Как ни странно, но Сомали во многом напоминает…Афганистан. Оказавшись в годы «холодной войны» в центре советско-американских стратегических интересов, Сомали было втянуто в противоборство сверхдержав. C исчезновением СССР, однако, интерес Запада к этой стране пропал. Сегодня Сомали - это страна с чисто номинальной центральной властью, неспособной контролировать свою территорию, раздираемая внутренними противоречиями, охваченная острейшим экономическим кризисом, борьбой вооруженных группировок. Фактически государства Сомали больше нет - оно распалось на отдельные составляющие. А начиналось все иначе.
Расположенное в районе стратегических морских путей Сомали после победы в ней революционного режима привлекло внимание советской Москвы. Совместное советско-сомалийское заявление от ноября 1971 г. положило начало взаимодействию двух стран. После визита в эту страну в феврале 1972 г. министра обороны СССР маршала А.Гречко Москва стала оказывать военную помощь режиму Мухаммеда Сиада Барре, предоставив ему более 600 танков и бронемашин, 80 современных самолетов, большое количество иного вооружения. Взамен советские военные корабли стали использовать сомалийскую военную базу в Бербере. Апофеозом советско-сомалийских отношений и одновременно точкой их заката стал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, подписанный в июле 1974 г. При этом Москва готова была закрывать глаза на то, что сомалийский руководитель начал боевые действия в Эритрее в попытках отторгнуть от Эфиопии эту провинцию.
В это время в соседней Эфиопии победила революция, и советскому руководству, установившему тесные отношения с ее Временным военно-административным советом (ВВАС) во главе с М.-Х.Мариамом, виделись перспективы опоры теперь уже на два дружественных Москве режима, пусть даже враждующих между собой. Эксперты считают, что конфликт между Сомали и Эфиопией разгорелся из-за эфиопской провинции Огаден, оазисами которой пользовались сомалийские скотоводы. Когда выяснилось, что в Огадене могут находиться запасы нефти, эфиопские власти запретили им там появляться.
Москва предприняла неординарную попытку примирить стороны. В качестве посредника выступил М.Суслов. Когда же стало ясно, что примирить стороны не удастся и на двух стульях не усидеть, пришлось делать нелегкий выбор. В итоге он был сделан в пользу более крупной и перспективной Эфиопии. Было объявлено, что «в руководстве Сомали возобладали националистические тенденции», а боевые действия развернулись с новой силой. СССР начал вооружение Эфиопии, куда были направлены также кубинские войска, сумевшие обеспечить перелом в военных действиях в мятежных провинциях и нанести поражение сомалийцам.
В 1977 г. сомалийское руководство разорвало дружеские отношения с Советским Союзом, выслав из страны порядка 2 тыс. советских военных специалистов и советников. Одновременно из советских вузов было отозвано более 3 тыс. сомалийцев. Последующими шагами сомалийского режима стало блокирование с Египтом и Суданом и вступление в Лигу арабских стран (ЛАС). При этом и Египет, и Судан также отошли от отношений дружбы и сотрудничества с СССР в пользу США. Американцы, естественно, поспешили подобрать то, что плохо лежит, вознамерившись развернуть на Ближнем Востоке силы быстрого развертывания (СБР) и Сентком (Центральное командование). В Берберу пришли американские корабли, Сомали стало получать американское вооружение, а удобные бухты Сомали стали использоваться для учений СБР США.
Горбачевская «перестройка» и снижение уровня внешнеполитических обязательств Москвы обернулись для Сомали тем, что интерес американцев к СБР и Сенткому, а заодно и к Сомали упал. В довершение пришедшие в Сомали нефтяные компании «Шеврон» и «Амоко» скоро дали неутешительные прогнозы по поводу тамошней нефти.
В 1991 г. режим М.-С.Барре был свергнут силами Объединенного конгресса Сомали, но и новая власть пришла ненадолго. Страна начала распадаться на зоны, контролируемые отдельными полевыми командирами. Арабские страны попытались усилить свое влияние в Сомали, но в лучшем случае им удавалось поставить под свой (часто временный) контроль и вооружить одного-двух командиров. Последующая история Сомали - это череда переворотов и контрпереворотов, перемежаемых боевыми действиями.
В начале 1990-х гг. в Сомали присутствовали американский воинский контингент и миротворческая миссия ООН. Вместе с американцами миротворцы стали подвергаться ударам со стороны полевых командиров. Попытки американских военных разгромить отряды одного из них - генерала Айдида не увенчались успехом. Позиции Айдида подверглись ракетно-бомбовой атаке, но попытки его пленить не увенчались успехом. Понеся довольно чувствительные для них потери, американцы вынуждены были в 1994 г. вывести свои войска из Сомали. Вслед за ними страну покинули и голубые каски. Страна погрузилась на годы в состоянии внутренней войны и хаоса.
К тому времени в Сомали уже появились афганские моджахеды. В стране развернули свою деятельность многочисленные организации исламистского толка, как, например, аль-Иттихад аль-Ислами (Исламский Союз). В 2000-е годы имамы стали создавать собственные силы безопасности, вооруженные отряды, что отнюдь не избавило страну от междоусобицы.
Еще одна попытка США вмешаться в развитие событий в Сомали относится к 2004 г., когда в Могадишо руками ЦРУ было создано переходное правительство. Идея оказалась мертворожденной: новое проамериканское правительство не сумело взять под контроль ситуацию даже вокруг столицы. (В то же время Эфиопия уже держала в Сомали 10-тысячную группировку войск). Последней по времени попыткой США утвердить своё влияние в Сомали стала борьба с Союзом шариатских судов. В январе 2007 г. американская авиация нанесли бомбовые удары по территории Сомали, но и они не дали никакого результата.
Пираты, в конце концов, возникли из этого хаоса. Через Сомали не проходит никаких сухопутных трасс стратегического значения, зато рядом с Африканским Рогом морем идет более 10% мирового экспорта нефти, не говоря уже о громадном количестве иных грузов. На этом можно и заработать.
Некоторым цифра в 25 млн. долл. выкупа за саудовский танкер может показаться скромной. Но если учесть, что стоимость танкера 150 млн. долл. и 100 млн. долл. - находящейся на нем нефти, то смысл пиратской акции становится яснее. Владельцам танкера легче уплатить названную сумму, нежели осуществлять дорогостоящие операции по спасению танкера с помощью военной силы (с перспективой потерять и танкер, и нефть). А у пиратов задача другая - не отвадить полностью судовладельцев от прохода мимо Африканского Рога. Сообщалось, что в 2008 г. пираты заработали на своих разбоях более 50 млн. долл. - сумма для них немалая, в среднем за судно по 1 млн. долл.
На Западе много говорится о связях пиратов с Аль-Каидой. Возможно, что такие связи и есть (считается, что разные пиратские группировки имеют разные «крыши»), но надо отметить, что пираты без разбора атакуют суда под флагами как исламских, так и неисламских государств.
Предложения по поводу того, как бороться с пиратством у сомалийских берегов, делаются разные.
Предлагается, например, сопровождение военных кораблей. Однако, далеко не все готовы платить военным кораблям сопровождения, а, значит, грабить по-прежнему будут. Тем более что по этому маршруту проходит ежегодно порядка 20 тыс. кораблей - ко всем по защитнику не приставишь.
Некоторые советуют нанять для сопровождения судов частные военные компании. Однако в силу масштабности проблемы и это, видимо, решением не станет.
Наносить удары по базам пиратов? Многие эксперты считают, что на берегу пиратов трудно идентифицировать. В обиходе - это обычные граждане, рыбаки, которые в какой-то момент достают припрятанное вооружение, объединяются в банду и начинают действовать. Сегодня телевидение показывает благоустроенные поселки на берегу моря с красивыми автомобилями. Все это - на пиратские деньги.
Видимо, проблему борьбы с сомалийским пиратством придётся решать комплексно - создавать многосторонние международные механизмы урегулирования хронического сомалийского кризиса и одновременно жестко давать понять, что преступный способ добывания денег бесперспективен.
http://www.fondsk.ru/article.php?id=1778