Икона Божией Матери «Благодатное Небо»
Статья из т. 5 «Православной энциклопедии». Москва, 200 г.
«Благодатное Небо» икона Божией Матери [(«Благодатная», «Что Тя наречем»)] (празд. 6 марта), чудотворный образ из Архангельского собора Московского Кремля. Наименования иконы восходят к тексту Богородична 1-го часа, написанному на иконе по краю сияния, исходящего от Богоматери с Младенцем Христом: «Что Тя наречем, о Благодатная Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Почитание иконы в XIX в. связано с деятельностью митр. Филарета (Дроздова), к-рый в 1853 г., в период поновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о ней. В описи XVII в. Архангельского собора (не сохр.) сообщалось, что образ является копией, сделанной по указу царя Феодора Алексеевича мастерами Оружейной палаты с находившейся в соборе древней иконы. Прот. Тяжелов привел рассказ знатока древностей А. В. Малиновского о том, что, по преданию, икона была привезена в Москву Софией Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Дмитриевича. Предание возникло как интерпретация записи в Троицкой летописи за 1398 г. о привозе Софией Витовтовной из Смоленска мн. древних икон, присланных из К-поля, и вошло во все печатные издания XIX - нач. XX в. о чудотворных иконах Божией Матери. В Клинцовском иконописном подлиннике (XVIII в.) содержится указание на то, что икона была привезена Софией Фоминичной, супругой царя Иоанна III, из Литвы, при этом отмечается «западный перевод» образа.
«Б. Н.» (242X181 см), находящаяся в наст. время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, слева от царских врат, исполнена царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678-1680 гг. Через год для нее был изготовлен серебряный чеканный оклад с надписанием, как и на иконе, текста Богородична (украден в 1812). Новый оклад был сделан в 1815 г.; в 1916 г. его заменили серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях (не сохр.).
Богоматерь на иконе представлена в рост, с Младенцем Христом на руках, в окружении яркокрасной мандорлы и исходящими от нее волнистыми лучами сияния. Первоначально под ногами Богоматери было изображение лунного серпа (сохр. только графья). Образ восходит к изображениям, иллюстрирующим слова Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным...» (Откр 12. 1, 5). Иконографический прототип возник в Германии в XV в. и получил распространение в зап. искусстве; в XVII в. из Польши через Украину, Белоруссию и Литву подобные изображения попали в Россию.
Небольшого размера копия с «Б. Н.» помещалась на укрепленном на левой колонке иконостаса деревянном резном позолоченном клейме (раме). Близкое иконе Архангельского собора изображение Богоматери было исполнено в 1682 г. царским изографом Василием Познанским для ц. Распятия Христова Большого Кремлевского дворца (в наст. время там же). Вариантами этой иконографии являются Виленская икона Божией Матери, образ «Жена, облаченная в солнце», а также многочисленные изображения Богоматери в росписях ярославских храмов кон. XVII - нач. XVIII в. Список (вольная копия) иконы Архангельского собора был создан в 1900 г. иконописцем Я. Е. Епанечниковым для ризницы ц. Успения Пресв. Богородицы в усадьбе сенатора В. П. Мордвинова в с. Ваулове Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ. (в наст. время в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской обл.).
Во 2й пол. XIX - нач. XX в. празднование иконе было дважды: 6 марта и в Неделю Всех святых. По пятницам после литургии перед ней совершался молебен с акафистом и водоосвящением. Множество богомольцев приносили к образу лампады, свечи и масло. Известны случаи исцеления от иконы, в т. ч. одной лютеранки, о к-рой в течение 6 недель усердно молилась ее гувернантка.
Литература: Изображение икон Пресвятые Богородицы в православной церкви почитаемых, с краткими о них сказаниями. М., 1853. С. 66; Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880. С. 161-163; Ровинский Д. Народные картинки. Кн. 4. С. 676; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Владимир, 1901. Т. 2. С. 66; Поселянин Е. Богоматерь. С. 182; Скворцов Н. А. Археология и топография Москвы. М., 1913. С. 294; Извеков Н. Д. Моск. придворный Архангельский собор. Серг. П., 1916. С. 16, 18, 44, 94; Приселков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 449; Щенникова Л. А. Забытые святыни, чтимые в Москве XV - нач. XX в. // Погибшие святыни.: Сб. матлов. СПб., 1996. Вып. 10. Ч. 2. С. 126-128; она же. «Богоматерь Благодатное Небо» из Архангельского собора Моск. Кремля: Иконография и почитание образа // Florilegium.: К 60летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 441-453; она же. Чудотворные иконы Моск. Кремля // Христианские реликвии. С. 234; она же. О двух чтимых Богородичных иконах в храмеусыпальнице московских государей // Архангельский собор Моск. Кремля. М., 2002.
Л. А. Щенникова