Сделка с правосудием

0
293
Время на чтение 5 минут

В конце апреля Государственная Дума приняла закон о внесении поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, которые предусматривают введение в нашей стране совершенно нового института - так называемой «сделки с правосудием». Суть этих поправок заключается в том, что заключившие такую сделку будут осуждены только на половину максимального срока возможного наказания, а если преступление малозначительное, то из обвиняемых они могут превратиться в свидетелей. Если обвиняемый проходит по коллективному делу и даст показания против своих подельников, то, в случае сделки, его дело будет выделено в отдельное производство.

После принятия закона Госдумой Совет Федерации его не одобрил. Казалось бы, это хороший знак - хотя бы верхняя палата парламента разглядела, каковы могут быть последствия очередной «реформы» по западному образцу. Однако, если посмотреть на причины, которыми руководствовался Совет Федерации, отклонив закон, окажется, что особо радоваться нечему. Сенаторы всего лишь сочли, что инициатива сделки должна исходить не от обвиняемого, а от прокурора! Либо, по крайней мере, также и от прокурора. Иными словами, мотивы отклонения совсем не связаны с возможными тяжкими последствиями. Как сообщил председатель Комитета Госдумы по безопасности, главным заказчиком данного закона были «оперативные работники». Этот факт не оставляет сомнений в том, чем обернётся практическое применение этого закона, если он будет принят.

Интересно заметить, что во время слушаний в Думе практически все выступавшие ссылались на пресловутый «международный опыт», имея в виду опыт отдельных стран, якобы очень удачный. На самом же деле этот опыт, прежде всего там, где действует англо-саксонское право (США, Британия, Канада, Австралия), совсем не так успешен, как это пытаются представить. Судебная система США, известная нам по многочисленным кинофильмам о жюри присяжных, на самом деле не имеет ничего общего с реальной судебной системой. По признанию генерального атторнея (прокурора) США, более 85% дел в Соединённых Штатах решается с помощью сделки с правосудием. Говорит ли это об успехе? Конечно, нет. Напротив, очевидно, что сделка с правосудием практически полностью заменила собой само правосудие. И это не случайно. Наличие такого института в законодательстве действует развращающе не только и не столько на обвиняемого, сколько на само правосудие.

При рассмотрении закона в Совете Федерации практически никто не вспомнил и об опыте «международного правосудия», а жаль. Это помогло бы намного лучше увидеть, что представляет из себя данный институт сделки.

Особо ярко оскал сделки с правосудием проявился в практике международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде. Ничего необычно здесь нет, ведь этот институт стал расцветать там потому, что практически весь аппарат прокуратуры этих трибуналов заняли англосаксы, прежде всего американцы.

Первоначально в статутах данных трибуналов не было никакого упоминания о сделках. Однако, несмотря на отсутствие такого права, постепенно под воздействием судей из США и других стран системы общего права в Правила процедуры была включена возможность сделки. Мне довелось встречаться с одним из главных проводников идеи сделки с правосудием в Международном трибунале по бывшей Югославии - заместителем главного прокурора Г. Блевитом ещё в 2003 году. Я специально задавал ему вопросы о правомерности такой практики. Серый кардинал трибунала (бывший бессменным замом трёх главных прокуроров МТБЮ в течение более 12 лет!) вилял, пытаясь ссылаться на опыт его собственной страны (Австралии), но ничего путного объяснить не смог. И не случайно. Австралия - это Австралия, а МТБЮ по правилам Австралии работать не должен. Что ж, растерянность прокурора понятна: для того, чтобы обосновать беззаконие, всегда приходится лукавить.

Все случаи сделок обвиняемых международных трибуналов достойны отдельного рассмотрения. За каждым из них стоят драматичнейшие интриги. За недостатком места рассмотрим некоторые из них.

Дражен Эрдемович. Дело бывшего солдата (трудно точно сказать, какой армии, так как за время югославской войны он успел повоевать на стороне всех трёх противоборствовавших сторон) Д. Эрдемовича было затребовано Гаагским трибуналом у сербского суда ещё в 1996 году. Это было весьма странно. Во-первых, трибунал был создан для преследования только высших руководителей, виновных в совершении военных преступлений. Рядового солдата к таким отнести никак нельзя. Во-вторых, трибунал был создан для преследования тех, кто избежал ответственности, однако и это условие соблюдено не было - дело Эрдемовича было затребовано из суда, то есть уже началось следствие по его преступлениям.

Почему же Международный трибунал по бывшей Югославии, нарушая основы своей юрисдикции, так старался забрать Эрдемовича себе? Ответ на этот вопрос стал ясен, когда солдат дал свои показания на ряде процессов. Несмотря на всю их невероятность и даже фантастичность (например, он, рядовой солдат, рассказывал о содержании бесед генерала Младича с президентом РС Р. Караджичем), эти показания были приняты в качестве достоверных. Все доказательства геноцида в Сребренице построены только на показаниях Эрдемовича. Несмотря на то, что он сам признался в убийстве более 1200 человек, из которых лично убил более ста, взамен за дачу нужных показаний Гаагский трибунал снял с него обвинение в убийстве (!!!) и приговорил лишь к 5 годам лишения свободы за нарушения законов и обычаев войны. Но и этот срок Эрдемович не отсидел и был досрочно выпущен на свободу через три года. Он дал свои показания и на других процессах, в том числе на процессе С. Милошевича. Отметим, именно Милошевич доказал, что Эрдемович лжёт. Более того, что лжёт не по собственной инициативе, а говорит то, что требовалось прокуратуре.

Биляна Плавшич. Бывший президент Республики Сербской в Боснии и Герцеговине Б. Плавшич оказалась в наиболее сложном положении, будучи самым старшим по возрасту обвиняемым - ей было 70 лет. Это обстоятельство ловко использовал Гаагский трибунал. Взамен признания вины без проведения процесса (то есть прокуратуре вообще ничего не надо было доказывать!) Плавшич получила обещание, что ей назначат наказание не более 7 лет тюрьмы. Однако суд назначил ей 11 лет, но было уже поздно. Бывший президент уже оговорила не только себя, но и всех, кого можно, включая Р. Караджича и других, в то время уже находившихся в тюрьме МТБЮ.

Мирослав Дероньич. После того, как М. Дероньич - один из руководителей армии боснийских сербов в районе Сребреницы - подписал сделку с прокуратурой, с него сняли обвинение в геноциде (с естественным в этом случае снижением размера наказания). Однако за это Дероньич был обязан давать показания по обвинению в геноциде в отношении других. Причём - на любых процессах по требованию прокуратуры. После того, как Дероньич дал эти показания, он неожиданно «умер от тяжёлой болезни» в тюрьме.

Милан Бабич. Бывший президент Республики Сербская Краина в Хорватии М. Бабич также пошёл на сделку с Гаагским трибуналом взамен обещания получить небольшой срок. Его показания на процессе С. Милошевича были фантастичны и неправдоподобны настолько, что могли быть расценены как умышленно гротескные, в достоверность которых поверить невозможно. Но даже такое сотрудничество не удовлетворило трибунал, и Бабич получил 13 лет тюрьмы (вместо ожидавшихся им пяти). Во время показаний против другого обвиняемого - Милана Мартича, которые продолжались несколько дней, в ночь перед последним днём показаний Бабич был найден в своей камере повешенным.

Итак, как видим, практика использования института сделки с правосудием в международных трибуналах, на самом высшем уровне, должна, однако, убедить в том, что это опаснейшее средство судебного произвола. Будем надеяться, что наши парламентарии сумеют разобраться в сути проблемы, и в России легализация сделки с правосудием не произойдёт.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=2178

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Мезяев
О новом антироссийском проекте в ГА ООН
Идея чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по Украине иссякла
25.02.2023
Россия – Южная Африка в контексте мировой политики
Год под знаком российско-африканских отношений
26.01.2023
О цене «русского вопроса» в Южной Африке
Энергетический кризис на юге Африки – это ещё и результат отмены соглашения, подписанного прежним президентом Дж. Зумой с Россией
14.07.2022
Новый состав Совета Безопасности ООН
Интрига с переизбранием директора ВОЗ
18.06.2022
Новое направление санкционной политики Запада
Сенат США принял законопроект «О противодействии злонамеренной деятельности России в Африке»
25.05.2022
Все статьи Александр Мезяев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06