Невосполнимость утраты, искренняя любовь к Патриарху вдохновила митрополита Кирилла на, пожалуй, лучшую проповедь последних лет, побудила организаторов похорон сделать все, чтобы они прошли достойно (и все ощутили, что таких массовых, одухотворенных и, при всем неизбежном налете официоза, каких-то очень семейных, наполненных любовью похорон, пожалуй, не было в истории современной России), и эта же любовь вызвала неподдельный всплеск горя у гроба дорогого усопшего - горя тех, кто все эти годы (как, к примеру, владыка Арсений) был рядом с ним, разделяя его труды.
Отнюдь не разделяя нагнетаемых некоторыми эсхатологических настроений, скажем, что, по общему ощущению, момент настал поистине судьбоносный. В чем же, по прошествии уже некоторого времени после похорон, видится уникальная и непреходящая роль Святейшего Патриарха Алексия? Среди всех достижений Церкви последних лет, в которых заслуга Предстоятеля очевидным образом несомненна, бесспорно, главным является то, что в неимоверно сложных внутренних и внешних условиях ему удалось сохранить то, без чего спасение невозможно, то, что является абсолютно необходимым залогом дальнейшего возрождения - единство Церкви.
Мудрый и смиренный человек, с его молитвенностью и настоящей монашеской выучкой, с простой и какой-то очень естественной любовью к своему народу (на которую тот отвечал самой искренней взаимностью), чуждый малейшей позы, искусственной яркости, красивости в словах и поступках, духовный хозяин всея Руси вел церковный корабль, противостоя попыткам раскачать его не только своей молитвой, смирением и мудростью, но и умением ничего не сделать там, где практически любой на его месте стал бы суетиться, и сказать жесткое "нет" там, где большинство бы сдалось. Именно так он, при всей своей видимой "мягкости" повел себя перед лицом попыток вновь навязать Церкви внешний диктат, учредив новый "орган по делам религий". Именно так он неустанно, где только возможно, повторял простую мысль о важности духовного образования и православного интернета. И именно так он противостоял неумным и суетливо торопящимся "реформаторам", стремящимся раскачать церковный корабль, в своей бездуховности и гордыне посягнув на наследие отцов.
Ныне предстоя пред Господним Судом, наш Патриарх может в первую очередь предъявить то из своих деяний, которое в нынешних неимоверно трудных условиях нарастающей апостасии является поистине подвигом. Он не допустил раскола Церкви, не дал реализовать этот коварный и подлый замысел, который уже реализован в некоторых странах бывшего советского блока, где Церковь de facto разделена на "продвинуто-либеральную" и "уперто-фундаменталистскую" части, задав, по сути, необычайно высокую планку церковной жизни и управления. Сможет ли его преемник - кто бы он ни был - выдержать этот уровень и этот вектор Пятнадцатого Предстоятеля?
В чем же тайна почившего Патриарха, в чем его наверняка простой и тем несоизмеримо более ценный секрет? Эта тайна - верность Традиции. Именно эта верность, основанная на живой духовной, молитвенной связи с наследием веков (вот она, "Святая Русь!"), без которой невозможна и связь с Богом, и была в конечном счете настоящим корнем его отеческой любви к своему народу, народу Христовой Церкви, и любви народа к нему.
Когда собрались у гроба Святейшего - его близкие люди, те, кто по-особенному его любил, как любят только близких, иерархи и верные чада Церкви, представители других религий и официальные лица государства, они склонили головы не просто перед памятью дорогого человека. Они склонились перед правдой святого Православия, которому он всю свою жизнь столь ревностно служил. Эта правда придавала ему силы; и именно она, а не абстрактный "всечеловеческий" "гуманизм" скрепляет высшее единство великой имперской нации, которой не может не быть в своем земном измерении вечная Святая Русь - Великая Россия.
Автор: Владимир Семенко, и.о. ученого секретаря Научного совета по религиозно-социальным исследованиям Отделения общественных наук РАН, ответственный редактор журнала "Проблемы развития"
http://www.pravkniga.ru/mnenie.html?id=651