Сегодня мы отмечаем скорбную и одновременно светлую дату – 15 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II. Кончина его таинственна. Накануне он служил, по своему обычаю служил молитвенно, щедро общаясь с народом Божиим.
Накануне кончины Святейший Патриарх Алексий подписал ряд награждений, был бодр и весел, а на следующий день он отошёл ко Господу. Жизнь его – великий пример и урок для нас. Он явил собой пример, говоря словами святителя Игнатия Богоносца, «лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть». Он чаще молчал, чем говорил, но его молчание стоило многих слов.
Деятельность Патриарха Алексия ознаменовала духовное возрождение России. Он смог максимально использовать тот духовный подъём, который охватил русское советское общество во времена празднования 1000-летия Крещения Руси.
Святейший Патриарх Алексий получил Церковь, в которой было около 8 тысяч приходов, 4 семинарии и ни одной церковной радиостанции, тем более ни одного православного телеканала и университета. Он оставил Церковь с двумя православными университетами, с тридцатью семинариями, четырьмя духовными академиями.
Когда он восходил на Патриарший престол, Церковь страдала от раскола, в частности, зарубежного раскола.
Когда он уходил в мир иной, Русская зарубежная Церковь воссоединилась с Матерью-Церковью – Русской Православной Церковью.
Благодаря мудрости Святейшего Патриарха Алексия был купирован эстонский раскол, загашен раскол суздальский, где были катакомбники, которые вылезали вначале Перестройки, к концу его Патриаршества о них не было слышно.
Святейший Патриарх Алексий, благодаря мудрости, смог сохранять каноническое единство Украинской Православной Церкви с Русской Православной Церковью. Его авторитет был необычайно высок – никто не мог сказать о нём худого слова. Антицерковная и антиклерикальная кампания, которая бушевала в десятые годы, да и нет-нет, даёт о себе знать и теперь, была немыслима в его правление. При нём было спокойно, определительно и понятно, а главное – тепло и молитвенно.
Я вспоминаю, когда он выдавал нам дипломы об окончании Свято-Тихоновского богословского университета. При фотографировании он в шутку нас спрашивал: «Не заслоню?». Мы, студенты, многие уже великовозрастные, отвечали: «Заслоните, Ваше Святейшество, от всех бед и напастей».
Действительно, для Русской Православной Церкви он был щитом – подлинным духовным щитом. Царствие ему Небесное и вечный покой. А Русской Церкви - возвращение того деятельного и одновременно спокойного и духовно равновесного состояния, которое было в эпоху Святейшего Патриарха Алексия.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии