Меч и крест

0
187
Время на чтение 5 минут

Христос — это любовь. Война — это ненависть. Как же воевать христианину?

Процитируем «Основы социальной концепции РПЦ»:

«Когда святой равноапостольный Кирилл был послан патриархом Константинопольским на евангельскую проповедь и прибыл в столицу сарацин, с ним вступили в спор о вере учёные последователи Магомета. Между прочими вопросами задали ему такой: «Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться о врагах, добро творить ненавидящим и гонящим вас, — бьющим в ланиту подставлять и другую, — а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?» Выслушав cиe, святой Кирилл спросил у совопросников своих: «Если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона — тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?» Когда агаряне сказали, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдёт обе заповеди, то святой проповедник продолжал: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться об обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 3). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падёт отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом».

Отрывок многозначителен. Он не только развенчивает попытки некоторых не очень знающих неофитов слепить из Православия некую сентиментально-толстовскую пацифистскую секту, но и разоблачает либеральный миф о том, что спасение якобы должно быть частным делом. Наши благочестивые предки считали, что спасение — дело слишком важное, чтобы быть частным делом. И государство должно защищать не только материальное достояние, но и веру своих людей.

И жертвенность православного человека, естественно, всегда возрастала, если он знал, что защищает не просто родную землю, но и веру истинную. Это очень важно. Недаром же говорят, что побеждает не армия убийц, а армия мучеников. При прочих равных условиях армия наемников, воюющих за деньги, намного слабее армии идеалистов, воодушевляемых идеей. Между прочим, это мнение отнюдь не только православных христиан, но и других мыслящих людей. Никколо Макиавелли, чьё имя стало символом политического цинизма и прагматизма, утверждал то же самое, воспевая античных патриотов в противовес современным ему кондотьерам. Меч в руках труса — палка. Меч — сила в руках того, кто готов рискнуть собственной жизнью. Святой благоверный князь Александр Невский, адмирал Феодор Ушаков... Они были готовы взять не только меч, но и крест свой. Собственно, они и брали меч как крест.

Смерть делает человека человеком, превращая биологию в биографию,- так утверждал немецкий философ Мартин Хайдеггер. Вечная жизнь желающего сладко есть и мягко спать человечка стала бы пошленьким водевилем. Стояние над бездной смерти делает его высокой трагедией, в конце обещающей вечную жизнь. Жизнь, в которой не будет греха и пошлости. Потому, хотя и ценя земную жизнь, смерть православные люди встречали с достоинством и мужеством:

За все печали, радости и бредни,
Как подобает мужу, заплачу
Непоправимой гибелью последней. 
                                        Н. Гумилёв

Хайдеггер, как и православные люди, отрицал возможность рая на земле, понимая его утопичность. Бессмертие человека в его нынешнем виде на земле означало бы вечность греха. Но значит ли это, что всякая смерть помогает спасению? Разумеется, нет. Христианство учит, что внезапная смерть, смерть без покаяния и Причастия — трагедия, уменьшающая шансы на спасение. К тому же, такая смерть может быть неизвестной родным, и они о человеке не молятся, погибшего не отпевают священники, что затрудняет прохождение душой мытарств и её спасение. Потому разбойников на Руси часто называли душегубами, т. е. теми, кто может погубить не только тело, но и душу своей жертвы. Трагедия и безвременная смерть в молодом возрасте, когда человек не успел принести духовные плоды, не успел породить новые христианские души или просиять духовной красотой в монашестве. Это намного более трагичная смерть, чем смерть прожившего долгую плодотворную жизнь, «пресыщенного днями» человека.

Даже если это смерть мученика, гибелью тела утверждающего красоту духа, всё равно она несёт печать неизбывной утраты. Потому и молятся христиане на каждой литургии: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны... у Господа просим». И тот, кто препятствует этому, — страшный злодей, заслуживающий самого сурового наказания. Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13, 4). Не говорит апостол, что меч — бутафория, что общественное зло, преступления должны сойти с рук виновнику. Нет, должен найтись законный отмститель, в наказание злодею. Потому взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52).

Военной силой наказать и утихомирить врага, разрушившего твой родной город, — это не право христианина. Это его обязанность! Разумеется, если он — мужчина, способный носить оружие. Есть такие критические моменты, когда даже монахи и священники брали в руки оружие для защиты своей Родины, своих сродников и государей, и Церковь по мудрой икономии прощала им нарушения правил. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9).

Ещё древний китайский мыслитель и правитель Шан Ян сказал по этому поводу, несколько утрируя, что если война дарует долгий мир, то да здравствует война! Нехорошо хаять армию, которая защищает страну. Уж какая она ни есть. Без неё всё равно будет хуже. Абсурдно ругать армию за её жёсткую дисциплину. Без неё она превратится в скопище бандитов.

Сегодня часто плачут о нарушении свободы, «прав человека». Но свобода в обычном понимании — это вовсе не всегда ценность. Свободные места в плацкартном вагоне, когда все остальные уже расхватаны, — это обычно верхние полки возле туалета. Билеты на них берут в последнюю очередь. «Это кафе всегда свободно», — могут сказать о плохом, никому не нужном заведении. «Ты свободен!» — может рявкнуть начальник на провинившегося подчинённого, увольняя его с работы. И тот вовсе не радуется своему освобождению...

Наша повседневная жизнь может быть так скована цепями условностей, зависимостей, привычек, что может являться настоящим рабством. Воюющая армия, лишая солдат многих пресловутых «прав человека», может дать истинную свободу. Там нет свободы передвижения, ограничен доступ к информации, свободе слова. Но есть свобода жертвовать собой, свобода быть с Богом.

У английского поэта и офицера Редьярда Киплинга есть такие строки:

Не плачьте! Армия дала
Свободу бывшему рабу,
За шиворот приволокла
Из канцелярии — в судьбу.
Там он, поняв, что значит сметь,
Набрался мужества любить
И, полюбив, пошёл на смерть,
И умер — к счастью, может быть.

Иногда даже инославному поэтический дар может помочь прозреть высокие духовные истины. Ведь Бог, желая спасти человеческую душу, обычно забирает человека именно тогда, когда тот достиг пика своей духовности, и дальнейшая его жизнь была бы только падением с достигнутой вершины. Поэтому логично, что тот, кто «полюбив, пошёл на смерть», действительно умер «к счастью, может быть».

Война — неизбежное зло падшего мира. Но каждое зло Бог может обернуть в добро. В военное время неверие и теплохладность улетучиваются вместе с клубами порохового дыма. Опыт свидетельствует: на войне атеистов не бывает.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/mech_i_krest.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Друзь
Макрон восхвалил власть масонства
Международная тоталитарная секта оказывает огромное влияние на политику Франции, по словам ее президента
14.11.2023
Западные традиционалисты – за Россию
Стереотипы не работают: наши старые соперники становятся друзьями
11.06.2023
Большевизм родился в Лондоне
Прошло 114 лет со дня V съезда РСДРП, проведенного при покровительстве британских властей.
29.05.2023
Захват лавры: Украина стала антихристианской «наследницей» УССР
Киев захватывает лавру по лекалам хрущевских гонений
10.04.2023
Все статьи Игорь Друзь
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41