Мысли, которые изложены ниже, не упрек, бросаемый в лицо уважаемому Святейшему Вселенскому Патриарху Варфоломею. Они выражают обеспокоенность значительной части верующих, поэтому я смиренно предаю их гласности для того, чтобы и он задумался и поразмыслил над ними.
Он муж премудрый! А пример мудрости таковых состоит в том, что они научаются, умножая мудрость, даже от юнцов и червей земных.
Что касается меня, то я поступаю по известному принципу: «Платон мне друг, но истина дороже». Я дерзаю говорить, когда другие молчат; говорю, когда другие льстят; говорю откровенно, когда других и след простыл. Если бы был жив приснопамятный архиепископ Христодул (предстоятель Элладской Православной Церкви; † 2008), он бы подтвердил это. Как часто я причинял ему боль своими словами, поступая так ради любви и истины. Христодул, которого Мать-Церковь отлучила от общения, разыграв на Фанаре мрачный сценарий![1] Кто поистине может забыть ту страшную церемонию, деятелем которой, к сожалению, стал сам патриарх?
***
Святейший патриарх Варфоломей снова оказался в центре внимания общественности в связи с богословским диалогом между Востоком и Западом, между Православием и Католицизмом. В результате своего недавнего, четвертого по счету визита в Ватикан в октябре 2008 года и присутствия на конференции католических епископов, он спровоцировал атмосферу страха в нашей среде. Многие отметили его высказывание о том, что его присутствие на той конференции - «это проявление действия Духа Божия».
Складывается впечатление, что патриарх торопится, бежит, спешит объединить Церкви. Так, по крайней мере, некоторые из нас понимают его шаги. Мы не можем игнорировать протесты благочестивых чад Церкви, не можем одним росчерком пера вычеркнуть их всех, сказав другим: «Да оставьте их! Это твердолобые фанатики», учитывая тот факт, что среди них есть и архиереи, и священники, и ученые, и монахи, и преподаватели богословских факультетов, и многие иные достойные члены Церкви Христовой.
Участие нашего уважаемого патриарха в католической службе и его совместная молитва с папой у многих вызывает не только обеспокоенность, но и огромную скорбь. Это не позволяется священными канонами! Его уже осуждали несколько лет назад за его слишком смелые шаги на литургии в Равенне. Да и сейчас тоже осуждают. Патриарх переходит допустимые границы в общении между Востоком и Западом: ведь совместное произнесение Символа веры является богослужебным действием. Конечно, он не доходит до участия в общей чаше, то есть в совместном принесении Бескровной жертвы, но исповедание веры не прекращает от этого быть таковым. Если у нас такая разница в вероучении, если богословский диалог на последней его стадии (Равенна-2007) породил столько потрясений среди православных, то наши шаги должны быть весьма и весьма осторожными.
Я понимаю, что контакты между предстоятелями необходимы. И чтобы увенчались успехом усилия нижестоящих церковных деятелей, предстоятелям необходимо открывать пути для этого. Но я не могу понять, зачем нужно переходить пределы, положенные отцами. Я могу присутствовать на католической литургии как обычный посетитель или турист, но как архиерей не могу благословлять, говоря: «Мир всем». Не могу я также вместе с католиками произнести «Верую», пусть это и общепринятый текст Никео-Цареградского Символа веры. Иначе это получается некое соучастие, совместная молитва, на что Его Святейшество не получал санкции Православных Церквей, действуя по собственной инициативе.
Против шагов подобного рода, да и вообще против нарушения положенных пределов, наблюдаемых при проведении богословского диалога, с особой силой протестовал архиепископ Австралийский Стилиан, архиерей Вселенского престола, замечательный друг нашего патриарха, преподаватель университета и многолетний модератор или сопредседатель Смешанной комиссии по богословскому диалогу. Но не протестовали афонские отцы, как мы того ожидали. Меня удивляет и одновременно вводит в недоумение их молчание! Обычно в других случаях они разговорчивее всех, но в данном случае молчат как рыбы. Что же это за двойной подход? Такое поведение не достойно подражания! Единственным и приятным исключением стало слово настоятеля монастыря Ксиропотам отца Иосифа во время посещения этой обители Святейшим Варфоломеем. Я привожу здесь его мудрые и достопамятные слова из приветствия, обращенного нашему патриарху.
«Пусть же святыми молитвами Вашего Святейшества не калечится и не искажается из-за наших слабостей монашеское свидетельство нашей веры, потому что «все, что приходит не от веры, есть грех», как пишет апостол (Рим. 14: 23). Здесь, Ваше Святейшество, позвольте нам, вашим чадам, как стяжавшим сыновнее дерзновение, обратиться к двум темам, которые теснят наше сердце и соблазняют монашескую совесть, а также совесть многочисленных благочестивых православных христиан, которые приходят к нам.
Во-первых, это продолжающиеся признание Вашим Святейшеством в официальных речах и совместных молитвах в храме и на телевидении представителей уже полностью обмирщенного и неисправимого современного папства.
Во-вторых, сведение на «нет» богословского и экклесиологического свидетельства Православия полным участием представителей нашей Церкви во Всемирном Совете Церквей и таким образом молчаливым принятием протестантской экклесиологии, которая определяет структуру и функционирование этой всепротестантской органзации.
Ваше Святейшество, вместе со святителем Иоанном Златоустом, просим Вас, смиренные и недостойные: "Никакого искаженного учения под предлогом любви не принимайте".
Мы, наименьшие монахи обители Ксиропотам, вместе с благочестивым народом разделяя обеспокоенность, пребываем в вере святых апостолов и святых отцов из любви и к инославным, которые получат существенную помощь, если православные, благодаря своей последовательной православной позиции укажут им масштаб их духовной болезни и способ их исцеления. С болью в сердце благоговейно просим, чтобы в дальнейшем богословский диалог никоим образом не сопровождался совместными молитвами и участием в литургических и богослужебных собраниях друг друга, равно как и прочих действиях, которые могут создать впечатление, что наша Православная Церковь принимает католиков, как настоящую Церковь, а папу, как канонического епископа Рима. Подобные действия вводят в заблуждение и православную полноту, и католиков, создавая у них ложное впечатление относительно того, что думает о них Православие.
"Ныне же пребывают вера, надежда, любовь, три сия: больше же сих любовь" (1 Кор. 13: 13). Вашей отеческой любовью простите нам это уклонение в конфессиональные вопросы и воззрите на смиренные лица нашей братии, которая взирает на Вас с большим уважением».
Я привел все вышесказанное в качестве введения, чтобы обратиться к другой стороне вопроса об отношениях православных и католиков.
1. Никакая, абсолютно никакая попытка сближения не сможет принести результатов, если католики не прекратят заниматься прозелитизмом среди православных в России, на Украине, в Белоруссии, Польше, Чехии, Словакии и в других странах бывшего восточного блока.
2. Никакая попытка сближения не сможет принести результатов, если католики не упразднят унию в Греции и других местах.
3. Никакая, абсолютно никакая попытка сближения не сможет принести результатов, если католики не смоют с себя вину, которая легла на их плечи в эти последние годы, когда они проливали невинную кровь православных в Боснии, Хорватии и других местах. И все это - якобы во имя веры и Христа.
4. Никакая, абсолютно никакая попытка сближения не сможет принести результатов, если католики не смоют вину, легшую на них за финансирование Ватиканом мусульман во время войны в Боснии против православных. Это преступление было совершено несколько лет назад.
Когда мы возили в Сербию продукты и вещи, у нас была возможность лично побывать на поле боя, в первых рядах, в зоне ведения боевых действий, тогда когда сербы осаждали Горажде. Мы собственными ушами слышали из уст генерала-героя Младича, что а) в грузовиках ООН, перевозивших продукты для мусульман, под продуктами было спрятано оружие и боеприпасы, что б) покупку оружия финансировал Ватикан!
Чуть позже, такую же информацию на полностью конфиденциальных условиях мне сообщил один официальный политик, который в то время работал в министерстве обороны Греции.
Пусть продолжаются официальные визиты между Константинополем и Ватиканом, пусть продолжаются совместные молитвы и уступки, пусть предпринимаются шаги доброй воли со стороны православных, объединения двух Церквей не будет, если предварительно не будет заглажена вина за все преступления, которые неизбежно наводят нас на мысль о подобных случаях и преступлениях периода крестовых походов. С тех пор, кажется, ничего не изменилось.
Мы обнаружили важный документ, относящийся к нашей теме. В нем идет речь о давних событиях Второй мировой войны в Сербии, связанных с именем архиепископа Алоизио Степинаца. Они имеют огромное значение, потому что доказывают: Рим в основе своей придал институту папства и Церкви светский характер, Рим превратился в светское государство Ватикан. На протяжении веков не изменились ни его методы, ни поведение. Цель оправдывает средства, вплоть до убийства… неверных православных. Господи, помилуй!
У итальянского писателя Марко Аврелио Ривелли есть книга «Архиепископ геноцида» (см.: www.mkka.blogspot.com), в которой идет речь о позиции католического епископа конкретной области в те годы. В концлагеря приходили вагоны с пленными. Снаружи на них было написано: «Гнилые фрукты», а внутри находились приговоренные к смерти православные сербы. Только в одном концлагере было сожжено 700 тысяч православных! Это и есть геноцид Степинаца! Архиепископ геноцида, как он удачно был назван, недавно был причислен Католической Церковью к лику святых! О каком же единстве Церквей мы можем рассуждать? Предисловие к этой книге написал Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, будучи митрополитом Фивейским, в 2000 году.
Пусть продолжатся официальные визиты предстоятелей в Рим или Константинополь, но объединение Церквей останется неосуществимой, а, следовательно, обманчивой мечтой. Пусть не беспокоятся «зилоты» и «супер-супер православные»! Стражи знают обо всем! Если потребуется, то мы все выйдем на защиту нашей веры. Не отречемся от тебя, о любезное Православие.
Перевод с греческого Анатолия Чурякова
http://www.pravoslavie.ru/analit/28520.htm