. Имперские амбиции западной церкви, стремившейся к морской и духовной власти, постепенно сокращаются до размеров Ватикана. Для сохранения своего влияния в новой варварской империи Карла Великого римская церковь даже искажает христианское вероучение. Их империя — от Карла Великого до Третьего Рейха — рассыпается, исполнив лишь роль бича Божия.
На Востоке находят форму взаимодействия власти мiрской и власти духовной в симфонии, тогда же появляется символ, отражающий симфонию, — двухглавый брёл. Но Второй Рим, Церковь Восточная, забывает, что народ Божий — это Вселенская Церковь, а потому её раздирает национальный сепаратизм, а Церковь разделяют ереси.
Господь возвышает славян: к народу Божиему присоединяются болгары, сербы и русичи. Чудесным образом, Он уберёг Русь от слияния с Западной Церковью. После Крещения князем Владимиром в 988 году на Руси происходит небывалый подъём духовности и культуры. При князе Ярославе Мудром Киевская Русь становится сильнейшим государством в Европе, но вскоре междоусобные войны ослабляют её. Князь Андрей Боголюбский оставляет Киев и основывает Владимирскую Русь на севере.
Быстро окрепнув, она являет собой пример византийской симфонии государства и Церкви в лице князя Александра Невского и митрополита Кирилла. Перед князем Александром встаёт тяжёлый выбор: защищать Русское государство от татар или Православную Церковь от крестоносцев? Мудрым оказался выбор князя Александра Ярославича, который принял иго орды, как наказание Божие, и непримиримо отстаивал Православие в борьбе с крестоносцами. Святой князь исполнил заповедь Христа «возлюби врагов своих», пытаясь привести язычников татар в Православие, при нём в Орде учреждается Православная епархия. К сожалению, старшие сыновья и внук Иван I не продолжили его миссионерскую деятельность в Орде, и поэтому мы сейчас имеем южных соседей мусульман, а не православных.
После трагического падения Константинополя (1453) и отвержения унии с Римом Московская Русь становится духовной и политической наследницей Византийской империи. Но Русская Церковь подверглась латинскому влиянию после брака Ивана III с Софьей Палеолог, который называли «браком Царя в Ватикане». Однако, вскоре старец Филофей в своём пророчестве предупреждает, что два Рима пали потому, что не выполнили своего предназначения, а Москва — третий Рим и этот Рим последний,удерживающий беззаконие.
Иван IV начал с реализации геополитических замыслов своего великого предка — св. Александра Невского: поглотил остатки орды, а казаки колонизировали Сибирь. В Казани, Астрахани многие татары становятся православными. Но трагедия Руси усугубляется личными качествами Ивана IV, взявшего на себя бремя Помазанника и нравственно не понёсшего его. Это впоследствии приводит к смуте. Угасает династия Рюриковичей.
От духовного и физического порабощения Западом Русь спасает любовь народа к своему Отечеству, ополчение народное. Господь даёт России нового Помазанника — молодого Михаила Романова. Но Русская Церковь замыкается в обрядоверии. Обрядовые мелочи заслоняют глубину христианского мистического учения и воспринимаются как истинное . Это приводит к церковному расколу при реформе Патриарха Никона.
Перед Петром I стоит все та же задача: спасти Русь от духовного и физического порабощения Западом. В социальной сфере и внешней политике он достигает успехов — укрепляет самодержавие, создав дворянство, новую армию, флот. Разбив шведов (1709), возвращает потерянные при Иване Грозном западные и северные земли. А в духовной области? Пётр принимает богословие лютеранское, упраздняет византийскую симфонию государства и Церкви. Вместо Патриарха появляется духовная коллегия — Святейший Синод.
Екатерина Великая, осознавая, что сама она в России ничто, привлекает к управлению русских патриотов —Потёмкина, Суворова, Ушакова, что определяет её успех во внешней политике. При тщательном исполнении православных обрядов, она не понимает русской православной идеи, не понимает духовной значимости монастырей. Она насаждает в дворянской среде идеи французских просветителей и получает вместо духовности мечтательность и вольнодумство. Но Божественное Провидение не оставляет Россию — вместе с обмiрщением высшего светского общества, в низах начинает возрождаться Святая Русь: святитель Тихон Задонский указывает церковный путь к истинному христианству — жить по Промыслу Божию.
Князь Александр Васильевич Суворов — генералиссимус, герой русско-турецких войн, одержавший 60 побед и не имевший ни одного поражения, внёс большой вклад в развитие стратегии и тактики военного дела. Дворянин, сохранивший связь с народом и Православную веру, сумевший обрести себя в служении Богу и России, Суворов всегда оберегает Российское Самодержавие.
Фёдор Михайлович Достоевский писал: «Став самими собой, мы получили бы, наконец, облик человеческий, а не обезьяний, мы получили бы вид свободного существа, а не раба, не лакея». Следующей ступенью развития русского народа должно стать единение всех православных народов — всеславянство: «И не для захвата, не для насилия это единение, не для уничтожения славянских личностей перед русским колоссом, а для того, чтоб их же воссоздать и поставить в надлежащее отношение к Европе и к человечеству... и сказать своё слово в цивилизации». И, наконец, заключительной задачей — стать всечеловеками. «Величайшее из величайших назначений, уже осознанных русскими в своём будущем, есть назначение общечеловеческое, есть общеслужение человечеству, — и не России только, не общеславянству только, но всечеловечеству».
Какое же Имя выбирает Россия? Каким хочет видеть своё будущее? Конечно, Россия, как заметил С.П.Капица, несводима к одному имени или к одному виду служения. Из 12 выбранных народом героев — девять политические деятели: цари, правители, военачальники, и только трое (поэт, писатель и ученый), служение которых можно отнести к пророческому. Где же преподобный Сергий Радонежский — молитвенник Земли Русской, где преподобный Серафим Саровский, который примет наше покаяние в последние дни? Увы, удивительная близорукость — видеть лишь то, что лежит на поверхности. Молитвенное служение не так заметно.
Но Промысл Божий подталкивает русский народ к его Предназначению: «Имя Россия» — святой благоверный князь Александр Невский, уверенно державший первое место на всех этапах выборов. Александр Невский — это симфония Церкви и государства.
Потеснив А.С.Пушкина и А.В.Суворова, Именем России N 3 становится И.В.Сталин, за него голосуют не только старые патриоты-коммунисты, но и молодые патриоты-державники. Сталин правильно понял и использовал в своих целях подсознательное стремление русского народа к социальной справедливости.
Мы опять стоим перед выбором, чем станет Россия: Третьим Римом или Вавилоном? Но Нью-Вавилон уже давно есть, и его финансовая башня закачалась.
Наши предки, сбросившие с себя татарское иго, взяли на себя высокую миссию Православного Царства. Мы должны нести их крест, или раствориться как этнос. Даже сузиться до размеров Польши и Литвы нам нельзя — не позволит великая история. Ведь если соль потеряет свою силу то, что с ней делать?
Сергей СОКОЛОВ, бакалавр богословия, г.Липецк
http://www.russdom.ru/node/1941