Схиархимандрит Зосима: «Держитесь Москвы…»

О пользе паломнических поездок. Записки литератора

0
203
Время на чтение 5 минут

И времени-то жаль - от работы отрываться, и денег лишних нет, да и дела семейно-бытовые… Но вдруг всё суетное остаётся у тебя за спиной, ты - в автобусе, впереди на лобовом стекле икона Пресвятой Богородицы. Ты - паломник.

Середина Великого поста (ах, как быстро пролетает Пост - лучшее время года, когда всё успеваешь; самое-самое время ехать!) Отъезжаем в ночь на субботу 28-е марта. Путь наш лежит в страну мне неведомую - в Донецкий край, в «депрессивный регион»… Автобус ныряет в мучительно полубессонную ночь, выныривает - мутное утро; за окнами Святогорская лавра!.. Много раз я видел на репродукциях это чудо - на белых меловых скалах храмы святые, да и не раз описано, вон как здорово у Тютчева:

И громадою отвесной,

В белизне своей чудесной,

Над Донцом утёс стоит,

К небу крест свой возвышая...

У Фёдора Ивановича - лето. А с нашим приездом просыпался на Святые Горы снег пушистый холодный; вершина мелового кряжа и кресты оказались в рвущемся тумане, это как знак тайны, образ суровой монашеской жизни. А на газонах под ногами - действительно прямо из-под снега! - цветы подснежники- синие, белые, жёлтые и фиолетовая сон-трава.

В громадном Успенском соборе людно, завершается Литургия; звучит проповедь; прикладываемся к святыням обители; нас благословляют разместиться в гостинце… Не сразу я понял, но из шести десятков приехавших большинство как бы «туристы выходного дня». Им вскоре станет скучно; жаль, но никто и дивных пещер в меловой горе не увидел… Остальная, малая часть, каким-то образом попадает в ритм монастырской жизни. Некоторых и на вершину горы проведут - через вырубленный в меловой горе километровый туннель; они и отоспятся, и побывают на всех службах; да и скит удалённый увидят, и окрестности.

Если присмотреться и подумать - Лавра словно в осаде. На противоположной стороне Северского Донца обилие затейных заведений и торговых «точек», как бы целые улицы, вывески «Баня». Лишь кризис и непогода, кажется, несколько усмирили буйство их разрастания. Слева, на соседней с Лаврой горе возвышается (выше крестов!) некая гигантская белая статуя - сотворённый кумир, внешне - словно б альбинос Кинг-Конг взобрался на вершину и, торжествуя, мощными кулаками бьёт себя в грудь. Это скульптура революционного вождя, имевшего британское подданство, который в Австралии носил кличку «Большой Том», а в родимых пенатах «Артём». Что ж, стоит и стоит. Ну, а вот уже как десант - прямо на территории Лавры, правда, за прутьями, немалое здание с красновато-оранжевой картонкой: «Музей истории религии». Какой такой религии? Неужто про ислам, буддизм и иудаизм решено тут народу рассказывать? Или нечто о Православии? Похоже на музей атеизма. Но не узнать, заперто.

Вечерняя служба в субботу начинается в пять, завершается в одиннадцатом часу ночи, утренняя в воскресный день началась в половине шестого, завершилась часов через пять-шесть. Причастились. Ни усталости особой, ни голода. Но позавтракали с удовольствием - после литургии пригласила общая трапезная. Остальные наши уж, бедные, истомились, сидят в автобусе голодные, рвутся ехать дальше, еле-еле нас дождались. Поехали…

На трассе в каком-то месте водители легкомысленно послушались объездного указателя, и мы воочию увидели, что такое «депрессивный регион». Дорога в жесточайших выбоинах, вокруг разбитые и разобранные здания корпусов, торчат кирпичные трубы, а заводов-то вокруг и нет; мост заброшенный… И такое километрами вдоль реки Кривой Торец, словно после ковровой бомбёжки... Столько труда - всё в щебень!.. Город называется Константиновка. Здесь в 1930-х были изготовлены рубинные звёзды для башен Московского Кремля и хрустальный гроб для основателя пролетарского государства. Далеки теперь те звёзды…

Поскребя заморским брюхом на выбоинах, автобус наконец выбрался на скоростную трассу, и о руинах нам уже больше ничто не напоминало. Впрочём, фотоаппарат нёс их в себе доказательством, что не пригрезилось.

К вечеру мы оказываемся в славном Никольском; приехали к батюшке Зосиме.

Храмы, чистота, корпуса общежитий, богадельня, сады и огороды, умиротворённое кладбище - деревенька… Старец Зосима так и говаривал: «Моя деревенька». А когда-то… Схимонахиня Фамаида вспоминала: «Они решили загнать его в такое место, куда транспорт не ходит… Приехали мы сюда: прямо около входа туалет и мусорная свалка, церковный двор порос бурьяном. Храм заброшенный, полуразрушенный, иконостаса нет, вместо него фанерная доска - страшно было зайти. Около храма горелый деревянный сарай - дом священника, окна вросли в землю, внутри - мыши и крысы...» Это было в ноябре перестроечного 1987 года. Однако в Никольском существовало удивительное предание, что «когда в Васильевский храм придёт служить монах, то возникнет здесь две святых обители, которые простоят до скончания века - до второго славного пришествия Христового». И свершилось. Стоят две обители. Общее название Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь.

Если подумать, на себя труд примерить, так и одну-то комнату в своей квартире отремонтировать проблема. А тут… Воистину: «никто как Бог!»

Когда-то Патриарх Пимен намеревался отправить Никольского игумена в Японию в качестве предстоятеля РПЦ. Но в ту пору и наш народ, не менее японских язычников, нуждался в добром пастыре. Схиархимандрит Зосима (в миру Иван Алексеевич Сокур, 1944-2002) стал на Руси столпом Православия. О многом говорит: он был духовником всего священства Донецкой епархии. По словам Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, о. Зосима являлся предводителем тех групп, которые отстояли интересы Православия на Украине в 1992 году, во время учинённого Денисенко раскола. В наставлениях старец не раз говаривал: «Держитесь Москвы и Святейшего Патриарха…» Повторил и в духовном завещании: «Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси»…

Светел и высок новый в Никольском Успенский собор; долгая вечерняя воскресная служба, молебен; много монашествующих и послушников; ярко сияют громадные золотистые паникадила; многоярусен резной иконостас; неординарна светоносная иконопись. В одном из ярусов вижу иконы Царя мученика и преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Завершается служба и нас гостеприимно принимает трапезная. Звёзды обильно рассыпались над головами. В который раз примечаю: в разных местах неба звёзды пунктирно прорисовывают кресты. Ночь обрушилась на автобус…

А в душе отчего-то осталась какая-то неудовлетворённость. Словно б не хватает ей чего-то эмоционально взрывного, быстрого штриха, который бы наполнил особым смыслом эти паломнические дни. Гид вставляет в видеоплеер диск с фильмом о старце Зосиме. Прежде мне раз десять предлагали его посмотреть. Да не сложилось. Не время было. И вот теперь передо мной возникает живой схиархимандрит Зосима - доброе лицо, речь душевная, всё в нём по-детски просто (это притом, что кандидат богословия, Академию закончил), и он произносит, верно, имея перед мысленным взором жертвователей и благодетелей: «Бог не спросит: какой мы храм построили, какие кресты поставили - золотые или серебряные… А Бог о чём нас спросит?.. О делах наших, о прошедшей жизни. Вот о чём спросит нас Бог: накормил ли ты голодного? принял ли ты нищего странника? посетил ли ты в темнице находящегося? сироту пригрел ли? Вот о чём нас спросит Господь - о добрых делах…»

Пронзительные слова. Только и не в словах дело - в совестливости сердечной интонации. Этих слов и ждала каменеющая в суетах душа. Оказывается, за ними я и приехал.

В Никольском, в иконной лавке я с удовольствием купил книгу «Любовь превыше всего. Светлой памяти схиархимандрита Зосимы», которая открывается эпиграфом из Слова о старце Митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона: «Из уст в уста передавайте о его молитвах, поучениях, деяниях - из поколения в поколение, ибо среди нас жил воистину великий человек…»

Передаю.

http://www.odnarodyna.ru/articles/14/586.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Семенович Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Семенович Слепынин
Последние комментарии
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.11.2024 02:52
Россия – идейный центр незападного мира
Новый комментарий от Агафон
09.11.2024 00:23
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
09.11.2024 00:00
Хватит ныть!
Новый комментарий от Агафон
08.11.2024 23:39
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от Vladislav
08.11.2024 23:35
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Vladislav
08.11.2024 23:33
«Разговоры о важном»: Что мы знаем об СССР?
Новый комментарий от Очевидец
08.11.2024 23:24