Св. равноапостольные император Константин и императрица Елена

0
323
Время на чтение 10 минут
Фрагмент статьи из 18-го тома "Православной энциклопедии", С. 293-297

По всей видимости, Елена происходила из г. Дрепан в Вифинии, переименованного впосл. в Еленополь (Euseb. Vita Const. IV 61). Она была незнатного происхождения (Eutrop. Breviar. X 2. 1). Свт. Амвросий Медиоланский называет Е. stabularia, т. е. хозяйкой постоялого двора (Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 42). Ок. 270 г. Е. становится супругой (конкубиной) буд. имп. Констанция I Хлора. Относительно даты рождения ее единственного сына Константина существуют значительные расхождения: между 270 и 275 гг. В 289 или в 292 г. Констанций женился на Феодоре, падчерице Максимиана Геркулия, и в 293 г. получил титул цезаря, став одним из тетрархов. В 306 г., после смерти отца, Константин, провозглашенный императором, приблизил Е. ко двору. В 324 (или ок. 325) г. она получила титул августы, «Константин дал ей право употреблять по собственному желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшим» (Euseb.Vita Const. III 47). Монеты с ее изображением чеканились до весны 329 г.

Время крещения Елены неизвестно. По утверждению Евсевия, она была обращена к истинной вере сыном (Ibidem).

8 рим. надписей (CIL. Т. 6. N 1134, 1136; Т. 8. N 1633; Т. 9. N 2446; Т. 10. N 517, 678, 1483, 1484), а также Liber Pontificalis свидетельствуют о значительных владениях Е. в Риме (Лаврентское поместье), о ее постройках на Лабиканской дороге, где с ее именем связано сооружение базилики святых Маркеллина и Петра у Двух лавров, базилики Св. Креста (где была помещена частица Креста Господня), Сессорианского дворца, включавшего амфитеатр, цирк и термы. Около базилики Маркеллина и Петра был сооружен и мавзолей Е.

В 326 г., по словам историка Секста Аврелия Виктора, «Константин... приказал,- как полагают,- по настоянию жены своей, Фаусты, убить сына своего, Криспа. А затем, когда мать его, Елена, сильно тоскуя по внуку, стала его жестоко упрекать, он убил и жену свою, Фаусту, столкнув ее в горячую воду в бане» (Секст Аврелий Виктор. Извлечения о жизни и нравах рим. императоров // Рим. историки IV в. М., 1997. С. 153).

Кликните для увеличения картинки
Равноапостольные Константин и Елен6а. Стеатитовая икона. XII в. (Полоцкая художественная галерея)

В конце жизни, наиболее вероятно в 327-328 гг. (традиц. дата 326 менее вероятна, т. к. в момент убийства Фаусты (326) Е. находилась в Риме), она совершила путешествие в Палестину, посетив места земной жизни Спасителя и предприняв разыскания Его священных реликвий; с этой паломнической поездки начинается новый период в истории Св. земли. С именем Е. связано сооружение еще 3 базилик: в Вифлееме, на Елеоне и на месте обретения Креста Господня (храм Гроба Господня). О паломничестве Е. сообщают Евсевий (Euseb. Vita Const. III 41-43) и последующие церковные историки (Руфин, Сократ, Созомен, Феодорит). Первые упоминания об обретении Креста Господня содержатся в «Слове на смерть имп. Феодосия Великого» свт. Амвросия Медиоланского (Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 41-48) и в «Церковной истории» Руфина Аквилейского (Rufin. Hist. eccl. X 7-8). Сказание об обретении Честного Креста Господня в 3 основных версиях (при участии иерусалимского еп. Макария († 333), при помощи Иуды-Кириака и Протоникой, женой имп. Клавдия I) известно в греч., сир., копт., груз., лат. традициях (см. подробнее в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня). Начиная с англ. историка Э. Гиббона (1737-1794), ученые высказывают сомнения в реальности этого события из-за отсутствия упоминания об обретении Честного Креста у Евсевия Кесарийского.

Поздние источники приписывают Е. сооружение большого числа церквей, в т. ч. не только в Палестине (напр., на Синае). Так, в Житии Константина и Е. (Vat. gr. 974, XI в.) говорится о 28 храмах, построенных Е. на Св. земле, в т. ч. на Сионе, в Гефсимании, на Фаворе, в Поле Пастушков (ныне Бейт-Сахур), в Назарете (Из неизданного Жития Константина и Елены список церквей, построение которых приписывается Елене / Изд., пер.: В. Г. Васильевский // ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 253-262).

Е. было предпринято строительство не только храмов, но и больниц. Она раздавала милостыню бедным, освобождала заключенных и выкупала должников (Euseb. Vita Const. III 44). «Она была до того набожна, что и молилась, стоя в ряду жен и дев, вписанных в канон церквей, приглашала их к своему столу и, служа им сама, приносила на стол яства. Много также делала она подарков церквам и бедным людям» (Socr. Schol. Hist. eccl. I 17).

По кипрскому преданию, на обратном пути из Иерусалима Е. остановилась на Кипре, где в основанном ею монастыре Ставровуни оставила Крест благоразумного разбойника, частицу Честного Креста и гвоздь из него. Ей же приписывается построение храмов в селениях Пано-Лефкара и Тохни, среди реликвий к-рых также были частицы Честного Креста. Считается, что по ее приказу на Кипр были привезены из Александрии кошки, избавившие остров от змей. На п-ове Акротири был основан мон-рь св. Николая Кошачьего (τῶν ϒατῶν), насельники которого в память об этом событии содержали значительное количество кошек. Пребывавший с 80-х гг. XVI в. в запустении мон-рь возрожден в 1983 г. как женский, и в нем возобновлена древняя традиция содержания и кормления кошек.

Кликните для увеличения картинки

Реликварий с честной главой равноап. Елены в крипте кафедрального собора св. Петра в Трире

Из «Церковной истории» Филосторгия известно об особом почитании Е. мч. Лукиана Антиохийского (Philost. Hist. eccl. II 12-13). На основании того, что мч. Лукиан был учителем Евсевия, еп. Никомидийского, нек-рые ученые (Г. Чедвик, Ж. Бидез) предполагают, что Е. сочувствовала арианам.

Е. скончалась в Никомидии в возрасте 80 лет. Точное время ее смерти неизвестно: традиционно указывается 327 или 328 г. В наст. время историки отдают предпочтение дате ок. 330 г. Ее тело было перенесено имп. Константином в «царственный город» (Euseb. Vita Const. III 47), под к-рым одни исследователи понимают Рим, а др.- К-поль. По свидетельству Никифора Каллиста Ксанфопула, тело Е. из Палестины было перенесено сначала в Рим, а потом, через 2 года, в К-поль (Niceph. Callist. Hist. eccl. VIII 31 // PG. 146. Col. 117-120). В К-поле существовало предание о захоронении Е. вместе с имп. Константином в храме св. Апостолов. Однако наиболее достоверно, что Е. была погребена имп. Константином в Риме, в мавзолее на Лабиканской дороге, построенном в 20-х гг. IV в. при базилике святых Маркеллина и Петра. Ее останки покоились в порфировом саркофаге, возможно первоначально предназначенном для Константина. Папа Иннокентий II (1130-1143) велел перенести мощи Е. из мавзолея в ц. Санта-Мария ин Арачели. Анастасий IV (1153-1154) доставил в Латеранскую базилику порфировый саркофаг Е., в к-ром впосл. сам был погребен (в наст. время саркофаг находится в музее Пио-Клементино, Ватикан), и мощи Е. хранятся в порфировой гробнице под сенью-ротондой слева от главного алтаря ц. Санта-Мария ин Арачели.

В IX в. франк. мон. Теотгиз вскрыл саркофаг Е. и увез ее мощи (по всей видимости, их часть) в королевство франков. По повелению Реймсского архиеп. Гинкмара мощи Е. после проверки их подлинности были помещены в аббатстве св. Петра в Овиллере близ Реймса (ныне деп. Марна, Франция). В хронике Сигиберта из Жамблу (XII в.) это событие отмечено под 849 г. (Sigebertus Gemblacensis. Chronica // MGH. SS. T. 6. P. 339). От мощей происходили многочисленные чудеса. Мон. Альтман из Овиллера составил Житие Е. (ActaSS. Aug. T. 3. P. 580-599) и Сказание о перенесении ее мощей. В Риме подлинность мощей, хранившихся в Овиллере, не была признана.


Аббатство Овиллер во время Французской революции (1789-1799) было закрыто, но мощи Е. удалось спасти. В 1819 г. они перешли во владение ордена Св. Гроба Иерусалимского и затем были переданы парижской ц. святых Лупа и Эгидия (Сен-Лё-Сен-Жиль), где находятся в наст. время. На стенах церкви висят благодарственные таблички с именами получивших исцеления от мощей Е.

Честная глава Е. хранится в Трире в крипте кафедрального собора св. Петра. Она была подарена собору и горожанам в 1356 г. Карлом IV, имп. Свящ. Римской империи и кор. Чехии.

Кроме того, в наст. время частицы мощей Е. находятся в Киккском мон-ре (Кипр), в афонских мон-рях Ксенофонт и вмч. Пантелеимона, в мон-рях Агия-Лавра (близ Калавриты), ап. Иоанна Богослова Ипсилу (о-в Лесбос), Пресв. Богородицы Турлиани (о-в Миконос), в церквах Константина и Е. в Айос-Констандиносе (ном Фтиотида) и св. Лазаря (Кофинас, о-в Хиос) и др. (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 190).

Все Жития, посвященные равноапостольным Константину и Е. (BHG, N 361x-369k; BHL, N 3772-3790), являются вторичными по отношению к сообщениям церковных историков и отделены от них значительным промежутком времени. Мн. сведения носят легендарный характер. Напр., жители г. Треверы (ныне Трир), где некоторое время проживала Е., считали ее уроженкой этого города. Согласно «Деяниям треверов» XII в. (Gesta Treverorum. 18-19 // MGH. SS. T. 8. P. 151-153), Е. послала в Треверы проповедника христ. веры - Антиохийского еп. Агриция, жившего в 1-й пол. IV в. (принимал участие в Арелатском Соборе, 314). В «Деяниях треверов» приведена подложная привилегия св. Сильвестра, папы Римского, в к-рой Треверы именовались главным городом Галлии и Германии. Свт. Сильвестр якобы послал горожанам важные святыни: мощи ап. Матфея, ризу (тунику) Христа и гвоздь из Честного Креста Господня, зуб ап. Петра, сандалии ап. Андрея, главу сщмч. Корнилия, папы Римского, и др. Далее в «Деяниях...» указано, что Агриций стал епископом г. Треверы (с ошибочной датой 368 вместо 330) и вскоре обратил дворец (domus) Е. в кафедральный собор св. Петра. По приказу Е. была сооружена также крестообразная ц. Св. Креста, а ее племянница Матильда построила мон-рь св. Флорина. Раскопки подтвердили, что собор св. Петра был воздвигнут свт. Агрицием на месте рим. дворцового комплекса, к-рый археологи связывают с Криспом, сыном имп. Константина. Почитание «иерусалимских» реликвий в Трире впервые зафиксировано в Житии свт. Агриция (XI в.- Ex vita S. Agritii // Ibid. P. 211-212). Наиболее известной из этих святынь была риза Христова, к-рая считалась главной святыней Трира.

Согласно Acta Sylvestri (по всей видимости, сочинение 2-й пол. V в., сохранившееся в сир. пер. VI в.), Е. была иудейкой. Эту т. зр. разделяет Й. Фогт (Vogt. 1977. P. 148).

 

Кликните для увеличения картинки

 

Равноапостольные Константин и Елена. Роспись Мартириевой паперти собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Кон. XI - нач. XII в.

В VIII-IX вв. англосакс. поэт Киневульф сочинил поэму «Елена», в к-рой на основании Жития Иуды (Кириака) описал обретение Честного Креста Господня. Е. представлена как могущественная царица, воплощающая торжество христианства (Cynewulf. Elene / Ed. P. O. E. Gradon. L., 1958). В средневек. валлийской традиции существовало предание о Елене, супруге узурпатора Магна Максима (383-388), к-рое отражено в мабиноги «Сон Максена Вледига» (средневалл. Breuddwyd Macsen Wledig, XI-XIII вв.). Согласно мабиноги, Елена была дочерью бриттского правителя из Сегонтия (близ совр. Карнарвона, Уэльс). Вероятно, произошло смешение преданий о Еленах. Об этом косвенно свидетельствует «История королей Британии» Гальфрида Монмутского (составлена в 30-х гг. XII в.), в к-рой рассказывается о Е., дочери Коэла, бриттского правителя Кайрколуна (Колчестера), ставшей супругой «сенатора» Констанция Хлора, резиденция которого находилась в Эбораке (ныне Йорк). Согласно Гальфриду, 3 дяди Е. сопровождали Константина во время похода против Максенция и были возведены им в сенаторское достоинство (Гальфрид Монмутский. История бриттов; Жизнь Мерлина / Изд. подгот.: А. С. Бобович, А. Д. Михайлов, С. А. Ошеров. М., 1984. С. 52-53). Ряд церквей в Уэльсе и Корнуолле был посвящен св. Елене, однако неясно, какой именно - Е. или легендарной супруге Магна Максима. В ранних англ. церковных календарях до XV в. имя Е. отсутствует, рассказ о ней включен в «Новую легенду Англии» Дж. Капгрейва (1450) и в бретонский Дольский календарь (XV в.). В Англии Е. посвящено 135 церквей (Farmer D. H. The Oxford Dictionary of Saints. Oxf.; N. Y., 19872. P. 202). Святая упоминается под 18 авг. в ирл. Мартирологе Гормана XII в. (Félire Húi Gormáin: Martyrology of Gorman / Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 158-159).

В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 3 мая указано обретение Е. Креста Господня. В ряде рукописей Мартиролога под 18 авг. отмечена память «в Риме, на Виа Лавикана, св. Елены, матери Константина» (MartHieron. Comment. P. 227, 448-450). После перенесения мощей в Овиллер почитание Е. распространилось на франк. землях. В Мартирологе Узуарда память Е. указана под тем же числом и в аналогичной формулировке, что и в Мартирологе блж. Иеронима (MartUsuard // PL. 124. Col. 373). В добавлениях к Мартирологу Адона Вьеннского память Е. отмечена под 18 авг., под 8 февр. указано «погребение св. царицы Елены» (Appendix ad S. Adonis Martyrologium // PL. 123. Col. 421, 429). В XVI в. память святой была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 345-346).

В Византии почитание Е. получило значительное распространение в правление имп. Константина VI и имп. Ирины (780-797). В отличие от Запада в Византии, на Руси и у юж. славян культ Е. был неразрывно связан с почитанием равноап. Константина. Древнерус. книжники проводили параллели между Е. и кнг. равноап. Ольгой, получившей в крещении имя этой святой.

Лит.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 548-654; Holthausen F. Zur Quelle von Cynewulfs Elene // Zschr. f. deutsche Philologie. Halle, 1905. Bd. 37. S. 1-19; Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1911. T. 3. P. 255-260; Couzard R. Sainte Hélène d'après l'histoire et la tradition. P., 1911; Maurice J. Sainte Hélène. P., 1930; Deichmann F. W., Tschira A. Das Mausoleum der Kaiserin Helena und die Basilika der Hl. Marcellinus und Petrus an der Via Labicana // Jb. d. Deutschen Archäol. Inst. B., 1957. Bd. 72. S. 44-110; Lauer H. H. Kaiserin Helena: Leben und Legenden. Münch., 1967. S. 38-44; Vogt J. Helena Augusta, the Cross and the Jews: Some Enquiries about the Mother of Constantine the Great // Classical Folia. Worcester (Mass.), 1977. T. 31. P. 135-151; Bosch P., van den. S. Helena, nobilissima femina // Clairlieu. 1980. Vol. 38. P. 71-88; Sigal P. Les miracles de Ste. Hélène à l'abbaye d'Hautvillers au Moyen Age et à l'époque moderne // Assistance et assistés jusqu'à 1610: Actes du 97e Congr. nat. des sociétés savantes. P., 1979. P. 499-513; Wankenne A. Constantin et Hélène à Trèves // Les Études classiques. Namur, 1984. T. 52. N 4. P. 313-316; Drijvers J. W. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of her Finding of the True Cross. Leiden; N. Y., 1992; Pohlsander H. A.Helena: Empress and Saint. Chicago, 1995.

Е. В. Белякова, А. А. Королёв, Э. П. А

http://www.sedmitza.ru/text/1202288.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Е. В. Белякова
Все статьи Е. В. Белякова
Анатолий Иванович Королёв
Работа душевного преображения
Праздновать Пасху - значит становиться новым человеком
10.04.2004
Миссия за океаном
Служение Русской Церкви, начавшееся с просвещения Аляски, продолжается в наши дни
17.03.2004
Остановиться, оглянуться
(Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл пизитивно оценил итоги минувшего четырехлетия )
12.03.2004
И стар и млад масленице рад
Навались на блины, честной народ!
17.02.2004
Все статьи Анатолий Иванович Королёв
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41