Николай Афанасьевич Скабаланович

К 90-летию со дня смерти ученого

0
359
Время на чтение 5 минут

Известный историк, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, автор многих монографий и публицистических статей Николай Скабаланович родился в 1848 году в Гродненской губернии в семье священника Афанасия Скабалановича. В 1873 году он закончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. После защиты работы «Об апокрисисе Христофора Филалета» 2 сентября 1873 года, Скабаланович был утвержден в степени магистра богословия и с 7 сентября принят доцентом на кафедру общей гражданской истории Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1875 году выходит статья Скабалановича «Западноевропейские гильдии и западнорусские братства», а 1878 году он публикует в журнале «Христианское чтение» ряд статей, тесно перекликающихся с текущими событиями - русско-турецкой войной 1877-1878 годов («Религиозный характер борьбы османских турок с греко-славянским миром до взятия Константинополя в 1453 году»; «Политика турецкого правительства по отношению к христианским подданным и их религии»). Хотя работы касались событий далекого прошлого, их обличительный характер легко проецировался на современность. В этих статьях наиболее ярко проявился блестящий писательский талант и высокое научное дарование автора.

В эти же годы молодой историк издает оригинальную работу «Галилей перед судом Римской курии», обличающую такие сомнительно христианские структуры Католической Церкви, как инквизиция и орден иезуитов. Скабалановичу удалось убедительно показать, что не противоречие между научным познанием и религиозно-догматическими концепциями были истинными причинами гонений на Галилея, а личные интересы иезуитов, почувствовавших опасность потери своего единоличного влияния на общество. «Сочувственное потомство перешло на сторону Галилея, и народная фантазия сделала его героем и мучеником», - отмечает в своей статье автор.

К 1884 году Николай Афанасьевич Скабаланович завершает свой основной труд - «Византийское государство и Церковь в XI веке, от смерти Василия II Болгароборца до воцарения Алексея I Комнина», за который он был удостоен степени доктора богословия, а 4 октября 1884 года возведен в звание экстраординарного профессора. Известный византолог А.П. Каждан отмечает, что «это первая византиноведческая работа со столь широким охватом исследуемых проблем; хотя отдельные стороны общественной жизни Византии в ней рассматриваются изолированно, вне какой-либо системы, эта книга, насыщенная конкретным фактическим материалом, не утратила значения и поныне». Действительно, автор в десяти главах охватил не только исторические события, но отдельно рассмотрел византийскую администрацию, суд, армию, провинциальное управление, Церковь, монашество. Многие современники отмечали, что Скабалановичем был выбран наименее разработанный в то время период истории Византии, что сделало его работу особенно ценной.

Углубляя церковную тему своей докторской диссертации, Николай Афанасьевич останавливается на важнейшем событии в христианском мире, произошедшем в XI веке - разделении Церквей. В 1885 году он публикует отдельную статью «Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии». Как и во всех его других работах, подход профессора Скабалановича к теме носит многосторонний научный характер, а глубокий анализ позволил автору выявить истинные движущие силы, приведшие к разделению Церквей. С самого начала автор говорит о необходимости рассмотрения разделения Церквей «как неизбежного последствия целой совокупности обстоятельств, слагавшихся веками», поэтому он анализирует и первые разногласия догматического характера, и церковно-обрядовые и дисциплинарные, возникшие на Соборе 691-692 годов, и споры при патриархе Фотии в IX веке. Вопрос об евхаристийном хлебе (об опресноках) тогда не поднимался не только из-за отсутствия этого расхождения (на Западе появление обычая использовать опресноки относится к концу VIII и началу IX веков), но и из-за незнания греками этого расхождения с Западной Церковью. Действительно, этот вопрос был впервые поднят в XI веке патриархом Михаилом Керулларием, но, как справедливо отмечает Скабаланович, патриарх «был далек от мысли придавать опреснокам решающее значение в вопросе об отношениях между Церквами… Он далеко уступал, без сомнения, в образовании Фотию, но не настолько был невежествен в богословской науке, чтобы не понимать различия между догматом и обрядом». Автор отвергает обвинения католиков и протестантов в адрес патриарха Керуллария, считающих, что Керулларий, вызвав ссору между Церквами, довел ее до рокового конца. Отвергает он и мнение некоторых православных византологов, которые хотя и оправдывают патриарха, но не снимают с него вины за разделение. Так, например, профессор А.П. Лебедев в одной из своих работ отмечал, что «Михаил Керулларий сделал первый шаг к враждебному наступлению на Западную Церковь отчасти вследствие ревности status quo Восточной Церкви, отчасти в видах желания оградить ее от влияния латинских обычаев, отчасти вследствие личной запальчивости и беспокойного характера». «Запальчивость, страстность не принадлежали к свойствам характера Керуллария; скорее, он был бесстрастный теоретик, человек твердый и непоколебимый, но вместе с тем хладнокровный», - полемизирует Скабаланович. Многосторонний подход, опирающийся на исторические документы, строгая логика делают аргументы автора убедительными, превосходящими другие точки зрения. Н.А. Скабаланович показал, что имя папы Римского перестало возноситься Константинопольской Церковью, как и другими Православными Церквами, до патриарха Михаила Керуллария. Причиной этого было не обрядовые различия, а введение Римом в чин литургии искаженного символа веры.

К тому же во времена патриарха Михаила Римская Церковь, возглавляемая Львом IX, особенно заботилась о возвращении областей, некогда находившихся в сфере влияния Рима, а позже оказавшихся в ведении Константинопольской кафедры. Конфликт между Церквами был следствием политических страстей и интриг в стремлении Рима к расширению подвластных себе областей. Как для времени написания статьи, так и для нашего работа профессора Скабалановича «Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии» чрезвычайно актуальна для правильного понимания сложной цепочки обстоятельств, предшествующих и способствующих разделению.

С 1886 по 1892 год профессор Скабаланович состоял редактором «Церковного вестника», в котором позднее вел отдел, посвященный изложению и критической оценке отзывов печати о текущих вопросах церковно-общественной жизни.

Занимая должность сначала экстраординарного, а затем ординарного профессора, Скабаланович большое внимание уделял преподавательской деятельности, постоянно корректируя и усовершенствуя свои лекции по новой общей гражданской истории. Конспекты его лекций неоднократно издавались, и, думается, найдут своего издателя и сегодня.

Многолетний труд Николая Афанасьевича Скабалановича как историка, педагога и публициста был отмечен многими наградами: в 1886 году он был награжден орденом святого Станислава 2-й степени, в 1890 году - орденом святой Анны 2-й степени, в 1903 году - орденом святого Владимира 3-й степени, а также рядом медалей. В 1898 году в связи с 50-летним юбилеем и 25-летием службы в Санкт-Петербургской духовной академии он был произведен в действительные статские советники.

В 1903 году в день 30-летия своей службы профессор Скабаланович ходатайствовал об увольнении в отставку, и 13 сентября он был уволен с пожеланием продолжать чтение лекций в академии экстраординарным (сверхштатным) профессором.

Профессор Санкт-Петербургского университета Г.Е. Лебедева, пытавшаяся пополнить скромные биографические сведения о Н.А. Скабалановиче, установила, что до 1916 года он продолжал жить в Санкт-Петербурге, а с 1917 года переселился в Гродно.

После переворота 1917 года для многих служащих, находившихся на государственном обеспечении, наступили тяжелые времена. Особенно трудно было пожилым людям, жившим на государственную пенсию: они фактически остались без средств к существованию. Тяжелейшая картина описана в дневнике профессора Московской духовной академии А.Д. Беляева: преподаватели академии постепенно умирали от истощения, чего не избежал и сам автор дневника.

Думается, это было одной из причин, которая побудила профессора Скабалановича покинуть Санкт-Петербург и в свои преклонные года, переехав в родной город, устроиться скромным преподавателем в гродненской гимназии. Но силы его покидали, и 10 ноября 1918 года он скончался. Бурные события, происходящие в России, затронули все слои общества, привели к краху почти всех государственных структур. Это время характеризовалось и закрытием очень многих изданий журналов и газет, особенно церковного и духовного направления, поэтому не удивительно, что смерть профессора Н.А. Скабалановича не была отмечена ни одним некрологом.

Патриот, глубоко верующий, скромный и необыкновенно талантливый человек, уйдя из жизни 90 лет назад, оставил потомкам свои замечательные труды, которые и сейчас остаются и современными, и актуальными, и глубокими в понимании истории.

http://www.pravoslavie.ru/arhiv/28217.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Пономарева
«Милые Прыски» Алапаевских Мучеников
Современный взгляд на события вековой давности
23.08.2021
Александровская Богадельня
Всего 13 лет существует эта обитель для пожилых бабушек и монахинь, но история её создания очень насыщенна
07.06.2021
«Благодарные люди ни в чём не нуждаются»
Посвящается приснопамятному Цареву слуге Игорю Евгеньевичу Смыкову
26.05.2021
Племяннику Патриарха Пимена нужна помощь
Проводится сбор средств на операцию протоиерею Василию Извекову
22.02.2021
«Господи, почему Ты забираешь лучших?»
В 40-й день светлой памяти Игоря Евгеньевича Смыкова
21.12.2020
Все статьи Татьяна Пономарева
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22