Слобожанщина — историческая территория Государства Российского, располагавшаяся на землях, нынче вмещающих несколько областей России и Украины — какие полностью, какие частично. Иными словами, эта русско-украинская территория — общая. В духовном, кровно-родовом и многих иных смыслах.
Целиком в поле Слобожанщины вмещается Харьковская область. Отсюда и харьковские исконные особенности: на протяжении веков украинцы и русские, а также многие другие живут здесь в мире. И в национальной, и в религиозной жизни Харьков всегда был образцом взаимно терпимых, уважительных и просто дружеских отношений.
То же можно сказать о Харькове литературном.
Созданная в городе Павлом Тычиной сотоварищи литературная студия — в самом начале 1930-х, еще до появления горьковского союза писателей — благополучно прошла через годы всяческих лихолетий, и русское и украинское крыло здесь всегда дополняли друг друга.
В начале 1980-х мне довелось быть молодым участником ежегодных литературных семинаров, которые проводила Харьковская областная организация союза писателей. Последние десятилетия в писательской организации Харькова работу с литературной молодёжью возглавлял украинский поэт Виктор Тимченко. Мне привелось десяток лет, с середины 90-х, помогать ему в руководстве этим добрым и интересным делом.
И всегда по весне, как правило в мае, работало несколько творческих жанровых секций — на обоих корневых языках. И всегда с энтузиазмом подключались к наставничеству действующие писатели. Даже в морально и физически тяжкие 90-е годы, когда всё лучшее советское, в первую очередь работа с молодёжью, тоже оказалось похерено. Нигде на Украине не сохранилась такая форма проведения творческих писательских семинаров. Кроме Харькова! Попавшие в 2001 г. в мой семинар и проведшие весь день в обсуждении рукописей питерские и московские поэты были поражены как уровнем молодых пишущих харьковчан, превысившим питерско-московские уровни, так и самим фактом наличия такого форума.
Вместе с В. Тимченко нам удалось привлечь к семинарам и областные, и городские структуры, ответственные за работу с молодежью — Харьковский областной центр молодежи и Харьковский городской департамент по делам семьи и молодежи. Вместе мы придумали бесхитростное название «Молодая Слобожанщина», а итоговому молодежному литературному альманаху — название «Левада», что по-украински означает луг (и происходит, без сомнения, от греческого «Ливадия»), а пишется одинаково и по-русски, и по-украински. Первый выпуск альманаха (с сочинениями 52 авторов) был осуществлён в 2001 г. Членами редколлегии альманаха неизменно являются руководители творческих семинаров и руководители литстудий, принимающих участие в работе смотра-конкурса.
16 мая 2009 г. в Харькове и области прошёл очередной смотр-конкурс молодых литераторов. Задуманный как комплексное мероприятие, на сегодняшний день он включает в себя городской фестиваль «Молодая поэзия» (в качестве отборочного смотра) и областной профессиональный семинар «Молодая Слобожанщина».
Фестиваль проходил в этом году 9 апреля в помещении, так повелось, Украинского культурного центра и собрал около сотни молодых авторов, представивших на суд жюри (поэты В. Бойко, И. Риссенберг, Ю. Максимейко, А. Тимченко) свои стихи на русском или украинском языках. Некоторые молодые авторы теперь пишут на обоих языках. Гостями фестиваля стали совсем юные литераторы из г. Изюма, того самого «неслучайного» города, в котором теперь обитает одна из святынь русского православия, икона Песчанской Богородицы, явившаяся в 1754 г. в селе Пески (окраина Изюма) святителю Иоасафу Белгородскому.
Около двух третей поэтов были отобраны для дальнейшего участия в областном семинаре «Молодая Слобожанщина». К участию в семинаре добавились и представители райцентров области — студий Изюма, Дергачей, Лозовой и т.д., в общей сложности около 150 человек. И можно без преувеличения сказать, что такое общение становится нетривиальным событием для начинающих сочинителей и волнующим, возвышенным делом для профессионалов-наставников.
Семинар прошел в помещении Харьковской гимназии для малозрячих детей им. В. Короленко. Это тоже уже традиция. Гимназия предоставляет очень комфортные условия для проведения таких занятий.
Работа «Молодой Слобожанщины» в этом году проходила в 8 секциях: 2 секции русской поэзии (в этом году всего около 50 работ; руководители С. Минаков, а также С. Шелковый в паре с И. Риссенбергом, 2 секции украинской поэзии (всего около 30 работ; руководители В. Бойко, О. Тараненко), русской прозы (7-8 работ; руководитель Г. Буйдин), украинской прозы (10 работ; О. Бойко), переводов (5 работ; Ю. Максимейко). Особой секцией начинающих «Зелений пагiн», где было весьма тесно (около 70 работ), а работа проходила по двум направлениям — «Литература для детей» и творчество начинающих, руководила молодая украинская поэтесса А. Тимченко.
Кроме руководителей секций в обсуждении работ «семинаристов» принимали участие и профессионалы-оппоненты (в среднем, по 2 человека на секцию), а также сами молодые литераторы. Так, в семинаре С. Минакова оппонентами выступили писатели И. Евса и А. Минакова.
Молодым важно почувствовать себя в контексте литературного процесса, узнать не только то, что скажут о тебе, но и принять участие в дискуссии. Конечно, далеко не всё у всех получается. Кто-то только попробовал себя на шаткой стезе сочинительства, кто-то уже успел опубликовать свои произведения. Кто-то ещё школьник, а кому-то уже «стукнуло» 35 лет.
30 мая в Клубе писателей будут вручены награды и дипломы победителям конкурса. «Левада» в нынешнем году выйдет 8-й раз. Кажется, и в этом году есть что опубликовать. От себя назову двух, на взгляд мой и коллег, перспективных молодых поэтов: студентку химического факультета Харьковского Национального университета имени Каразина Анну Долгареву и выпускника филологического факультета Севастопольского филиала МГУ Сергея Трафедлюка.
Говорят, что нынешняя молодежь пишет подчас (в лучших образцах) весьма зрело. Столь же очевидно, что, за редкими исключениями, молодые очень мало читают. На Украине своё влияние оказывает не только эпоха Интернета, но и перемещение русского языка на фактически факультативное обучение, а великой русской литературы — в разряд зарубежной. Порой удивляешься, что в этих условиях, созданных украинскими властями словно специально для воспроизводства манкуртов, молодежь ещё помнит, кто такие Пушкин, Толстой, Есенин.
В то же время отчётливо проявляется тенденция: в последние годы количество пишущей молодежи возрастает. Почему так? Многие нынешние молодые люди не видят пути в жизни, а потому «уходят» во внутренний мир. Иными словами, не всё ладно в «действительной жизни», как сказал бы Достоевский. Возьмём благополучную Германию и увидим, что там молодёжь не пишет почти ничего. А сами немцы (старые и культурные) нынче — по недостатку — приглашают славянских литераторов в гости, учреждают благотворительные стипендии для них (то есть для нас). Если же взять более высокую ноту, то можно сказать, что сегодня само время приглашает новые поколения к творческому испытанию.
Современная пишущая молодёжь являет собой не «замученную» идеологическими клише литературную генерацию. Это и хорошо, и плохо. Молодые сочинители зачастую осведомлены в европейских языках, а потому усвоение опыта мировых литератур и философии позволяет им стартовать с более высоких позиций в смысле знания законом ремесла, чем, скажем, их советским предшественникам. Новые сочинители интонационно и лексически «подбирают» всё - и фольклор, и рок-панк стилистику, и сленги, и европейскую классику, и хокку. Но порой это оборачивается неразборчивостью, всесмешением.
Прискорбно, но бывают у молодых затруднения с родными языками - с украинским, ещё недоусвоенным, и русским, уже утрачиваемым в силу его отсутствия в системе образования. Большая беда ждёт нас, если украинское государство по-прежнему не будет уделять внимания ОБОИМ языкам - вплоть до создания национальных программ спасения и развития корневых языков Украины. Без такого «соединённого» развития ни консолидированная украинская нация, ни процветающее государство невозможны.
…Питерец А. Кушнер как-то сказал: «Стихи — архаика, и скоро их не будет...» Есть, конечно, большой резон в этих горьких словах, однако в свете прошедшего форума молодых литераторов Слобожанщины хочется привести слова одного из руководителей харьковского семинара: «Живущие здесь и сейчас, люди переломного, пограничного места и времени, какими мы будем? Этот вопрос ставит нам само настоящее, то есть подлинное, время. Голос этого времени и есть поэзия. Вечно молодая. Именно — поэзия молодых. Звучащая в слове молодых свобода, бесстрашная открытость постижению себя в мире и мира в себе — таков лейтмотив прошедших семинаров, где учителя и ученики взаимно обучались одному слову: вот я, человек Божий»!
http://www.odnarodyna.ru/articles/3/664.html