Александр Михайлович Державин родился 19 ноября 1871 года в селе Никольском Угличского уезда Ярославской губернии в многодетной семье потомственного священника. С детских лет он помогал отцу: прислуживал в алтаре, читал на клиросе. Неудивительно, что его влекло в духовную школу.
В 1892 году Александр окончил Ярославскую Духовную Семинарию (с аттестатом первого разряда) и был назначен надзирателем Угличского Духовного училища, где трудился до 1897 года. В этом же году он вступил в брак с дочерью Успенской церкви г. Углича Лидией Константиновной Приоровой и в сентябре принял сан священника.
После рукоположения он уехал в глухое село Рождественское на реке Ворсме. Здесь и началось то служение родному народу, о котором мечтал молодой священник. «Еще в Семинарии, за школьной скамьей, когда мне приходилось думать о будущем, я всегда стремился в деревню, к простому народу: мне хотелось пожить с ним и потрудиться для него, сколько хватит сил. Бог исполнил мое желание, — вспоминал отец Александр. — Приехал я на место своего служения осенью, вдвоем с женой, которая до этого лет шесть была учительницей в школе. Оба мы были молоды, оба желали потрудиться для народа и потому еще дорoгой не раз говорили и мечтали о том, как заведем в своем приходе школу, и будем учить крестьянских детей».
В первый же большой праздник отец Александр объявил крестьянам, что открывает у себя в доме школу, и просил присылать к нему детей. Через некоторое время он задумал новое дело: начал устраивать литературные чтения, так называемые «палестинские вечера», которые пользовались у народа большим успехом.
Деятельность молодого священника была замечена: его избрали членом Императорского Палестинского Общества. За труды на ниве просвещения он был награжден серебряной медалью. Кроме того, ему предложили перейти на службу в ростовский собор.
Став соборным священником, отец Александр принял на себя и обязанности наблюдателя церковноприходских школ Ростовского уезда. Это была нелегкая работа: в снег и мороз, в распутицу, в зной и дождь отправлялся он инспектировать сельские школы.
В Ростове отец Александр устраивал у себя на квартире рождественские елки. Он очень любил детей, отдавал им большую часть своего времени и сил. Особенно дороги были ему бедные крестьянские ребятишки, среди которых прошло его детство. Когда умер его отец, крестьяне села Никольского просили отца Александра перейти на служение к ним. Он не мог отказать односельчанам и в марте 1907 года уехал к себе на родину.
Приход в селе Никольском на Молокше включал в себя четырнадцать деревень. Кроме того, отца Александра назначили законоучителем двух школ — земской и церковноприходской. В одной из самых дальних деревень он построил школу с библиотекой. Для крестьян и ребятишек устраивал духовно-литературные чтения, рождественские елки, на которых раздавал подарки, конфеты, книги.
Еще в Семинарии отец Александр начал писать стихи. На приходе его поэтический дар раскрылся во всей полноте. Его стихи печатались в журналах «Русский паломник», «Божья нива», «Душеполезное чтение», «Приходская жизнь». Издавались они и отдельными сборниками. Так, в 1907 году в Петербурге вышел сборник «Под кровом Церкви». Несколько позднее вышли книги «Школа и дети», «У хороших людей», неизвестные ранее жизнеописания святых мучениц Симфорозы и Фелицитаты. Его стихи печатались в Москве и Киеве, Ярославле и Самаре.
Прослужив в родном селе почти четыре года, отец Александр серьезно заболел и вынужден был оставить любимое дело. В это время у него появилось желание продолжить свое образование. Он решает поступать в Киевскую Духовную Академию
В 1910 году семья Державиных переехала в Киев. В стены высшей богословской школы отец Александр пришел не только с большим пастырским опытом, но и с редким по широте и разнообразию запасом знаний. На приемных экзаменах он занял первое место в разрядном списке и оставался первым до конца курса.
Простота, скромность, радушие студента-иерея невольно располагали к нему сердца его младших товарищей по Академии. Дружбу со многими однокурсниками отец Александр сохранил до конца жизни.
Высоко ценило его и академическое руководство. По окончании курса в 1914; году он был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре истории Русской Церкви, затем назначен заведующим и законоучителем состоящей при Киево-Михаиловском монастыре церковноприходской школы.
С 1915 года отец Александр живет в Москве и снова трудится на школьной ниве — наблюдателем церковноприходских школ Московской епархии. В это время он служит в домовой церкви при госпитале в Лялином переулке, духовно окормляет солдат, раненных на полях сражений первой мировой войны.
В 1917 году церковноприходские школы были упразднены. Отца Александра назначили приходским священником в храм Святой Троицы на Капельках. Здесь он по-прежнему отдает все свои силы детям: занимается с ними и в храме, и у себя дома, устраивает для них праздники, дарит книги. Здесь он отметил 25-летие своего пастырского служения. «Батюшку везде, где он жил и работал, всегда любили и уважали, считали образцовым священником, хорошим проповедником, — писал один из его учеников. — Любят его и здесь. Вокруг него всегда собирались лучшие люди, лучшие силы, которые дорожили, дорожат и теперь его дружбой, хотели работать с ним. Были и есть, конечно, и недруги — у кого их нет? Это главным образом те люди, которым не нравится то, что делает батюшка, которые считают ненужной всю его работу. Случалось, что их темная сила побеждала одинокого работника на Божией ниве, но он не падал духом и по-прежнему высоко держал свое знамя во имя света, добра и правды, твердо веря, что брошенные им добрые семена не умрут, но вырастут и принесут добрые плоды».
В храме Святой Троицы отец Александр служил вплоть до его закрытия в 1929 году, а затем перешел в церковь Знамения Божией Матери, что в Переяславской слободе (у Рижского вокзала).
В 1931 году протоиерей Александр Державин был арестован. Протокол об аресте гласит: «На основании ордера Объединенного Государственного Политического Управления за N 5399 от 14 апреля мес. 1931 г. произведен обыск-арест у гр. Державина Александра Михайловича в доме N 2а, кв. N 1 по ул. Дроздов переулок. При обыске присутствовали: застройщик дома Мосткина Матрена Александровна. Согласно данным указаниям, задержан гражданин Державин Александр Михайлович. Ничего при обыске не обнаружено. Обыск производил комиссар Прохоренков».
Два месяца отец Александр провел в Бутырской тюрьме. После вынесения приговора (ст. 58, п. 10) его сослали в Устюг, где его навещали жена и дочь, затем в Сыктывкар, оттуда — в деревню Верхняя Вочь в Зырянском крае.
Среди ссыльных было несколько священнослужителей. Они сняли дом и жили все вместе. Тот, кто жил один, умирал чаще всего от голода. В ссылке ценили друзей и заботились друг о друге. С одним из своих «соузников» — протоиереем Иоанном Рощиным отец Александр переписывался долгие годы.
В 1934 году ссылка закончилась, но служить и въезжать в Москву отцу Александру запретили. До 1939 года он жил у дочери в городе Ростове Ярославском.
В феврале 1939 года его дело пересмотрели, судимость была снята и отца Александра прописали в Москве.
По ходатайству протоиерея Стефана Маркова, настоятеля Знаменской церкви (той, где служил отец Александр до ареста), его назначили туда вторым священником.
И вновь началась насыщенная заботами приходская жизнь. Отец Александр возвращался домой поздно вечером, а то и за полночь. «Пастырское служение протоиерея Александра Державина в московских храмах было так же плодотворно, как и служение его в других храмах до приезда в столицу,— вспоминает протоиерей Алексий Глушаков — ныне настоятель церкви Пророка Илии, что в Черкизове. — Нам, его младшим собратьям и сослужителям по храму Знамения Божией Матери, в течение нескольких лет приходилось постоянно соприкасаться с ним по службе в храме и видеть, как он выполнял свои пастырские обязанности. Мы глубоко чтили и любили его за истовое, благоговейное служение, пастырские поучения, за скромность и неизменно доброжелательное отношение ко всем. К литургии отец Александр всегда тщательно готовился и совершал ее с молитвенной сосредоточенностью. В храм приходил рано, чтобы, не торопясь, совершить проскомидию и помянуть живых и почивших своих родных, близких, знакомых, всех прихожан. Отец Александр обладал исключительной памятью. Живой, ясный ум, здравое суждение, логичность мышления, крепкую, благоговейную веру, высокую молитвенность он сохранил до самой смерти. Сохранил он также и дух пастырской душепопечительности. Согласно завещанию апостола Павла: проповедуй слово... увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2), протоиерей Александр Державин придавал большое значение проповеди. Пастырские назидания он считал неотъемлемой частью своего служения».
Кроме пастырства, отец Александр постоянно занимался научными трудами. Еще во время службы в Ростове он заинтересовался деятельностью святителя Димитрия Ростовского. В 1909 году, когда отмечалось 200-летие со дня кончины святителя, он написал кантату, исполнявшуюся соборными певчими и учениками местного Духовного училища.
В Киевской Академии отец Александр писал научную работу по давно интересовавшей его теме: «Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского». После последующего многолетнего труда исследование о Четьих Минеях святителя Димитрия было представлено в Московскую Духовную Академию на соискание степени магистра богословия. Собственно, эту диссертацию отец Александр написал еще в 1917 году, когда работал в московских библиотеках. Тогда же, при пересылке в Киев, она была утеряна. Все пришлось восстанавливать по черновикам. В исправленном и значительно дополненном виде магистерская диссертация протоиерея Александра Державина «Четьи Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как исторический и литературный памятник» была успешно защищена в присутствии Святейшего Патриарха Алексия.
Помимо обширного двухтомного исследования, она включает в себя три тома приложений, где подробно рассмотрены все жития, вошедшие в Четьи Минеи, проведен их источниковедческий и текстологический анализ. «Вплести хотя бы малую веточку в тот венок славы, каким увенчан святитель Димитрий, прибавить новые черты к его привлекательному, с детства знакомому образу — вот те внутренние побуждения, которые руководили мною во время работы», — писал отец Александр.
По мнению специалистов, труд протоиерея Александра Державина равен докторской диссертации, но оттого, что в Московской Академии не принято присваивать высшую ученую степень, минуя предыдущую, его работа была рассмотрена как магистерская (частично опубликована в «Богословских трудах», N 15, 16).
Есть обычай в русском православном народе: чувствуя приближение кончины, человек раздает все свои ценности близким «на помин души». В 1954 году отец Александр отдал в библиотеку Московской Духовной Академии свое главное сокровище — богословские книги, которые собирал в течение всей жизни. О их количестве можно судить по сохранившемуся любопытному документу, датированному 5 декабря 1918 года: «Выдано настоящее удостоверение Управлением Делами Народного Комиссариата по Просвещению гр. Александру Михайловичу Державину в том, что к перевозу им книг, запакованных в 6 ящиках, с Ордынки из дома 42 на 2-ю Мещанскую ул., д. 73 со стороны Комиссариата препятствий не встречается».
Во время болезни настоятеля Знаменского храма протоиерея Стефана Маркова отец Александр исполнял его обязанности. По смерти отца Стефана он был назначен почетным настоятелем.
Но телесные силы постепенно оставляли старца-священника. И вот он пишет прошение на имя Святейшего Патриарха Алексия: «Преклонный возраст (мне в настоящем году исполняется 90 лет) и сопровождающие его частые телесные недомогания заставляют меня с великим прискорбием просить Вас, Ваше Святейшество, уволить меня за штат, так как я не могу уже как полагается исполнять свои обязанности. Испрашивая на этот серьезный для меня шаг Ваше Патриаршее благословение, прошу не оставить меня, старца, Вашею милостию. Вашего Святейшества почтительнейший сын протоиерей Александр Державин». Резолюция Его Святейшества на прошение была наложена 4 июля 1961 года: «Протоиерей Державин, согласно прошению, увольняется за штат с выдачей ему установленной пенсии. Молитвенно желаю почтеннейшему о. протоиерею еще пожить во славу Божию, в мире душевном и добром здравии».
За долголетнее усердное и примерное служение отец Александр Державин получил от Высшей церковной власти (Святейшего Синода, Патриарха Тихона, Патриарха Сергия, Патриарха Алексия) все церковные награды, включая право ношения двух крестов с украшениями и служения литургии при открытых царских вратах. Однако высшей наградой он считал служение в храме и хотел до самой кончины служить Церкви и умереть в храме у престола Божия. И он служит почти до конца своей жизни. Находясь на покое, старец-священник каждое воскресенье и каждый праздник бывал в храме, усердно молился и часто приобщался Святых Христовых Тайн. За месяц до смерти он по слабости уже не мог ходить в храм, не мог встретить в храме и светлый праздник Христова Воскресения. На второй седмице по Пасхе в день поминовения усопших, Радоницу, когда Русская Православная Церковь молилась за всех от века почивших христиан, Господь призвал его к Себе.
Кончина протоиерея Александра Державина последовала на 92-м году жизни. За тихое, мирное и доброе житие Господь даровал ему долголетие, безболезненную, непостыдную и мирную кончину. На третий день, 25 апреля 1963 года, в храме Знамения Божией Матери архиепископ Можайский Леонид (ныне митрополит Рижский и Латвийский) в сослужении 12-ти священников совершил отпевание отца Александра.
Во время отпевания была оглашена телеграмма Святейшего Патриарха Алексия с выражением «искреннего соболезнования духовным чадам и родственникам почившего почтеннейшего священнослужителя». Соболезнования выражали также многочисленные духовные дети почившего.
Протоиерей Александр Державин был похоронен на Пятницком кладбище рядом с супругой. Недалеко от родителей почивает их единственная дочь — Ольга Александровна Державина, видный советский ученый-медиевист, скончавшаяся 25 декабря 1985 года. Из ее домашнего архива и получены все сведения о жизни приснопамятного протоиерея Александра Михайловича Державина.
http://www.voskres.ru/podvizhniki/rigin.htm