Уже более месяца в Мексике свирепствует грипп А/H1N1, называемый также «новым» и «свиным». Официальные источники сообщают о 1626 заболевших и 45 умерших. Встало производство, закрылись детские сады, школы, университеты, стадионы, рестораны, церкви и другие места массового скопления людей. В глазах всего мира латиноамериканская страна превратилась в очаг распространения смертельной болезни, которая поначалу вызвала едва ли не такую же панику, как чума в эпоху Средневековья. Ряд государств временно прекратил воздушное сообщение с Мексикой и ввел ограничения на импорт мексиканских товаров. Тысячи мексиканцев в разных уголках планеты испытали на себе дискриминацию.
Одной из многочисленных жертв эпидемии, вернее, сопровождающей ее вакханалии, стал Свято-Троицкий монастырь Русской Зарубежной Церкви в Мехико. Прихожане боятся приходить в храм, прикладываться к иконам, целовать руку священнику. Закрылись принадлежащие обители кондитерская фабрика и кафе, приносившие основной доход. Братия еле сводит концы с концами. При этом в обитель постоянно обращаются за пропитанием и иной помощью люди, лишившиеся работы.
Свято-Троицкий монастырь существует только два года, но идея создать его возникла еще в начале 1980-х годов у правящего архиерея Мексики епископа Павла (де Насиансо) (Константинопольский Патриархат). Реализовать ее он поручил молодому монаху Нектарию. Краль Сократес Хаджипетропулос - таково мирское имя батюшки - родился в 1965 году, когда его родители направлялись из Стамбула в Мехико, чтобы навестить духовника - того самого епископа Павла. Дедушка и бабушка Краля по отцу были греками, родом из Сухуми (Абхазия). По материнской линии в его жилах течет иранская кровь. Будущий игумен провел детство и юность в Стамбуле, Нью-Йорке и Мехико. Везде посещал греческие приходы. В 1982 году владыка Павел посвятил 17-летнего Краля в монашество с именем Нектарий - в честь святителя Нектария Эгинского. В следующем году он постриг воспитанника в схиму. Вскоре иерарх погиб от пули экстремиста-католика. Работа по организации монастыря остановилась.
В 1992 году брат Нектарий уехал на Святую Землю и перешел в юрисдикцию Иерусалимского Патриархата, поскольку хотел соблюдать юлианский календарь, как того требовала семейная традиция. В 2004 году его приняла под свой омофор Русская Зарубежная Церковь. Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (Дмитриев) определил мексиканского инока послушником в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США). Там он нес послушания уборщика на кладбище, садовника и книгохранителя. В 2006 году Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) рукоположил брата Нектария во иеродиакона, а через несколько месяцев - во иеромонаха. В сентябре 2008 года преемник владыки Лавра митрополит Иларион (Капрал) возвел его в сан игумена. Отец Нектарий - известный борец за права церковной полноты, которая с середины XIX века подвергалась в Мексике прещениям, соавтор Кодекса отношений между религиями. Помимо церковного служения, он получил археологическое, теологическое, социологическое и историческое образование и преподает в частных университетах.
По благословению священноначалия в январе 2007 года иеромонах Нектарий открыл в Мехико первый приход Русской Зарубежной Церкви - монастырь Святой Живоначальной Троицы. Сам настоятель предпочитает именовать его скитом. Обитель арендует в престижной центральной части столицы старинный дом, оформленный в русско-мексиканском стиле. Здесь храм, трапеза и кельи. Насельников пока трое. У них арабское, кипрское и мексикано-сербское происхождение. Один был крещен в Православие в детстве, другие приобщились к восточному христианству во взрослом возрасте благодаря родственникам. Иноки имеют университетские дипломы историка искусств, журналиста и бухгалтера, владеют несколькими языками, в разной степени говорят по-русски. Монастырь располагает подворьями в городе Толука (55 км от Мехико) и городе Котиха-де-ла-Пас в юго-западном штате Мичоакан.
Община живет по традиционному православному календарю. Совершается полный суточный круг богослужений: с 05:00 до 06:30 - полунощница и утреня, с 14:00 до 15:00 - девятый час и вечерня, с 18:00 до 18:45 - всенощное бдение. Литургия служится по вторникам, четвергам и воскресеньям (с 10:00). В субботу проходят утренние службы и всенощное бдение (с 18:00 до 20:30). Накануне церковных праздников совершается всенощное бдение, а утром - часы и литургия. Наибольшее число прихожан собирается в выходные дни. Службы проводятся на церковнославянском языке. Это, наверное, главное отличие Свято-Троицкого скита от многих приходов Русской Зарубежной Церкви в Латинской Америке, где богослужебным языком является испанский. В хоре поют профессиональные исполнители русского происхождения.
Монастырь окормляет россиян, сербов, болгар, молдаван и мексиканцев. «Мы стараемся обратить в Православие инославных супругов наших прихожан, ибо нет иного способа сберечь семью, обеспечить детям воспитание в православном духе, - говорит настоятель. - Если нам удается установить тесную связь с неправославными родственниками, вовлечь их в приходскую жизнь, то мы можем блюсти целостность семьи». Будучи единственным из шести клириков Русской Зарубежной Церкви в Мексике в священном сане, игумен Свято-Троицкого монастыря отец Нектарий осуществляет пастырскую опеку над русскими общинами не только в Мехико, но и в Гвадалахаре, Сан-Луисе-Потоси, Агуаскальентес, Акапулько, Вильяэрмосе, Куэрнаваке и других городах.
До недавних пор в стране отсутствовал храм Русской Церкви. Россияне либо окормлялись на греческих и антиохийских приходах, либо переходили в католицизм. По словам отца Нектария, «монастырь превратился в духовное сердце русской колонии. Мы находимся рядом с нашими прихожанами в самые важные минуты их жизненного пути, от освящения дома или первого автомобиля до повышения по службе или болезни».
Монастырь ведет активную социальную деятельность: предоставляет медицинскую и психологическую помощь на русском языке жертвам алкоголя и наркотиков, женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, оказывает юридическую поддержку россиянкам в случае развода с мужьями-мексиканцами и спора о праве на воспитание ребенка, опекает безработных и малоимущих. Как видим, монахи трудятся, в первую очередь, для выходцев из России. На этом следует заострить внимание, ведь среди них нет ни одного русского, и с Россией они напрямую не связаны. Большое значение придается духовному просвещению. При монастыре создан учебный центр, в котором преподаются основы православного вероучения и история Православной Церкви.
Братии Свято-Троицкого скита пришлось приложить немало усилий, чтобы сломить стену недоверия со стороны посольства России в Мексике и Поместных Церквей, не признававших обитель частью Русской Церкви. На подмогу пришли управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий (Иванов; ныне председатель Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации и настоятель Высоко-Петровского монастыря в Москве), Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион и архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл. Теперь для россиян отец Нектарий стал родным человеком и духовным отцом. Он и его собратья - непременные гости мероприятий русской диаспоры. За богослужениями в монастыре молятся российские дипломаты во главе с послом Валерием Морозовым. Свято-Троицкая община живо откликается на происходящее в далекой России. Так, 19 сентября 2008 года игумен Нектарий отслужил панихиду по жертвам агрессии грузинского режима в Южной Осетии.
Интересно, что его высокопреподобие задолго до подписания Акта о каноническом общении сблизился с Русской Православной Церковью. Он внес весомый вклад в строительство и обустройство храма Покрова Божией Матери в штате Непантла, что в 85 км от Мехико, канонически принадлежащего Московскому Патриархату (сейчас эта церковь не действует). В 1998 году участвовал в подготовке и проведении визита в Мексику главы Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского (ныне Святейший Патриарх) Кирилла.
Когда в Мексике вспыхнула эпидемия «нового» гриппа, игумен Нектарий направил своему священноначалию послание, в котором рассказал о критическом положении Свято-Троицкого монастыря. В частности он писал: «Десятки людей звонят с просьбами о молитвах и наставлениях; всем страшно, все понимают хрупкость нашей жизни. Молитесь, чтобы Господь смиловался над нами грешными». Попечительский Фонд о нуждах Русской Зарубежной Церкви начал сбор средств в пользу мексиканского монастыря. Митрополит Иларион благословил тарелочный сбор на нужды его насельников. Сообщения с призывом поддержать обитель размещены на сайтах Русской Зарубежной Церкви и Московской Патриархии. Важно отметить, что службы в монастыре не прекращаются ни на один день, хотя посещают их только монахи.
Сейчас обстановка в Мексике постепенно нормализуется. Сначала возобновили работу предприятия сферы производства, сервиса, учебные заведения, затем - точки общественного питания. Свято-Троицкий скит вновь открыл кондитерскую фабрику и кафе, однако введенные санитарные меры требуют дополнительных средств, которых у обители, понятное дело, нет. Сохраняется опасность, что православная свеча, возженная в Мексике, угаснет.
В столь трудный период братии необходима как финансовая помощь, так и молитва и слова поддержки, которые каждый неравнодушный может направить на испанском, английском, русском или греческом языке на электронный адрес монастыря: skete@orthodox.org.mx.
http://www.pravoslavie.ru/put/30403.htm