Твори Благо, избегай Злаго

Об архимандрите Павле Груздеве

Новости Москвы 
0
232
Время на чтение 7 минут

Впервые об архимандрите Павле Груздеве я услышал в начале девяностых годов от своей старой знакомой. Она рассказала, как встретилась с отцом Павлом во время одного из его приездов в Москву: «После знакомства отец Павел вдруг спросил:

-А ты «Ваньку-клюшника» знаешь?

-Знаю - опешила она.

-Ну, запевай.

Так мы с ним весь тот вечер русские народные песни и пели».

У меня, тогда еще новообращенного христианина, конечно, было какое-то смущение. Как же так? Прозорливый старец святой жизни, и вдруг вместо духовных поучений - народные песни. А с другой стороны - от этого рассказа, как из далеких времен, повеяло чем-то таким родным, русским, подлинно православным. С того раза осталось твердое желание увидеть старца и побольше узнать о его удивительной жизни.

И вскоре мне посчастливилось встретить отца Павла. Мне не удалось с ним познакомиться, не удалось поговорить, но этот эпизод настолько врезался в мою душу, что, пожалуй, стоит множества и множества проповедей, выслушанных мной за воскресными богослужениями.

Дело было перед Всенощной в Толгском монастыре под Ярославлем. Люди выстроились перед монастырской гостиницей полукругом и терпеливо кого-то ждали. Я подошёл поближе и узнал, что вот-вот из здания должен выйти отец Павел Груздев, знаменитый старец, приехавший в монастырь помолиться. И вот двери открылись. Двое молодых людей вели, держа под руки, седовласого, почти слепого старца маленького роста в монашеском одеянии.

Толпа зашевелилась:

- Идёт!

- Отец Павел идёт!

Мы благоговейно взирали на старца, а люди начали подходить под благословение. И вдруг, прорвавшись на нетвердых ногах сквозь народ, какой-то не вполне трезвого вида мужик добрался до отца Павла, сделал нелепый поклон и громко заплетающимся языком чуть ли не потребовал:

- Батюшка! И меня благослови!

Не то чтобы это был вызов, но чувствовалось какое-то панибратство и кураж. От такого персонажа обычные-то священники шарахаются, а тут - всеми уважаемый старец... Я, зная, как на подобные действия реагировали бы в Москве, стал искать в толпе крепких охранников. Я уже представил себе картину: как мужику заламывают руки и уводят вглубь толпы. Но произошло то, чего я никак не ожидал. Меня как будто током ударило. Отец Павел подошёл к этому мужику, ласково-ласково его обнял, похлопал по спине и громко сказал:

- Эх, дурак-дурачок, что ж ты так пьёшь-то?

Мужик был высокого роста, и отцу Павлу, чтобы прижать его к себе, пришлось даже встать на цыпочки. Слова эти старец произнёс душевно, ласково, абсолютно не оскорбительно, не для того, чтобы обличить человека... Это была жалость, искренняя жалость и любовь. Так они какое-то время и стояли, обнявшись: великий старец и полупьяный заблудший русский мужик. И такая во всем этом была простота и любовь, что до сих пор, когда я вспоминаю этот эпизод - к горлу подкатывает комок.

Архимандрит Павел родился в начале XX века и закончил свои годы в самом его конце. Он был свидетелем целой эпохи в жизни Церкви и России. Дореволюционная Россия, революция, гонения на Церковь, хрущевская «оттепель», «застойное» время, возрождение церковной жизни в наше время - все это прошло перед глазами архимандрита Павла Груздева.

Еще ребенком стал он жить у своей тетки в Мологском Афанасьевском женском монастыре, выполняя всяческие монастырские послушания. Там состоялась встреча маленького Павла со святителем Тихоном, который был в ту пору Архиепископом Ярославским и Ростовским. Из его рук, как благословение на монашество, принял отец Павел подрясник, ремень, скуфейку и четки. И хотя пострижен в монахи отец Павел был по прошествии большей половины своей жизни, он всю жизнь считал себя иноком и жил по-монашески.

После революции закружилось лихолетье. Война, колхозы, разорение обители, тяжелый труд, голод. Кульминация всех этих бед - изгнание с родной земли. Родина отца Павла - Мологские земли - попала в зону затопления из-за строительства каскада гидроэлектростанций на Волге. Страшное было время. Переселенцы, а их были десятки тысяч, снимались с исконных мест, разбирали свои дома, строили из них плоты и со всем, что можно было увезти, плыли по Волге, чтобы пристать в незнакомом доселе месте и начать жизнь заново. А родная земля в это время покрывалась водами рукотворного моря. И нельзя уже будет ни прикоснуться к своей родине, ни поклониться могилам предков - все покоится под водой.

Семья Груздевых переселилась в Тутаев, бывший Романов-Борисоглебск. Далее судьба у отца Павла, как и у миллионов верующих людей, была предрешена - тюрьмы, лагеря, ссылки - с небольшими перерывами всего одиннадцать лет. Через все испытания пронес будущий старец православную веру во всей ее чистоте. «Павлуша! Бог был, есть и будет! Его не расстреляешь!» - всегда помнил старец последние слова своего наставника иеромонаха Николая. Уже под конец своей жизни отец Павел часто повторял: «Храните Веру православную!» Простые слова, а ведь их исполнение и есть то Главное, что мы обязаны делать в нашей жизни.

«Это было на моей памяти, - рассказывал отец Павел. - Служил, где не скажу, священник простой, да неученый. А ученые-то батюшки на него и написали Владыке. Они завидовали ему чего-то. А Владыка, Царство ему Небесное, был Никодим. (Владыка Никодим (Ротов) был в свое время управляющим Ярославской Епархией - ред.) Вызывает он этого священника и говорит:

- Слушай чего, вот на тебя грамота подписана. Ты вот, бывает, и пошутишь, бывает, и посмеешься, да и пьешь сколько ты?

- Так сколько нальют, владыко, все выпью, но лишнего я не пью.

И вобщем всякие грехи перечислял этому батюшке. А батюшка:

-Владыко, прости. А кто без греха.

И вот потом Владыка и говорит:

- Слушай чего, батя, а говорят, ты католик.

Так вот этот старик выпрямился, встал, перекрестился:

-Ваше высокопреосвященство, я родился, тятя был православный, дедко с бабкой, вся семья наша православная, и я православный. Как был крещен в Святой православной Церкви так и сейчас есть! А вот те, которые на меня наклеветали - католики. Не клевещи!

Владыка Никодим похлопал по плечу этого священника:

- Ступай, и за меня помолись. Поди с миром.

И сейчас этот дедко служит где-то, да где только не знаю».

Конечно, о себе рассказывал отец Павел этот случай. И владыке Никодиму старец прямо сказал незадолго до кончины митрополита: «Не езди в Рим, папе туфлю целовать!» Не послушал.

Можно только представить какие испытания выпали на долю отца Павла. И не только от безбожной власти, но и от зависти людской. О терпении старец говорил: «Терпел Моисей,

Терпел Елисей,

Терпел Илия,

Потерплю и я».

Священником и монахом отец Павел стал поздно, когда его годы уже перевалили за пятьдесят. Затем тридцать лет служил в селе, среди простого народа, всего себя отдавая на служение Богу. Своей праведной жизнью снискал старец богатые духовные дары. Слава о прозорливом старце стала распространяться среди верующих людей, и многие потянулись в ярославскую глубинку за советом и утешением. И все было у отца Павла просто, по-русски. Первым делом всех приходящих кормил, притом готовил преимущественно сам. За столом рассказывал разные истории, притчи, пел песни. Все это перемежалось с поговорками, прибаутками. Говорил - «Хороший смех - не грех». Язык у него простой, но чрезвычайно образный, с характерным волжским говором. Да и как еще могло быть, когда вся жизнь прошла с народом - лагеря, ссылки, тяжелый труд, сельская жизнь. Сам на огороде, сам на ремонте храма, сам воды натаскать, сам туалеты вычистить.

Кратко и в тоже время всеобъемлюще об отце Павле можно сказать, что был он настоящим русским человеком, русским священником. Еще с дореволюционных времен сохранил и принес он в наше время образ подлинного русского православия. Отец Павел всей своей жизнью явил образ настоящего христианского служения и любви - любви к Богу, Церкви, церковной службе, молитве, любви к Русской земле и ее святыням. И особенной у него была любовь к людям, независимо от их и социального статуса и происхождения. Именно Любовь, а не лицемерие, прикрытое льстивыми речами, псевдоблагочестивой манерностью и муже-женскими интонациями.

Любого искреннего человека, даже самого последнего грешника, мог принять, но лицемерия под маской показного благочестия не терпел. Особенно доставалось духовенству: «Не народ - слуга священника, а священник - слуга народа, а сейчас, к сожалению, наоборот», - сетовал старец. «Если кто от тебя заплачет -Ух…!»- говорил отец Павел так, словно нет более тяжкого греха на белом свете. «Не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы…» В каждом, даже самом грешном человеке отец Павел в первую очередь видел Образ Божий. Наставлял: «За всех молитеся - по примеру Спасителя!» И сам молился: «Господи! За молитвы праведников сохрани грешников!» «Я всех люблю, верующих и неверующих - всех под одну гребенку!» - Говорил старец и рассказывал одну историю. «Тутаев, 47-й год. Ночь. Очередь за хлебом. Под утро открывается окошечко и объявляют, что хлеба на всех не хватит: «Не стойте». А в очереди женщина с двумя детьми, такие исхудалые, в чем душа держится, и ясно, что хлеба им не достанется. Выходит мужчина, он по очереди шестой или седьмой, прилично одетый - не нам чета. Берет женщину за руку и ведет с детьми на свое место:

-Стойте здесь.

-А как же вы?

Махнул в ответ рукой…

- Вот ему-то, - говорит отец Павел,- Господь и скажет: «Проходи».

- Да как же, Господи? Я ведь Тебя не знаю!

- Как же не знаешь, когда та женщина с детьми Я и был…»

К сожалению, сейчас имя отца Павла не так хорошо известно. Казалось бы, почему? Ведь многие и многие священники приезжали к нему за советом, в том числе - самые именитые. А сейчас - как будто и не было этого. Да, не могут многие в полной мере вместить исконный дух русского православия. Можно ведь открыть сотни богословских институтов, написать множество умных книг, быть самым образованным богословом на свете, да так и не обрести христианской любви и простоты сердца. Да и тяжело, наверное, из городских, сытых приходов, наполненных услужливыми и покорными прихожанами, понять подлинную святость в облике старца, который часто даже в мороз ходил босиком, юродствовал, пел песни, смеялся, шутил, говорил с простым народом на его же языке. А главное всегда САМ служил простым людям.

А учил православию и христианской любви старец просто, без лукавого мудрствования, притчами, жизненными рассказами. О рассказах и словах отца Павла один священник отозвался так. «Вот, кажется, все такое простое, житейское - а все приводит к Богу и молитве. Прибаутки какие-то, а хочется в Церковь».

Конечно, бумага не может передать голос, говор, неповторимые интонации архимандрита Павла, но все же хоть таким образом можно передать слова старца. А в этих простых словах сокрыта и мудрость православия, и богатейший духовный опыт такой трудной, подлинно христианской жизни.

http://www.ei1918.ru/russian_orthodox/tvori_blago.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Яков Ушаков
Все статьи Яков Ушаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Государственная идеология России
Новый комментарий от altlisek
04.11.2024 23:56
Предвыборное интервью Дональда Трампа
Новый комментарий от Агафон
04.11.2024 23:06
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
04.11.2024 22:33
Воспитание наследников отеческого сыновства
Новый комментарий от О. Евгений
04.11.2024 17:23
Крест русского солдата
Новый комментарий от Человек
04.11.2024 16:21
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
04.11.2024 16:13