Писать во спасение

Беседа с писательницей Натальей Сухининой

Новости Москвы 
0
308
Время на чтение 13 минут

Михаил Дмитрук: Наталья, в конце 1980-х и в начале 1990-х годов мы вместе работали в редакции одной газеты. Потом наши пути разошлись: ты стала писательницей, а я остался журналистом. Откровенно говоря, меня всегда пугало литературное творчество, ведь писатель создает художественные образы, то есть творит сущности в мире иллюзий, который контролируется великим иллюзионистом, отцом всей лжи. Похоже, что художник слова невольно повреждается своим творчеством, и этим во многом объясняется трагическая судьба великих писателей и поэтов - Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и многих других. Даже православные литераторы не могли избежать творческих искушений. То же самое можно сказать и о профессиональных журналистах. Так может ли уберечь свою душу зарабатывающий писательским трудом?

Наталья Сухинина: Если бы в это не верили, тогда бы не занимались писательством, журналистикой. А раз этим занимаемся, то какую-то надежду питаем, что все-таки делаем Божие дело. Конечно, на этом пути очень легко можно куда-то не туда повернуть. Потому что бывает успех, этим подогревается тщеславие - сие для души уже не полезно.

Как этого избежать? Вероятно, надо согласовывать свое творчество с духовником. У меня этот опыт был. Как только я начала делать православные материалы, я ни строчки не написала без благословения батюшки. Мой духовник архимандрит Георгий (Тертышников), насельник Троице-Сергеевой лавры (Царство ему Небесное) благословлял почти все, что я написала. И предупреждал меня, о чем не надо писать. Я хорошо помню, как он говорил: «Никогда не касайся темы причастия, это тебе не по чину. О причастии могут рассуждать только очень духовные люди». Есть какие-то действительно темы для мирян запретные, и это батюшка мне объяснял.

А предисловия к моим книгам всегда делали люди духовные. Для меня большая честь, что к книге «Куда пропали снегири?» предисловие написал Константин Ефимович Скурат - заслуженный профессор Московской духовной академии, замечательный человек. К книге «Какого цвета боль?» предисловие написал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, потому что материал для нее я собирала в женской колонии Самары.

Вот так как-то и стараешься, чтобы с Божией помощью никуда в сторону не забрести.

М.Д.: Православный литератор должен писать только на документальной основе или может пользоваться и художественным вымыслом?

Н.С.: Здесь у меня полный непрофессионализм: я придумывать ничего не умею…

М.Д.: Это как раз профессионализм, но журналистский - писать только документальные вещи: вымысел для журналистов - от лукавого.

Н.С.: Ну, может быть, у меня и сохраняется журналистская привычка. А потом, у меня никогда не было нужды в вымысле, потому что, работая в газете и журнале, я получала столько интересных писем! Конечно, не мне судить мои книжки, но для меня в них есть одно достоинство: там все правда. Это не моя заслуга, а читателей: они рассказывали мне свои истории, и поэтому мне придумывать ничего не надо было. Так что я могу не делать того, чего не умею делать, - придумывать.

М.Д.: Похоже, что именно правда должна отделять честную православную документалистику от художественной литературы, где безудержный вымысел уводит от реальности и влечет к погибели. И, по большому счету, ты продолжаешь заниматься журналистикой - только на очень высоком уровне.

Н.С.: Для меня очень важна правда. Не всегда моя литература документальная. Я могу поменять ситуации, могу изменить детали, но главное в этой истории будет правдой.

Недавно я написала небольшой рассказ (он войдет в мою следующую книгу) вот о чем. Много лет назад я ночевала у своей подруги в Зеленограде; утром мне надо было ехать на работу в Москву. Я очень рано встала, вышла из подъезда - гляжу: сидит бабушка. Отекшие ноги, в руках палочка - такая вот очень-очень больная женщина. Она меня и спрашивает: «Ты на работу?». Отвечаю: «Да, на работу». А она мне: «Дай Бог, чтобы все у тебя было хорошо. Да благословит тебя Господь. Да давай я тебя перекрещу…».

Потом я узнала, что эта бабушка каждое утро там сидит и всем это говорит. Прошло уже лет семь, и только сейчас я написала этот рассказ.

Сделала главной героиней рассказа ту бабушку и что-то домыслила, потому что не имела дополнительного материала. Добавила людей, которых она знает и благословляет: она этим живет, этим служит Богу.

Ведь мы можем служить Богу всегда, даже сидя на колченогом стуле у подъезда. Напрасно кто-то оправдывается: «А я не могу, у меня не те возможности…». Потому что у всех есть возможности - даже у этой бабушки.

М.Д.: Получается, что для православного человека ничего страшного в профессии писателя (или журналиста) нет?

Н.С.: Страшное в том, что мы, журналисты, волей или неволей, очень многих судили. Ведь как нам внушали на факультете журналистики? В материале должно быть твое отношение к человеку, к ситуации, к событию… Но какое мы имели право судить? Ведь это же судьбы человеческие! А, бывало, приезжаешь в глубинку: столичный журналист, перед тобой все «прогибаются», и ты считаешь, что имеешь право судить… Вот за это вот - да, отвечать придется перед Богом.

М.Д.: Знакомый батюшка восторженно отзывался об одном твоем рассказе из кавказской серии. Напомню его сюжет. Старый горец спрятал в своем доме юношу, за которым гнались мстители. Спрятал по закону гостеприимства. Но вскоре к старцу привезли тело его сына, убитого в драке. И аксакал понял, что юноша, которого он спас, и есть убийца. Что делать несчастному отцу: нарушить закон гостеприимства или совершить кровную месть? Но он привязался к юноше, который вел себя очень достойно. И отец пошел по пути любви: принял юношу как родного сына. А тот не смог принять от своего спасителя такой жертвы - и сам сдался в руки правосудия. Но аксакал приютил у себя десятилетнюю сестренку убийцы своего сына, которая осталась без родителей и без брата…

Неужели и эта история не выдумана?

Н.С.: Конечно, мне поведал ее один из свидетелей тех событий. Даже показывал дом, где живет тот старик. Это есть в рассказе: мы едем на озеро Рица, и мой друг, водитель, рассказывает печальную историю. Все это правда.

Я уже давно обосновалась на Кавказе: у меня там дом, я часто приезжаю туда, у меня бывает много гостей. Мне рассказали там очень много удивительных историй. И я не перестаю восхищаться красотой поступков этих людей. Ведь в Москве мы видим далеко не лучших представителей Кавказа. Кавказ - он действительно седой, древний, мудрый.

По рассказам моего абхазского друга я уже написала какие-то рассказы, какие-то еще нет.

Мой друг Заур - удивительный человек. Он из мусульманской семьи (часть абхазов приняли ислам, когда были под владычеством турков). И несколько лет назад он крестился.

Ко мне часто приезжали батюшки (у меня там часовенка), Заур много беседовал с ними. И наконец принял крещение - почти в 60 лет!

Он сейчас истинный раб Божий. Ходит по своему селу и поучает. Поучает просто. «Ты крещеный?» - спрашивает одного в майке. «Крещеный», - отвечает тот. - «А почему крест не носишь? Запомни: ты без креста - воин без оружия».

М.Д.: Наталья, ты не только журналист, писатель, но и издатель. Расскажи, пожалуйста, об этом.

Н.С.: Я почти семь лет была главным редактором издательства «Святая Гора». Оно было создано для того, чтобы издавать в России книги старца Паисия Святогорца. Мы издали пять выпусков поучений старца, его житие. Кроме этого мы выпустили другие интересные, как я считаю, книги. Издательство зря времени не теряло.

Но недавно мне пришлось отойти от этой работы. Ведь она требует много сил и времени. А я все-таки писатель, не могу писать книги по остаточному принципу.

М.Д.: Но многие очень благодарны тебе именно за издательскую деятельность. Чего стоят только книги о старце Паисии Святогорце. В его житии меня больше всего поразил рассказ о его службе в армии. Арсений (мирское имя старца) вел аскетический образ жизни, много молился и постился, о нем молились его благочестивые родители - в результате боец стал совершенно неуязвимым, его, как в песне, пуля боялась и штык не брал в жарком бою, когда вокруг многие погибали. Объяснение этому я нашел в книге известного греческого писателя Никоса Зерваса «Дети против волшебников», один из героев которой - Геронда - явно списан со старца Паисия Святогорца. Геронда объясняет, что безгрешный воин имеет так называемую «русскую защиту» (больше всего неуязвимых бойцов было в России), которая надежно охраняет от его от козней бесовских и человеческого колдовства. Мне посчастливилось знать таких людей, которые прошли с тяжелыми боями всю войну и не получили ни одного ранения. Я был счастлив, когда нашел подтверждение и объяснение «русской защиты» в книгах о Паисии Святогорце. Реальность этого явления дает великую надежду каждому из нас и всему нашему народу: если мы будем вести строго православный образ жизни, то нас не смогут одолеть никакие враги, Россию никому не удастся победить.

Н.С.: А что в этом удивительного? Каждый православный знает, что молитва спасает в бою. Человек не погибает, потому что призывает Бога на помощь и о нем молятся его родители - живые и усопшие.

О старце Паисии особый разговор. Это был святой жизни человек. Его бы давно прославили, но в Греции строгие правила прославления: надо, чтобы прошло не меньше 50 лет после успения. Но там Паисий Святогорец уже почитается так, как у нас преподобный Серафим Саровский.

Старец Паисий совершал подвиги не только на войне. Мало кто знает, что он вымаливал рак. Например, приходит к нему муж и просит: «Геронда, помолись о моей жене, у нее рак». Старец говорит: «Хорошо, но давай молиться вместе: "Господи, сделай так, чтобы эта болезнь перешла на меня, а моя жена выздоровела"». Но видит в глазах мужа смущение. «Что, не можешь?». - «Не могу». - «Ну, ладно, - говорит старец. - Тогда я буду молиться за твою жену - именно так». И женщина действительно выздоравливает.

А сам Паисий Святогорец умер от рака кишечника. Он же вымолил себе рак! Вот какая жертвенность. Он всегда жертвовал собой за всех. Если он шел в бой, то говорил: «Пусть лучше убьют меня, чем моего товарища, у которого есть семья». Господь же видел чистоту его устремлений и, конечно, его берег.

М.Д.: Тем более что он никого не убивал, потому что был радистом. Но разделял со своими товарищами все тяготы войны. Именно в это страшное время он узнал тайну неуязвимости воина - «русскую защиту», о которой так убедительно рассказывает Геронда в книге Никоса Зерваса «Дети против волшебников».

Н.С.: Конечно, приключения этих юных героев вымышленные. Но образ Геронды (у греков это слово обозначает почтительное обращение к старцу) вполне реальный: он очень похож на Паисия Святогорца. И не менее реальна «русская защита», которой пользовались наши предки на протяжении веков.

М.Д.: В издательстве «Святая Гора» выходили не только книги старца Паисия Святогорца. Три года назад у вас вышла брошюра, в которой убедительно опровергаются фантазии некоторых энтузиастов о пользе «православного рока». А как ты, Наталья, думаешь: может ли быть полезной рок-музыка для православного человека? И можно ли использовать рок в миссионерской работе для проповеди Православия?

Н.С.: Думаю, что нет. Я полностью согласна с выводами, которые сделаны в выпущенной нами брошюре о рок-музыке. Их суть выражается в ее названии: «Преступление перед будущим». И в этом ответ на вопрос, полезен ли рок.

Я под каждым словом этой брошюры подписываюсь. Ее автор - Михаил Михайлович Дунаев, профессор Московской духовной академии, который недавно почил, для всех так неожиданно. Это очень большая потеря для меня и для многих других православных людей.

М.Д.: Наталья, в своих статьях и книгах ты много рассказывала о необыкновенных, иногда просто чудесных стечениях обстоятельств, событиях в жизни людей. А в твоей жизни бывали такие чудеса?

Н.С.: Конечно, как и в жизни каждого человека. Вот один из таких случаев. Меня пригласили в Вятку участвовать в Трифоновских чтениях. Я никогда в этом городе не была и с радостью приняла приглашение. А перед поездкой в Вятку я вдруг нашла несколько писем от читателей, которым до сих пор не ответила. Одно - большое-большое, написанное красивым почерком - обратило мое внимание. Женщина в нем подробно рассказывала о своей жизни. Смотрю адрес: письмо - из Кирова (Вятки)! Как удивительно вовремя попалось мне это письмо, пришедшее четыре года назад. И хотя указанный в письме номер телефона уже мог измениться, я на всякий случай позвонила по нему. И мне ответила та самая женщина - автор письма, Татьяна Васильевна. Оказывается, она и о своем письме помнит, и на встречу со мной собирается: как раз перед моим звонком она читала местную газету, где было опубликовано расписание моих выступлений.

В Вятке мы встретились, и Татьяна Васильевна познакомила меня со своими друзьями - мужем и женой Журавлевыми, которые поют в храме: она регент, он певчий. И оба получают… три тысячи в месяц. А у них трое детей. Правда, старшая дочка уже вышла замуж, но двоих-то еще надо кормить-поить-воспитывать! Я у них поинтересовалась, как же получается на эти деньги прожить, а они мне отвечают: «Да ничего страшного. Вы знаете, нам главное - зиму пережить. А как лето, мы идем в лес, собираем там землянику. Земляника отошла - собираем чернику. Черника отошла - собираем клюкву. Ягоды мы продаем. Ну, вот как-то и живем». И говорили они это, не жалуясь на жизнь, а с радостью, потому что имеют возможность служить в храме, и Бог их не оставляет.

Я так расположилась душой к этим людям, что мне захотелось сделать для них что-то хорошее и необыкновенное. И вот в Москве я рассказала о Журавлевых моим друзьям и предложила копилку устроить и туда вкладывать деньги для Журавликов - так я их ласково про себя называла, чтобы на эти деньги купить Журавлевым - всей их семье - билеты в Москву, а тут мы бы…

М.Д.: Мы - это кто?

Н.С.: … я и пять моих друзей, обыкновенные люди, далеко не богатые. Так вот, мы бы их в Москве приняли, город показали бы, в музеи и театры сводили бы, и так, чтобы везде было все самое лучшее для них, наших Журавликов. Ведь если не мы, то они никогда в Москву не приедут.

И у нас начался проект «Журавлики». Накопили денег, купили билеты. Татьяна Васильевна из Вятки нам помогла узнать номера паспортов. Это была целая история, ведь билеты без паспортных данных не продаются, а спрашивать у Журавлевых нельзя: могли отказаться от поездки. Все было сделано тайно от них.

И вот после Рождества супруги Журавлевы и два их сына - четырнадцатилетний Вася и пятилетний Ванечка - получили по почте большой красивый конверт с печатями. Открывают - а там приглашение в Москву на пять дней и билеты на всех туда и обратно, в фирменном поезде, в купейном вагоне. Эти люди впервые в жизни ехали в купе - ты понимаешь? А жили они у меня.

Рассказываю я это все вовсе не для того, чтобы показать, какие мы хорошие, благотворители, а чтобы попытаться передать ту радость, которую мы испытали, когда принимали Журавликов. Какое это было счастье! Каждый хотел что-то сделать для них. Мы им целую программу придумали. И к блаженной Матроне сводили, и в Кремль, и в Троице-Сергиевой лавре побывали, и в Малом театре (а они никогда не были в театре)… Каждый хотел как-то поучаствовать в проекте: кто-то довезти на машине, кто-то покормить в кафе, кто-то проводить из театра домой. А как всем хотелось их радовать, этих людей, которых я видела второй раз в жизни, а мои друзья - первый! Но мы пережили такое счастье! И если спросить, какое за последний год было в моей жизни значимое событие, я бы назвала приезд Журавликов.

Сейчас много говорят о кризисе. Так кризис - в душе. А если его нет в душе, то его нет нигде, мы его просто не ощущаем.

М.Д.: Какие бы ни были социальные условия?

Н.С.: Какие бы ни были социальные условия. Потому что кризис - это отсутствие любви, мира и гармонии в душе. А нам была подарена такая радость Господом - встретить этих людей с любовью. Причем, это тот редкий случай, когда ничего не надо было никому друг от друга: ни нам от них, ни им от нас. И они очень достойно прияли от нас этот наш подарок им.

А когда мы их провожали домой, в Вятку, Люба (мама Журавликов), уже когда поезд тронулся, крикнула нам:

- Наталья Евгеньевна, я теперь знаю, где живут счастливые!

А «Где живут счастливые?» - это название моей книжки.

Дай Бог нам еще раз пережить такую любовь - это будет великое счастье.

М.Д.: Наверное, подобные чувства переживают все, кто помогает «малым сим» в трудных обстоятельствах. Люди испытывают великую радость от дел милосердия, которая является предчувствием райского блаженства. И вся история с Журавликами - это, конечно, настоящее чудо - чудо истинной любви, ведущей в жизнь вечную.

Но вот что интересно, Наталья: слушая про Журавликов и читая подобные истории в твоих книгах, я тоже испытываю необыкновенную радость. Наверное, подобное чувство переживают и читатели твоих книг, недаром книги эти так популярны. Это чувство тем более отрадно в наше кризисное время, когда многие поддаются унынию, теряют веру в светлое будущее.

Н.С.: Ну что такое кризис? Все равно над нами Господь, и будет так, как Он захочет. Если это попущено, значит, мы должны это понести. Значит, для чего-то нам нужен этот кризис.

М.Д.: Все, что от Бога, самое лучшее для нас?

Н.С.: Конечно! А если мы хорошо подумаем, то и поймем, для чего нужен этот кризис. Поэтому нам надо бояться не внешнего, экономического кризиса, а кризиса в нашей душе. Надо просить Бога, чтобы Он дал силы перенести все, что надо нам перенести для спасения души. Чтобы мы достойно прошли это испытание.

М.Д.: А зачем нам испытание?

Н.С.: Чтобы душа укрепилась для подвига. Ведь «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают его» (Мф. 11: 12). Нудится - то есть усилием берется, нуждницы - это употребляющие усилие. Чтобы перенести попущенное Богом, нужны силы духовные, а они укрепляются только страданиями. Можно много рассуждать, но пока по голове не стукнет, не начнешь работать над собой. Представь на секундочку: если бы не было страданий, то человек развратился бы до безобразия, превратился бы в животное, которое только жрет и пьет. Страдания вразумляют.

Хотя настоящее страдание - это страшно. Но только тогда действительно понимаешь, как Господь нас любит, как Он хочет нашего спасения. Потому что борьба за наши души идет не на жизнь, а на смерть.

М.Д.: За вечную жизнь и за вечную смерть.

Н.С.: Да. А знаешь, когда мы книги старца Паисия начинали издавать, стали твориться сущие безобразия: пропадали пленки, какие-то ошибки нелепые выскакивали, что-то путалось. Иногда просто чувствовалось такое дыхание бесовское в ухо. Книги-то издавались богоугодные! Они выходили большими тиражами, и ясное дело, кто восставал против этого.

М.Д.:Я тоже часто замечал, что когда замышляешь какое-нибудь полезное дело, когда готовишь полезный материал, как будто кто палки в колеса вставляет. И понятно кто вставляет. И если бес не может навредить по-крупному, то сотворит мелкую пакость: какая-нибудь ошибка появится смешная, за которую будет стыдно перед читателями.

Но мы должны терпеть несчастья, преодолевать испытания, становиться духовно сильнее, в противном случае мы сами погибнем и других погубим. Слава Богу, читатели чувствуют наше искреннее желание им помочь, наши страдания на этом пути и всегда стараются нас поддержать.

Н.С.: Да, и это большое счастье. Я получаю огромное количество благодарственных писем и звонков от читателей.

А однажды отец Максим Брусов (он издает мои книги) привез меня в Яхрому, где он служит в огромном Троицком храме. Привез, завел во двор - а там новое деревянное двухэтажное здание. И он говорит: «Наталья Евгеньевна, это наша воскресная школа. Мы построили ее на те деньги, которые заработали от продажи ваших книг. Я перед вами отчитываюсь: каждая копеечка пошла на доброе дело». Ты не представляешь, что творилось тогда в моей душе, какая радость была!

М.Д.: И хотя бы ради такой вот радости стоит писателю работать, стоит писать!

Беседовал Михаил Дмитрук

http://www.pravoslavie.ru/guest/30814.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Евгеньевна Сухинина
Все статьи Наталья Евгеньевна Сухинина
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07