День памяти святого благоверного князя Александра Невского

Новости Москвы 
0
287
Время на чтение 24 минут

А. В. Назаренко

Св. блгв. кн. Александр Невский

Статья из т. I «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г.

Александр Ярославич Невский (в иночестве Алексий; после 1219/20-14.11.1263), св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг.- перенесение мощей), вел. кн. владимирский (1252-1263), 2-й сын переяславского кн. (с 1238 вел. кн. владимирского) Ярослава Всеволодовича. Еще в отрочестве, в 1228-1236 гг. (с перерывами), cв. кн. Александр Невский. (до 1233 вместе со старшим братом св. блгв. кн. Феодором Ярославичем) был наместником отца в Новгороде; с 1236 (после ухода Ярослава на великокняжеский стол в Киев) по 1252 г.- князь новгородский (с небольшим перерывом зимой 1240/41). Новгородское княжение cв. кн. Александра Невского пришлось на период заметных внешнеполитических осложнений на сев.-зап. Руси.

Оформление Литовского государства при кн. Миндовге привело не только к усилению постоянных литов. набегов на Новгородскую, Псковскую, Смоленскую и Полоцкую земли, но и к прямой территориальной экспансии против Полоцка. Уже брак cв. кн. Александра Невского в 1239 г. с дочерью полоцкого кн. Брячислава (Васильковича?) преследовал, очевидно, цель организации совместных действий против Литвы, т. к. в том же году cв. кн. Александр Невский укрепил крепости по р. Шелони, прикрывавшие Новгород с запада. Действия Ливонского ордена, активизировавшегося после объединения в 1237 г. с Тевтонским орденом и урегулирования в 1238 г. отношений с Данией, оказались направленными против Пскова (вместе с Изборском захваченного в 1240) и подвластных Новгороду земель води по р. Луге (походы 1240 г. и постройка крепости в Копорье). Одновременно наступление шведов в Финляндии вылилось летом 1240 г. в поход на Новгородские земли, преследовавший цель либо захватить Ладогу, либо основать на Неве крепость, которая бы отрезала Новгород от подвластной ему Карелии. Стремительные ответные действия А. Я. Н. привели, однако, к разгрому швед. войска на Неве 15 июля 1240 г. (отсюда прозвище Невский), к отвоеванию в 1241 г. Копорья, а в 1242 г.- Пскова, к походу зимой 1241/42 г. (с суздальской подмогой во главе с младшим братом Андреем Ярославичем) в Вост. Эстонию, который завершился решительным разгромом войска Ливонского ордена и Дерптского епископа на льду Чудского оз. 5 апр. 1242 г. Противоречивые данные о потерях Ордена в древнерус. (Новгородская I летопись) и нем. (Ливонская рифмованная хроника) источниках затрудняют оценку масштабов сражения, но политическое значение этой победы cв. кн. Александра Невского остается вне сомнения: она вплоть до XV в. обеспечила status quo на ливонско-новгородской границе, поэтому неправомерны попытки свести битву до уровня рядовой пограничной стычки (J. Fennell). После смерти в 1246 г. Ярослава Всеволодовича (из наследственных владений отца cв. кн. Александр Невский получил, вероятно, Тверь) разгорелась борьба за вел. княжение Владимирское, в ходе которой cв. кн. Александр Невский вслед за братом Андреем в 1247 г. отправился в Орду к хану Батыю, а затем - в ставку вел. ханов в Каракорум, откуда вернулся только в кон. 1249 г., получив ярлык на "Кыев и всю Русьскую землю" (тогда как Андрей стал вел. кн. владимирским). Содержание полученного cв. кн. Александром Невским титула не вполне ясно; обычно считается, что речь идет о Юж. Руси, но поскольку в Киев cв. кн. Александр Невский не поехал, а остался княжить в Новгороде, то, вероятно, и последний входил в число пожалованных ему владений. В эти годы сложилась политическая концепция cв. кн. Александра Невского, главными чертами которой явились лояльность по отношению к верховной власти Орды и решительный отпор военно-политическому и церковно-идеологическому натиску католич. Запада. Эта концепция формировалась в противоборстве с политикой княжеской коалиции во главе с Андреем Ярославичем и галицко-волынским кн. Даниилом Романовичем, направленной на союз с Западом, и прежде всего с папством, в надежде на его помощь в организации отпора татарам. Политика Андрея и Даниила неизбежно вела к унии с Римом, поэтому cв. кн. Александр Невский в своей борьбе против нее мог в полной мере опереться на поддержку Рус. Церкви и в частности митр. Кирилла II. Очевидно, именно в 1250 г., получив буллу папы Иннокентия IV от 1248 г. с предложением унии, А. Я. Н. дал рим. послам знаменитый ответ: "От вас учения не принимаем". Перемены в Каракоруме, где на престол был возведен покровительствуемый Батыем вел. хан Менгу, позволили А. Я. Н. перейти к решительным действиям. В 1252 г. он отправился из Новгорода в Сарай, где получил ярлык на вел. княжение Владимирское и, заручившись татар. подмогой ("Неврюева рать"), вытеснил из Владимира Андрея, в итоге бежавшего в Швецию, а в Новгороде посадил сына Василия.

Последующие годы правления cв. кн. Александра Невского были посвящены консолидации внутриполитического положения и примирению с братьями: Ярослав Ярославич, пытавшийся в 1255 г. закрепиться в Новгороде, был вынужден смириться с выделенной ему cв. кн. Александром Невским Тверью; примерно в это же время из-за моря вернулся Андрей Ярославич, получивший Суздаль. Стабилизация внутренней ситуации позволила cв. кн. Александру Невскому предпринять активные внешнеполитические шаги: зимой 1256/57 г. он во главе суздальско-новгородского войска совершил поход на емь, препятствуя закреплению шведов на юге Финляндии; возможно, к этому же времени относятся переговоры о браке сына cв. кн. Александра Невского с дочерью норвеж. кор. Хокона IV (1217-1263), обычно датируемые 1251/52 г.; крупным внешнеполитическим успехом было и заключение союзного договора с Миндовгом против Ливонского ордена в 1262 г. Тяжким, но неизбежным следствием политического курса cв. кн. Александра Невского стало татарское "число" - перепись населения, проводившаяся ханскими чиновниками с помощью княжеской власти (причем князья Андрей Суздальский, Ярослав Тверской, Борис Василькович Ростовский выступали как послушные исполнители политики cв. кн. Александра Невского) с целью упорядочения сбора дани и участия рус. отрядов в военных походах Орды. В 1257 г. "чтoшa" Суздальскую и Муромо-Рязанскую земли, в 1258 г.- Владимир. Перепись натолкнулась на активный протест древнерус. городов. 1-я попытка переписи в Новгороде в 1257 г., несмотря на личное присутствие cв. кн. Александра Невского, оказалась неудачной; успеха с большим трудом военной силой удалось добиться только в 1259 г., после того как в предыдущем году cв. кн. Александру Невскому и др. князьям пришлось ездить в Орду для объяснений. Ордынские поборы привели в 1262 г. к массовому восстанию горожан в Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле, что вынудило cв. кн. Александра Невского снова ехать в Сарай, "дабы отмолити людии от беды тоя". Будучи задержан там ханом Берке на целый год, князь скончался на обратном пути, приняв перед кончиной монашеский постриг, и был погребен в Боголюбском Рождества Богородицы монастыре во Владимире 23 нояб. 1263 г.

Как фигура эпохальная, на века определившая судьбы Руси и России, cв. кн. Александр Невский и его политическая концепция, ставшая впоследствии традиционной для князей Московского дома, по-разному оцениваются рус. и зап. учеными. В отечественной историографии cв. кн. Александр Невский обычно выступает национальным героем, дальновидным политиком, защитником Церкви, а его действия - единственно верными и реалистичными в то время. Зарубежные историки, преимущественно последнего времени, считают, что фигура cв. кн. Александра Невского и его деятельность во многом гиперболизированы, что его политика протатарского конформизма удалила Русь от Зап. Европы и надолго подорвала возможность организованного сопротивления татарам. Однако рус. национальным сознанием выдающаяся историческая роль cв. кн. Александра Невского была осмыслена уже вскоре после его смерти в агиографически стилизованной биографии князя - "Повести о житии Александра Ярославича Невского". Первоначальная редакция "Повести" была составлена, вероятно, в 80-х гг. XIII в. во владимирском монастыре Рождества Богородицы неизвестным монахом по благословению митр. Киевского Кирилла II и по воле вел. кн. владимирского Димитрия Александровича - сына cв. кн. Александра Невского. Составление "Повести" свидетельствует о том, что уже в это время в Рождественском монастыре существовало местное почитание cв. кн. Александра Невского; в 1380 г. произошло обретение его мощей. Общерус. канонизация святого состоялась на Соборе 1547 г. К соборному прославлению cв. кн. Александра Невского по благословению Московского митр. Макария иноком владимирского Рождественского монастыря Михаилом была составлена служба святому. Тогда же было написано "Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невьский именуется, новому чюдотворцу, в немже и о чюдесех его споведася". Как сказано в "Слове", его автор записал рассказ о чудесах cв. кн. Александра Невского со слов иноков Рождественского монастыря. В 1550 г. "Слово" вошло в состав ВМЧ. В кон. XVI в. служба, составленная мон. Михаилом, была дополнена 2-м каноном, т. е. стала по составу бденной. Н. С. Серёгина предполагает, что автором дополнений к службе был Иона (Думин), архим. Рождественского монастыря (1584-1588). Служба появилась уже в 1-м издании Минеи в 1610 г. В Уставе, изданном в том же году, в отношении празднования памяти cв. кн. Александра Невского находится указание: "Полиелей, аще хощет настоятель". Бденная служба из Минеи 1610 г. была помещена также в дополнительной части Минеи праздничной 1637 г., но в ней уже появилось особое величание cв. кн. Александра Невского как преподобного.

Вскоре после окончания Северной войны, 4 июля 1723 г., Петр I повелел перенести мощи cв. кн. Александра Невского из Владимира в С.-Петербург, чтобы т. о. образом освятить новую столицу, новую обитель (Александро-Невский монастырь) и заключение Ништадтского мира. До Новгорода святые мощи торжественно несли на руках, а от Новгорода везли на богато украшенной лодке. Торжественная встреча мощей cв. кн. Александра Невского произошла 30 авг. 1724 г. в Усть-Ижоре, близ места Невской битвы. В этот же день был освящен во имя cв. кн. Александра Невского верхний храм ц. Благовещения Пресв. Богородицы Александро-Невского монастыря и здесь установлена рака с мощами. В 1725 г. архим. Гавриил (Бужинский) составил службу на день перенесения мощей, празднование cв. кн. Александра Невского в ней совмещалось с благодарением Богу в день заключения мира со Швецией. Величание cв. кн. Александра Невского в этой службе утратило все элементы величания преподобному. Незадолго до переноса мощей, указом от 15 июня 1724 г., Синод постановил писать образ святого не в монашеском облачении, "а во одеждах великокняжеских". В титул святого было добавлено слово "великий". При имп. Петре II празднование 30 авг. было отменено, а при императрице Анне Иоанновне - восстановлено. С того времени в синодальные издания Миней стали включать обе службы cв. кн. Александра Невского: 23 нояб.- на погребение бденная служба XVI в. и 30 авг.- на перенесение мощей служба 1725 г. Акафист cв. кн. Александра Невского (СПб., 1853) составлен еп. Кириллом (Наумовым), в издании акафиста помещена также молитва, читаемая на молебне перед мощами святого в Александро-Невской лавре. В 1790 г. св. мощи cв. кн. Александра Невского были перенесены из Благовещенского храма в новый Свято-Троицкий собор лавры, где они находились до 1922 г. В мае 1920 г. рака со св. мощами была вскрыта. Результаты вскрытия показали, что в раке действительно находились мощи cв. кн. Александра Невского, обгоревшие во время пожара в Рождественском соборе Владимира в 1491 г. О событиях 1491 г. свидетельствовала запись на бумаге того времени, найденная в раке вместе с мощами. После экспертизы рака была опечатана. С 1922 г. мощи находились в фондах Музея истории религии и атеизма, а рака - в ГЭ. В мае 1988 г. мощи cв. кн. Александра Невского были переданы РПЦ и 3 июня 1989 г. перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Ист.: ПСРЛ. Л., 1926-19282. Т. 1; НПЛ; Псковские летописи / Изд. Л. Н. Насонов. М.; Л., 1941-1955. Вып. 1-2; Livlandische Reimchronik / Hrsg. L. Meyer. Paderborn, 1876; Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы ХIII в. "Слово о погибели Русской земли". М.; Л., 1965. С. 158-180, 185-194 [изд. жития А. Я. Н.]; Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С. Н. Валка. М.; Л., 1949; Акты исторические, относящиеся к России / Извлеч. из иностр. архивов и б-к А. И. Тургеневым. СПб., 1811. Т. 1. N 78 [булла Иннокентия IV А. Я. Н.]; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. N 372-378 [печати А. Я. Н.];

Лит.: Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1889. Т. 1. С. 29-40; Насонов А. Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940; Ледовое побоище 1242 г.: Сб. М.; Л., 1966; Колотилова С. И. Русские источники ХIII в. об Александре Невском // Уч. зап. ЛГПИ. 1971. Вып. 502. С. 99-107; Fennell J. L. I. Andrej Jaroslavie and the Struggle for Power in 1252: An Investigation of the Sources // Russia Mediaevalis. 1973. T. 1. P. 49-63; idem. Heiligkeit und Herrschaft in der Vita Aleksandr Nevskijs // Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. 1973. Bd. 18. S. 55-72; Leitsch W. Einige Beobachtungen zum politischen Weltbild Aleksandr Nevskijs // Ibid. 1978. Bd. 25. S. 202-216; Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на бepeгax Балтики в ХII-ХIII вв. Л., 1978. С. 147-226; Кучкин В. А. К биографии Александра Невского // Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1985. М., 1986. С. 71-80; Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского // СККДР. Л., 1987. Вып. 1. С. 351-363 [библиогр.]; Феннел Д. Кризис средневековой Руси: 1200-1304. М., 1989. С. 136-207; Князь Александр Невский: Мат-лы науч.-практ. конф. 1989 и 1994 гг. СПб., 1995; Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995; Александр Невский и история России: Мат-лы науч.-практ. конф. 1995 г. Новгород, 1996; Лурье Я. С. Ордынское иго и Александр Невский: Источники и историография XX в. // Лурье Я. С. Россия древняя и Россия новая: (Избр.). СПб., 1997. С. 100-130; он же. К изучению летописной традиции об Александре Невском // ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 387-399. Джаксон Т. Н., Кучкин В. А. Год 1251, 1252 или 1257? (К датировке русско-норвежских переговоров) // Восточная Европа в древности и средневековье: X Чтения к 80-летию В. Т. Пашуто. М., 1998. С. 21-28.

Н. В. Квливидзе

Иконография св. блгв. кн. Александра Невского.

Наиболее ранние сохранившиеся изображения А. Я. Н. относятся к сер. XVI в. Некоторые исследователи (Смирнова, Лаурина, Гордиенко. С. 229) отождествляют с cв. кн. Александром Невским всадника в доспехах и шлеме, представленного вместе с вмч. Георгием, блгв. князьями Борисом и Глебом на новгородской иконе сер. XV в. "Знамение от иконы Богородицы" ("Битва новгородцев с суздальцами") (НГОМЗ), однако др. подобных изображений cв. кн. Александра Невского неизвестно.
2 варианта иконографии святого - в монашеских и княжеских одеждах - появились одновременно. В иконописи до XVIII в. cв. кн. Александра Невского изображался как преподобный: на иконе-таблетке "Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский, Александр Невский" сер. XVI в. из собора Св. Софии в Новгороде (НГОМЗ) он представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне, на плечах куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке развернутый свиток с текстом: "Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите". Святой изображался также с куколем на голове: фреска сер. XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля (рядом с cв. кн. Александром Невским представлен вел. кн. Иоанн Калита в монашеском одеянии и с нимбом); житийная икона кон. XVI в. из собора Покрова на Рву (ГИМ); крышка ковчега-мощевика cв. кн. Александра Невского кон. XVI - нач. XVII в. (ГММК) - на свитке текст: "По[т]щимся со усердием, взыдем на гору Г[оспо]дню"; икона 1695 г. (ГЭ), являвшаяся крышкой деревянной гробницы святого; икона XVII в. из частного собрания (каталог Recklinghausen. S. 49) с надписью: "Преподобный Александр Невский"; шитые покровы XVII-XVIII вв. (ГВСМЗ, ГРМ). На покрове, происходящем, по-видимому, из собора Рождественского монастыря во Владимире, выполненном в 70-80-х гг. XVII в. в строгановских мастерских (СПГИАХМЗ), cв. кн. Александр Невский представлен с закрытыми глазами, в схиме и мантии; в руках - развернутая хартия с текстом молитвы; короткая борода и усы исполнены темно-красным шелком, что выделяет лик на фоне серебряного и золотного шитья одежд, нимба и фона. Иконописный подлинник рекомендует изображать cв. кн. Александра Невского "в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат" (БАН. Строг. N 66. Л. 56 об.; кон. XVIII в.).
Княжеская иконография cв. кн. Александра Невского представлена в монументальной живописи и книжной миниатюре XVI - XVII вв.: в росписи 1565 г. Архангельского собора Московского Кремля святой изображен в богато расшитой шубе и княжеской шапке, с крестом в правой руке; на миниатюрах лицевого жития, входящего в Лицевой летописный свод (РНБ. Лаптевский том. F IV. 233. Л. 927 об., 938; 2-я пол. XVI в.),- также в княжеском одеянии, в иллюстрациях с батальными сценами - в шапке, плаще и доспехах. На иконах XVIII-XIX вв. cв. кн. Александра Невского в соответствии с указом Святейшего Синода от 15 июня 1724 г. писали преимущественно в воинских доспехах и царской мантии, украшенной горностаем, иногда верхом на коне.
Сохранилась житийная икона кон. XVI - нач. XVII в. cв. кн. Александра Невского с 36 клеймами в приделе Входа Господня в Иерусалим собора Покрова на Рву (ГИМ). Икона была написана для ц. Александра Невского, построенной в кон. XVI в. в Московском Кремле; на протяжении XVII в. туда совершались ежегодные царские выходы в день памяти святого (впосл. церковь была разобрана). В небольшом среднике - фронтальное изображение cв. кн. Александра Невского в рост в монашеском одеянии, надпись: "Святый благоверный великий князь Александр Невский, нареченный во иноцех Алексий"; вокруг средника 2 ряда клейм, из которых 12, занимающих верхнее поле, посвящены событиям жизни святого, остальные - посмертным чудесам: первое - о "душевной грамоте", затем следуют различные чудеса и исцеления у гроба, в конце -"Чудо о Донской победе" (cв. кн. Александр Невский оказывает помощь блгв. кн. Димитрию Донскому в Куликовской битве) и "Чудо в битве на Молодех" (cв. кн. Александр Невский, святые князья Борис и Глеб, князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав принимают участие в сражении рус. войска с крымским ханом Девлет-Гиреем (1572)). В некоторых клеймах над гробницей cв. кн. Александра Невского на высокой подставке помещена небольшая икона с поясным изображением князя, что, возможно, воспроизводит конкретные реалии Рождественского собора.
Лит.: Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в станковой живописи начала XVII века // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 312.; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода, XV век. М., 1982. С. 229; Силкин А. Лицевое шитье // Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Проблемы: Кат. выст. М., 1991. С. 124, 166-167; Tausend Jahre Orthodoxer Kirche in der Ru?ischen en Heilige in Ikonen / Museum der Stadt Recklinghausen. 20 Nov. 1988. 15 Jan. Munch., 1989. S. 49; Житие Александра Невского. Текст и миниатюры Лицевого свода XVI века. Факс. изд. Л., 1990; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 42-43.

Е. В.Белякова

Александро-Невская лавра в честь Святой Троицы

(Статья из т. I «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г.

Относится к Санкт-Петербургской и Ладожской епархии. Первый монастырь Санкт-Петербурга, расположен у впадения Черной речки (реке Монастырки) в реку Неву. Впервые упомянут в записке «О начале Невского монастыря» в июле 1710 г., когда Петр I, осмотрев место близ Чёрной речки, повелел основать здесь монастырь в память о победе в 1240 г. войска благоверного князя Александра Ярославича Невского над шведами. 20 февраля 1712 г. Петр назначил первым архимандритом обители администратора духовных дел столицы Феодосия (Яновского), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Средства на строительство давал состоятельный валдайский Иверский Святоезерский мужской монастырь, приписанный в 1712 г. с вотчинами и доходами к новой обители, а также имения Александро-Невского монастыря в Олонецком крае. Земельные владения строящегося монастыря включали 5 тысяч квадратных саженей на обоих берегах Невы.

Официальной датой основания Александро-Невского монастыря принято считать дату освящения первой деревянной Благовещенской церкви - 25 марта 1713 г. (разобрана в августе 1787 г.), хотя уже с 1712 г. в монастыре жили иноки по общежительному уставу и началось строительство обители. Летом 1712 г. сформировался штат «монастырских слуг и всякого чина служителей», и на левом берегу Чёрной речки началось возведение келий и другие работы, для которых была проложена дорога, соединившая место постройки с Санкт-Петербургом (ныне Невский проспект). Александро-Невский монастырь стал одним из первых крупных архитектурных ансамблей северной столицы. За период строительства сменилось несколько архитекторов, однако основная идея была заложена в «Генеральном плане строения» архитектором Д.Трезини, по проекту которого в 1717 г. началось строительство кирпичного комплекса монастыря. К 1727 г. монастырь имел 4 храма, колокольню с 5 колоколами, 5 каменных корпусов, деревянные кельи, сад. В 1756-1765 гг. по проекту М.Д.Расторгуева были возведены южные, а в 1760-1773 гг.- северные линии лаврских построек с угловыми башнями (Семинарский и Просфорский корпуса). В 1780 г. архитектор И.Е.Старов, устроив главный въезд со стороны города, включил в ансамбль монастыря левобережье Монастырки, охватив ее низкими каменными стенами.

Одной из основных целей создания Александро-Невского монастыря по замыслу Петра I была подготовка кандидатов в архиереи, поэтому штат обители формировался из наиболее образованных пострижеников другие обителей, вызывавшихся в Петербург по царским указам. В 1713 г. архимандрит Феодосий испрашивал у Петра «благоволение, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить», на которое царь ответил указом, утвердившим это положение. В первые годы существования монастыря братия была непостоянной и малочисленной (в 1714 г. - 1 иеромонах, в 1715 г. - 4 иеромонаха и 2 иеродиакона), но уже в 1716 г. насельник обители иеромонах Иоаким был хиротонисан во епископа Астраханского, а иеромонах Павел - во епископа Вологодского. В дальнейшем значительная часть епископата Русской Православной Церкви вышла из стен Александро-Невской лавры. В 1720 г., когда настоятель архимандрит Феодосий (Яновский) был хиротонисан во епископа Новгородского, Александро-Невский монастырь стал резиденцией Новгородских архиерее в. После образования Санкт-Петербургской епархии, с 1742 г., архимандритами Александро-Невского монастыря являются Санкт-Петербургские архиереи. До учреждения в 1721 г. Святейшего Синода Александро-Невский монастырь был церковно-административным центром столицы. В 1797 г. именным указом императора Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных.

К середине XVIII в. Александро-Невский монастырь стал центром духовного просвещения епархии. 31 декабря 1724 г. вышел указ Петра I «Объявление о монашестве», в котором император требовал от монашества социально активного и «полезного» для общества служения. Одной из реализаций этого указа стало создание в Александро-Невском монастыре духовных учебных заведений для формирования «ученого братства» - русского ученого монашества. Особым послушанием ученых монахов в обители было произнесение проповедей, перевод и составление собственных богословских сочинений. 25 октября 1721 г. распоряжением архимандрита Феодосия в Александро-Невском монастыре была основана Славянская школа, ставшая основой всех учебных заведений столицы. В 1726 г. она была преобразована в Славяно-греко-латинскую семинарию, а в 1788 г.- в Главную семинарию. Ее преподаватели занимались научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича) были подготовлены переиздания Киево-Печерского патерика, а также житий святых святителя Ростовского Димитрия (Туптало). В 1797 г. Главная семинария была преобразована в Александро-Невскую Духовную академию, после реформы 1809 г. переименованную в Санкт-Петербургскую Духовную академию (СПбДА). По Высочайшему указу от 13 декабря 1719 г. при Александро-Невском монастыре была создана Санкт-Петербургская типография. Первыми ее изданиями стали поучение еп. Феофана (Прокоповича) в день памяти св. Александра Невского, 3 слова иеромонаха Гавриила (Бужинского) о победах русской армии, «Букварь», «Раскольничьи вопросы и ответы», «Пращица духовная». Типография просуществовала до 1727 г., затем была переведена в Москву, в 1736 г. возвращена в монастырь для печатания Библии. В лавре находилась богатейшая библиотека, а с 1910 г.- древлехранилище. В 1913 г. в Александро-Невской лавре были учреждены богословские и общеобразовательные курсы для певчих.

Перед Октябрьской революцией 1917 г. земельные владения Александро-Невской лавры насчитывали 13 090 десятин, капитал исчислялся 3 млн. рублей, значительная его часть тратилась на благотворительность. С 1714 г. в лавре существовала богадельня, куда определялись отставные военные. Лавра содержала дом призрения и Исидоровское женское епархиальное училище. В годы первой мировой войны насельники Александро-Невской лавры оборудовали и отправили на фронт передвижной лазарет, в самой обители также был открыт лазарет. Число братии в начале XX в. составляло от 130 до 150 человек. Александро-Невской лавре принадлежал открытый в 1908 г. Серафимо-Антониевский скит в местечке Зареченье Лужского уезда.

Постановлением от 7 июля 1923 г. городские власти изъяли у братии Александро-Невской лавры все помещения, кроме храмов. В мае 1920 г. были вскрыты мощи святого благоверного князя Александра и опечатана рака; с 1922 г. мощи находились в фондах Музея истории религии и атеизма, рака - в музее Эрмитажа.

С сентября 1922 г. по октябрь 1923 г. лавра принадлежала обновленцам, с октября 1923 г. по 1926 г. часть храмов принадлежала Русской Церкви, часть - обновленцам, в начале 1928 г. в некоторых храмах служили «непоминающие», с 1928 по 1931 гг. часть храмов принадлежала Русской Православной Церкви, часть - иосифлянам. В 1931 г. все действующие храмы отошли Патриаршей Церкви. С 1920 г. лаврский ансамбль находится под охраной государства, получив статус памятника культуры. 6 июля 1925 г. договор с «двадцаткой» лавры был расторгнут и взамен были заключены договоры с верующими отдельных храмов. К 1936 г. все храмы лавры были закрыты, на ее территории размещалось до 17 учреждений.

В 1957 г. Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры был передан Русской Православной Церкви как приходской храм. Настоятелем его стал правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии, назначавший наместников собора в сане протоиереев. 3 июня 1989 г. трудами митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) в собор были возвращены мощи с в. Александра Невского. В 1987 г. была открыта Никольская кладбищенская церковь. Летом 1995 г. Санкт-Петербургской епархии частично был передан Духовский корпус. Первым исполняющим обязанности наместника Александро-Невской лавры был назначен епархиальный духовник архимандрит Кирилл (Пачис), в октября 1996 г. наместником - архимандрит Назарий (Лавриненко). 14 сентября 1995 г. в Троицком соборе состоялось первое монастырское богослужение, а 3 ноября 1997 г. приходское собрание Троицкого собора было упразднено и собор получил статус монастырского. 5 апреля 1996 г. при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, духовенства Санкт-Петербургской епархии, мэра города и руководства ЦНИИ «Прометей», которому принадлежало к тому времени большинство зданий лавры, состоялась «символическая» передача комплекса лаврских помещений Русской Православной Церкви. Фактически же к началу 2000 г. лавре была передана лишь четверть тех помещений, которые значились в акте о возвращении: Духовский, Просфорный корпуса, часть Феодоровского корпуса и часть митрополичьего корпуса, где находится епархиальное управление и рабочая резиденция митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Котлярова). 18 апреля 2000 г. митрополит Владимир и генеральный директор ЦНИИ «Прометей» подписали «акт об окончательной передаче» в собственность Русской Православной Церкви всех зданий лавры.

К 2000 г. в лавре проживал 21 человек братии: 2 архимандрита, 2 игумена, 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 1 монах и 4 послушника. При Александро-Невскоя лавре действуют иконописная школа, керамические и фарфоровые производства, златошвейные мастерские. Главными праздниками Александро-Невской лавры являются: Святой Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября), иконы Божией Матери «Скоропослушница» (9 ноября), блгв. вел. кн. Александра Невского (23 ноября - день преставления, 30 августа и 21 мая - 1-е и 2-е перенесения мощей).

Храмы и кладбища Александро-Невской лавры

Свято-Троицкий собор, строительство которого началось в 1719 г. по проекту архитектора Т.Швертфегера, в 1753-1755 гг. был разобран, т.к. начали рушиться своды. Лишь в 1774 г. после 2 конкурсов одобрение получил проект И.Е.Старова, выполненный в классицистическом стиле. 30 августа 1778 г. состоялась закладка собора Санкт-Петербургским митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии императрицы Екатерины II, а 30 августа 1790 г. - освящение собора и перенесение в него мощей с в. блгв. кн. Александра Невского из Благовещенской церкви обители. В 1782 г. к собору была пристроена двухъярусная колокольня. Иконостас выполнен Л.Пинкетти, И.А.Акимовым и Я.Мейтерлейтеном. Собор расписан в 1806 г. А. делла Джакомо по эскизам Д.Ж.Кваренги, а в 1862 г. заново П.С.Титовым по эскизам академика Ф. Г.Солнцева. Скульптурное убранство собора выполнено Ф.И.Шубиным. 16 августа 1933 г. решением Леноблисполкома собор был закрыт и передан Дому чудес и технических достижений Ленинграда. В 40-х гг. XX в. часть здания занимало жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры. В 1957 г. после 2-летнего ремонта собор был открыт, заново освящен митрополитом Ленинградским Елевферием (Воронцовым), отреставрирован. С 1957 г. в нем совершаются регулярные богослужения.

Двухэтажная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1717-1722 гг. по проекту Д.Трезини, расположена в северно-восточном углу монастыря. Это первая каменная церковь лавры. В 1724 г. из владимирского Боголюбского Рождественского монастыря в Благовещенскую церковь были перенесены мощи с в. кн. Александра Невского. Верхний храм Благовещенской церковь был освящен 30 августа 1724 г. во имя с в. блгв. кн. Александра Невского. Нижний храм, освященный 25 марта 1725 г. архиепископом Феодосием в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, служил усыпальницей для особ царствующего дома (императора Петра III Феодоровича, Анны Леопольдовны, царицы Параскевы Феодоровны, царевича Петра Петровича, дочерей Александра I великих княжон Марии и Елисаветы) и государственных деятелей (А.М.Голицына, А.А.Безбородко, И.И.Панина, А. В.Суворова, И.И.Бецкого). Решением Леноблисполкома от 15 февраля 1933 г. храм был закрыт, в 1948 г. передан Музею городской скульптуры. С 1988 г. в Благовещенской церкви ведется комплексная реставрация.

Благовещенскую церковь связывает с Троицким собором двухэтажный Духовский корпус, в котором была устроена и в 1822 г. освящена церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов с приделом прп. Сергия Радонежского. До начала XX в. храм был усыпальницей государственных и церковных деятелей, в т.ч. Санкт-Петербургских митрополитов: Михаила (Десницкого), Серафима (Глаголевского), Антония (Рафальского). Свято-Духовская церковь была закрыта последней в лавре - в январе 1936 г. и передана в распоряжение Смольнинского райсовета; в ней разместился аэроклуб и физкультурное общество «Спартак». В 1949 г. Духовский корпус был возвращен епархиальному управлению, но в начале 60-х гг. вновь отобран. К 2000 г. в церкви находилась станция переливания крови.

Симметрично Благовещенской церкви, завершая с юго-восточной стороны Феодоровский корпус, расположена церковь с в. блг в. кн. Феодора Ярославича. Освящена в 1770 г., верхняя - во имя с в. блг в. кн. Феодора Ярославича; нижняя - во имя свт. Иоанна Златоуста. В 1840 г. перестроена и освящена заново, верхняя - во имя свт. Николая Чудотворца; нижняя - во имя блг в. кн. Феодора. С 1806 г. до начала XX в. нижняя церковь служила усыпальницей членов грузинских царских фамилий, скончавшихся в Санкт-Петербурге. С алтарной стороны Феодоровской церкви по проекту Г.И.Карпова в 1889 г. была пристроена усыпальница митрополита Исидора (Никольского), освященная 6 октября 1891 г. как придельная церковь во имя прп. Исидора Пелусиота. Постановлением Ленсовета от 2 сентября 1931 г. Феодоровская церковь была закрыта и передана в ведение Володарского райсовета, помещение церкви занимало общежитие фабрики «Рабочий». С 1931 до начала 2000 гг. в помещении Исидоровского храма находился НИИ «Прометей».

Церковь во имя Михаила Архангела освящена в архиерейском доме, построенном на западной стороне монастыря в 1758 г. по проекту М.Д.Расторгуева. В 1767 г. архиепископ Гавриил (Петров) освятил в настоятельских покоях келейную церковь во имя Всех святых. В 1819 г. после надстройки дома состоялось переосвящение церкви во имя Михаила Архангела. В начале 20-х гг. XX в. была закрыта. До начала 2000 г. в ней размещался НИИ «Прометей».

Крестовая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы заложена в 1861 г. на 3-м этаже архиерейского дома, левый придел освящен во имя свт. Тихона Задонского. Двухъярусный иконостас работы С. В.Постемского, роспись храма П.С.Титова. Закрыта в 1926 г. и передана Педагогическому музею, затем до 2000 г. в ней находился НИИ «Прометей».

Домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы освящена в 1896 г. митрополитом Палладием (Раевым), при расширении трапезной архиерейского дома архитектором Л.П.Андреевым. Закрыта в 20-х гг. XX в., в здании находилось овощехранилище.

Над Святыми вратами лавры 15 июля 1786 г. была освящена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенная по проекту И.Е.Старова. 12 января 1904 г. в ней был открыт латышский приход, настоятелем которого стал священник Адам Симо. Постановлением Ленсовета закрыта в октября 1931 г., в ней размещалась дирекция Музея городской скульптуры. В 1993 г. возвращена Русской Православной Церкви.

На территории лавры расположены 3 кладбища. Большинство надгробий и памятников выполнены лучшими русскими скульпторами: Ф.И.Шубиным, И. Г.Остеррайхом, Ф. Г.Гордеевым, И.П.Мартосом, М.И.Козловским, М. Г.Крыловым, И.П.Витали. Старейший из петербургских некрополей - Лазаревский свое название получил от каменной церкви во имя прав. Лазаря, построенной в 1717 г. близ деревянной Благовещенской церкви над местом погребения царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I. В 1787 г. на средства графа Н.П.Шереметева храм был расширен, на месте разобранной деревянной Благовещенской церкви построена трапезная Лазаревского храма, 18 августа 1790 г. состоялось освящение обновленного здания. В 1836 г. по заказу Д.Н.Шереметева храм был перестроен по проекту архитектора Тиблена, иконостас заменен одноярусным работы Я.Ф.Яковенко. Лазаревская церковь стала семейной усыпальницей графов Шереметевых. Осенью 1923 г. закрытая церковь вместе с Лазаревским кладбищем была передана обществу «Старый Петербург», в 1932 г. - Музею городской скульптуры. В 30-х гг. из Феодоровской и Духовской церквей в Лазаревскую были перенесены надгробия. Здесь похоронены представители родовитых русских фамилий, исторические деятели XVIII в.: соратники Петра I Г.П.Чернышёв, С.Ф.Мещерский, П.Ф.Балк-Полев, а также Ф.М.Апраксин, И.Ю.Трубецкой, И.И.Шувалов, М. В.Ломоносо в.

В 1823 г. было основано Тихвинское кладбище с церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери, выстроенной в 1873 г. по проекту архитектора Н.П.Гребёнки на пожертвования братьев Д.М. и Н.М.Полежаевых; под церковью находится семейный склеп жертвователей. 9 мая 1931 г. постановлением президиума Ленсовета церковь была закрыта и передана райотделу связи, в 1935-1937 гг. в ней находилась почта, к 2000 г.- научный отдел Музея городской скульптуры. На Тихвинском кладбище похоронены выдающиеся деятели русской культуры: М.И.Глинка, Ф.М.Достоевский, В. В.Стасов, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, И.А.Крылов, Ф.И.Стравинский, С.П.Боткин и др. Большинство памятников 2-й пол. XIX в. были снесены в 1935-1939 гг., впоследствии по проекту архитектора Е.Н.Сагдлера на месте Тихвинского кладбища был создан некрополь мастеров искусств.

В восточной части лавры расположено Никольское кладбище с церковь свт. Николая Чудотворца, построенной в 1871 г. на средства купца Н.И.Русанова, устроившего в цокольном этаже семейную усыпальницу. Церковь была закрыта 10 декабря 1932 г. После реставрации и освящения с мая 1985 г. в ней служатся ранние литургии.

Литература:

Богданов А.И., Рубан В. Г. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 по 1751. СПб., 1779;

Живописное обозрение русских святых мест: Александро-Невская Лавра. Од., 1804. Вып. 3;

Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М.,1809;

Жизнь Петра Великого, описанная Г. Галемом: Пер. с нем. СПб., 1813;

Пушкарев И. Описание С.-Петербурга. СПб., 1838;

Павлов А. Описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры с хронологическими списками особ, погребенных в церквах и на кладбищах лаврских. СПб., 1842;

Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных лиц. СПб., 1860;

Тихон, архим. К столетию Свято-Троицкого Собора в Александро-Невской лавре. СПб., 1890;

Покровский П.Ф. К столетию Свято-Троицкого собора. СПб., 1890;

Волховский М. Г. Святые места на Руси. СПб., 1894;

Сперанский А.И. Александро-Невская лавра. СПб., 1897;

Александро-Невская лавра. СПб., 1903;

Лавры, монастыри, храмы на святой Руси. С.-Петербургская епархия, 1908;

Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М., 1909;

Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 1712-1910 гг.: Крат. опись. СПб., 1910;

Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования императора Петра Великого. СПб., 1910;

Грабарь И.Э. Архитекторы иностранцы при Петре Великом// Старые годы. 1911. Июль - сентябрь;

Корольков М. «Архитекторы Трезины»// Там же. 1911. Апр.;

Саитов В.И. Петербургский некрополь. СПб., 1912-1913. 4 т.;

Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913 гг.: Ист. исслед. СПб., 1913;

Семенова Л.Н. Участие шведских мастеровых в строительстве Петербурга (Первая четверть XVIII в.) // Исторические связи Скандинавии и России. Л., 1970;

Кючарианц Д.А. Иван Старо в. Л., 1982;

Кудрявцев А.И., Шкода Г.Н. Александро-Невская лавра: Ансамбль и памятники некрополей. Л., 1986;

Пирютко Ю.М. Лазаревская усыпальница - памятник русской культуры XVIII-XIX в в.// ПКНО, 1988. М., 1989. С. 485-497;

Штелин Я. Записки об изящных искусствах. М., 1990;

Семенцов С. В. Пространственная идея С.-Петербурга// Старые годы. 1993. N 1;

Памятная книжка С.-Петербургской епархии. СПб., 1995;

Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. СПб., 1995;

он же. Судьба монастырей Санкт-Петербургской епархии в 20 в. СПб., 1997;

Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Ист.-церк. энциклопедия. СПб., 1996. Т. 1;

Августин (Никитин), архим. Александро-Невская Лавра// Петербург и Россия: Петербургские чтения - 97. СПб., 1997.

 

http://www.sedmitza.ru/text/524336.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Е. В. Белякова
Все статьи Е. В. Белякова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22