«Может ли Церковь изменить общество?»

Новости Москвы 
0
163
Время на чтение 5 минут

Всё в этом мире находится в тесной взаимосвязи друг с другом, как бы нам ни хотелось порой, чтобы это было наоборот. Злое слово неизменно порождает раздражение и обиду, а радостная улыбка вызывает ответное доброе чувство. Из чужого несчастья не получится добыть счастья, а подлость не вознаграждается как добродетель. Даже маленький камушек, брошенный в тихое озеро, может вызвать долгие колебания водной глади.

Если помнить о тесной связи всего со всем, то закономерно возникнет вопрос: а нужно думать о том, может ли Церковь Христова изменить общество? Ведь ясно и так: меняет, конечно. Однако все дело в том, каким образом она это делает: преобразовывает «в объеме» или влияет частично? Да и вообще — в чем заключается суть изменений? А может быть, и не должна Церковь что-то менять? Тем более, все общество в целом, состоящее из разных людей, с различным восприятием действительности, как показывает история, измениться не может — как-то вдруг или в одну сторону. Именно о вариантах вопроса «Может ли Церковь изменить общество?» размышляют участники рубрики «Наш опрос».

Священник Алексий Тимаков, клирик храма во имя святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гальянове, г. Москва:

— Митрополит Антоний Сурожский говорил, что смысл бытия Церкви на земле заключается в том, чтобы каждый человек возрастал в меру возраста Христова. И это возрастание в конечном итоге приведет человека ко входу в новое царство. И первым гражданином его будет Иисус из Назарета. Что такое Церковь? Это Тело Христово. И каждая личность в Церкви развивается и объединяется вокруг Христа.

Церковь не должна заниматься изменением общества в целом, Церковь меняет конкретного человека. Церковь не строит социальных доктрин и планов в плане преобразования, Церковь зовет каждого человека в Царство Небесное. Здесь вопрос в том, что такое «Царство Небесное». Оно, это Царство, ждет нас исключительно после смерти или оно реально и здесь? Мы помним слова Христа о том, что Царство Божие на земле реально существует. Поэтому преображение даже одной-единственной души в Церкви — это великое благо.

Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края:

— Промыслительно, что размышлять о том, как Церковь может изменить общество, мне пришлось в день отдания Преображения Господня…

Господь для того и пришел в мир, чтобы не уничтожить, не отменить его, а спасти, изменив и преобразив. Вывести из пропасти смерти — на волю, на свет, в жизнь вечную… И Православие не зря иногда именуют «религией Преображения» — тот свет, который увидели на горе ученики, свет Божественной благодати, пришел в грязь мира сего, чтобы преобразить его. Все две с лишним тысячи лет и до конца мира именно это и делает Церковь Христова — способствует Христу преображать мир через преображение каждого отдельного человека, ведь и глубины ада, и Царство Божие — внутрь нас есть…

И сегодня вопрос о преображении — самый насущный и злободневный (именно он, а не вопросы церковной политики, низвежения и поставления иерархов, соборы, анафемы, расколы — все это важно, но уже второстепенно): Церковь, Тело Христово, наполняющее Фаворским светом мир, дающее смысл и красоту всему — и природе, и творениям ума и рук человека, и общественным отношениям и установлениям,— это ведь мы, христиане. Я, ты, он, она — это и есть Церковь. Преображены ли, прежде всего, мы сами? С энтузиазмом берясь влиять на общество — возводя храмы, устраивая по чину богослужение, совершая крестные ходы, дела милосердия и благотворения, приходя в школы, тюрьмы, хосписы, военные части, заявляя о своей вере со страниц газет и мерцающих мониторов Интернета, идя в народ, во власть, в мир сей — мы с вами, христиане, дали ли возможность Христу повлиять на самих себя, дали ли свету Фаворскому просветить тьму собственного сердца, стали ли близкими Христу или поспешно увлеклись «планов громадьем», бросились перестраивать всё и вся под свой православный лад и строй, и наша проповедь о Христе превратилась в пропаганду? Не о нас ли, чего да не буди, не буди! — грозные слова Христовы о раскрашенных гробах, полных внутри нечистот?... Вот о чем молитвенно, покаянно задуматься — самое время, еще позавчера было самое время, завтра — кто знает, не поздно ли будет… Если Церковь — то бишь мы с вами — превратится в еще один социальный институт, пусть и влиятельный, ее влияние на общество будет со знаком «минус», и лукавый будет торжествовать под маской ангела. Увы, в истории, в том числе и многострадальной российской, как много было тому горьких примеров!..

Владыка Антоний (Блюм) говорил о том, что невозможно прийти ко Христу, если не увидишь свет Христов в глазах ближнего… Глядя на Церковь, на нас с вами — видят ли люди этот свет? Вот по этому критерию и можно судить, влияет ли и как именно Церковь на общество.

Герман Пятов, координатор движения помощи детям-сиротам «Мурзики» и благотворительного фонда «Мурландия», врач-хирург:

— Может ли Церковь изменить общество? Может. И должна. Иначе — в чем ее миссия? Говорим ли мы о Православной, Католической Церквях, об исламе или протестантах, то подразумеваем, что никто из них не ставит цели ухудшить что-то — все говорят о том, что они пришли сделать мир лучше. По большому счету, это касается любой организации: будь то союз любителей пива или общество садоводов-любителей — все намереваются улучшить мир.

Тут же возникает вопрос: что это значит — улучшить? Над ним человечество билось, бьется и будет биться. Это вопрос и для первоклассника — «что такое хорошо и что такое плохо», и для старца — «а так ли я жил, как надо, хорошо или плохо прожил жизнь?».

В случае с Церковью сделать общество лучше — это значит сделать людей духовнее, нравственнее, добрее, честнее — ведь большинство религий призывают к добру, а не ко злу, это очевидно. Как это делать? Думаю, что Церковь должна активнее искать контактов с мирянами. Католические священники часто берут на себя функции тренеров школьных команд, руководителей музыкальных коллективов. Вот и у нас в России наши православные батюшки не чураются наставлять отроков в овладении навыками рукопашного боя, альпинизма (как, например, в Ковалевском детском доме), или даже с байкерами на мотоцикле гоняют. Я думаю, что байкеры в присутствии батюшки будут меньше пить пива, сквернословить и, наверное, больше будут делать добрых дел. Вот и к лучшему!

Если из моего личного опыта исходить, то я был бы рад, если бы наши батюшки, православные священники, не боялись идти в детдома. Я понимаю, что Церковь у нас отделена от государства, но батюшка может посещать детский дом и общаться с сиротами просто как гражданин. Уж поверьте, там, где настоятель местной церкви или монастырская братия окормляют воспитанников местного детского дома, судьба сирот меняется к лучшему. Чтобы мое высказывание по данному вопросу не было просто колебанием воздуха, я готов личными ресурсами и ресурсами нашей организации поддержать настоятелей церквей, расположенных поблизости от опекаемых нами детдомов. Я отдаю себе отчет в том, что далеко не все в обществе, да и в нашей команде разделяют эту мою позицию (к слову сказать, команда Murzik.Ru — светская, а не религиозная, я не отбираю людей по расовой или религиозной принадлежности). Тем не менее, я глубоко убежден в необходимости присутствия Русской Православной Церкви в сиротских учреждениях России. Кстати, американские баптисты во многих детдомах уже работают вовсю.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6096&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Преждевременный сарказм
Новый комментарий от Дмитриев
20.06.2024 11:15
Путин добивает мировую систему, основанную на правилах
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
20.06.2024 10:35
Штурм прошёл успешно – проблемы остались?
Новый комментарий от Валерий Медведь
20.06.2024 10:25
ФСИН – ещё один рассадник терроризма
Новый комментарий от Валерий Медведь
20.06.2024 10:06
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.06.2024 08:53
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.06.2024 08:23
«Закон о семейно-бытовом насилии продвигает ООН»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
20.06.2024 07:51