К истории перенесения мощей святого великомученика Димитрия

0
245
Время на чтение 7 минут

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 5 ноября из Греции в Россию были принесены мощи святого великомученика Димитрия Солунского. Ковчег с частицей мощей великомученика Димитрия прибыл в Москву и был торжественно помещен в Храме Христа Спасителя. Мощи сопровождает греческая делегация во главе с митрополитом Верийским, Навусским и Кампанейским Пантелеимоном. Митрополит Пантелеимон уже не в первый раз приезжает в Россию, но его нынешний приезд связан с особой миссией - сопровождением одной из величайших святынь православного мира.

6 ноября 2008 года, Московская духовная академия встречала греческого митрополита. За теплой беседой митрополит Пантелеимон рассказал о своем непосредственном участии в обретении мощей святого великомученика. Его рассказ тем более актуален, что до сих пор некоторые искренне уверены в том, что мощи святого Димитрия утрачены. Митрополит Пантелеимон подарил академии свою книгу под названием «С нами мироточивый Димитрий: к 25-летию со времени обретения мощей святого великомученика Димитрия Солунского» (Верия, 2005).

Ниже кратко излагается история обретения мощей святого Димитрия на основании сведений из этой книги, дополненных устным рассказом ее автора.

Согласно «Мученичеству» святого Димитрия, святой был заколот копьями на месте римских бань, в которых он был заточен. Кончина святого великомученика произошла в 306 году. Его тело было погребено христианами на месте его мученической смерти. По окончании гонений внутри римских бань была воздвигнута «молельня» в честь мученика.

Правитель (эпарх) Иллирика Леонтий после своего чудесного исцеления повелел построить в 412 году на месте «молельни» величественную базилику. Позднее по приказанию императора Юстиниана (VI в.) архиепископ Фессалоникийский попытался отослать вместе с другими мощами часть мощей святого Димитрия в обновленный храм Святой Софии. Однако после начала земляных работ в том месте, где «под землей лежали всесвятые мощи», произошли чудесные знамения, воспрепятствовавшие извлечению мощей. Из земли вышел огонь и раздался глас: «более не искушайте». Вместо мощей императору была послана только земля с кровью от гроба святого Димитрия. Об этом первом чуде от мощей святого Димитрия сообщается в «Повествовании» о его чудесах, составленном в VII в. архиепископом Фессалоникийским Иоанном.

В «Повествовании» сообщается и о самом известном чуде святого Димитрия, когда он в конце VI в. защищал Фессалоники от страшной осады аваро-славян. Жители города, оказавшегося без гарнизона, под покровительством святого дали мужественный отпор противнику, многократно превосходившему их силой и числом воинов.

Из книги митрополита Пантелеимона мы узнаем и о том, что древнейшее ясное свидетельство о мироточении мощей святого Димитрия принадлежит историку Иоанну Скилице (сер. ?? в.). А в 1300 году согласно описанию секретаря (хартофилакса) Фессалоникийской митрополии Иоанна и ученого Константина Акрополита, произошло следующее чудо. В начале своего царствования император Мануил приказал, чтобы для него изготовили блистательное одеяние из порфиры на праздник Пасхи. Однако в течение ночи одеяние пропало, а на следующий день его нашли в Фессалониках: вместо императора оно украсило гробницу с мощами святого великомученика Димитрия.

В 1185 году, по свидетельству архиепископа Фессалоникийского Евстафия, киворий с мощами святого был уничтожен  во время опустошения города норманнами. Для самих мощей, которые не пострадали, был изготовлен новый, на этот раз мраморный ларец.

По всей вероятности, мощи святого Димитрия были похищены крестоносцами в период времени с 1204 по 1223 гг., когда они владели городом. Итальянский исследователь К. Миччи в диссертации, посвященной истории мощей (защищена в 1962 году в Латеранском университете), пишет о том, что мощи «беззаконно» увез некий монах, сопровождавший крестоносцев в четвертом крестовом походе.  С тех пор прошло восемь веков «молчания» и «неведения» о судьбе мощей, по крайней мере, в греческом мире.

* * *

В конце ?? века мощи были найдены в селении Сан Лоренцо (San Lorenzo in Campo) в епархии Католической церкви Pesaro недалеко от Анконы. В Сан Лоренцо они прибыли, возможно, из Монферрата, куда было вывезено множество святых мощей из Константинополя, Фессалоник и других греческих городов. Здесь они были положены под престолом храма и оказались замурованными в нем. 20 июня 1520 года в результате землетрясения престол разрушился, и открылся деревянный, красного цвета ларец со святыми мощами. Внутри этого ларца находилась свинцовая табличка с надписью: «Здесь почивает тело святого Димитрия» (hic requiescit corpus sancti Demetrii), датируемая концом ??? или началом ???? века С XVI века в Сан Лоренцо и окрестностях праздник святого Димитрия, совершающийся в западной традиции 8 октября, отмечался с особой торжественностью. Восемь дней, включая день праздника, объявлялись выходными.

Из Сан Лоренцо мощи посылались в Рим для подтверждения их подлинности. В Риме была оставлена часть мощей, а остальные мощи возвращены в Сан Лоренцо. Новые подтверждения подлинности мощей со стороны Католической Церкви последовали 31 мая 1779 года и 2 сентября 1968 года.

В середине ?? века накануне второй Мировой войны греческий профессор Г. Сотириу, занимавшийся поиском мощей святого Димитрия, узнал об их почитании в Сан Лоренцо. Однако военные события воспрепятствовали продолжению поисков, которые позднее продолжила археолог Мария Феохари. Результаты ее изысканий были оглашены 15 июня 1978 года на заседании Афинской Академии наук.

Через несколько дней, 20 июня 1978 года в Фессалониках произошло страшное землетрясение. Эта дата хронологически совпала с датой обретения мощей святого Димитрия в Сан Лоренцо в первой половине XVI века. И, более того, это событие предварило обретение и возвращение мощей святого покровителя города, который неоднократно спасал его от различных бедствий и злоключений. 12 августа 1978 года все жители Фессалоник горячо просили святого покровителя города избавить их «от страшного бедствия землетрясения».       

О последующих событиях рассказывает их непосредственный участник, митрополит Пантелеимон, бывший в то время протосинкелом Фессалоникийской митрополии. Узнав об открытии Марии Феохари, он в конце августа 1978 года отправился в Италию «на разведку». Сначала он приехал в Милан, затем в Аббатство Сан Лоренцо, располагающееся в 500 км на юго-востоке от Милана. Трудно передать те чувства, которые охватили молодого архимандрита, клирика храма святого великомученика Димитрия, когда в аббатстве небольшого городка Сан Лоренцо он обрел это бесценное сокровище - святые мощи покровителя Фессалоник. Он был хорошо принят настоятелем аббатства и получил в дар ковчежец с маленькой частицей мощей, с которым он, не помня себя от радости, вернулся в Фессалоники.

Вскоре архимимандрит Пантелеимон, на этот раз уже с официальным письмом от митрополита Фессалоникийского Пантелеимона, снова прибыл в Сан Лоренцо. Прошение о передаче мощей было подано на рассмотрение местному католическому епископу епархии Фано Констанцо Миччи, который оказался автором диссертации о мощах святого великомученика Димитрия. 17 октября архимандрит Пантелеимон встретил в Милане Фессалоникийского митрополита, с которым они вместе отправились в Сан Лоренцо.

По дороге митрополит очень беспокоился. Его беспокоил вопрос, смогут ли они получить мощи святого великомученика Димитрия или нет. В это время архимандрит Пантелеимон, которому следовало бы волноваться еще больше, сохранял полное спокойствие. Накануне ему приснился сон. Он видел, что находится в аббатстве Сан Лоренцо. В ценральном соборе в поисках мощей святого великомученика Димитрия он находит его главу, кладет ее на поднос и украшает красными хризантемами. В Греции хризантемы цветут в октябре и так и называются «цветами святого Димитрия», а время их цветения именуется «летом святого Димитрия».

По прибытии в Сан Лоренцо греческой делегации был оказан радушный прием, однако ее ждали серьезные испытания. Для передачи мощей помимо одобрения епископа требовалось согласие настоятеля аббатства Сан Лоренца и всех членов этого монашеского братства. В ответ на пламенную речь архимандрита Пантелеимона перед членами братства сначала последовало молчание, поскольку никто не хотел расставаться с мощами. Затем  католические почитатели святого Димитрия стали задавать встречные вопросы: «А где вы были в течение восьми веков? Почему вы не пытались отыскать мощи вашего святого все это время?» Отцу протосинкелу пришлось отвечать на вопросы жителей города Сан Лоренцо, приоткрывая неизвестные для них страницы истории Салоник. Он говорил и о том, что помимо духовного присутствия небесного покровителя пораженному землетрясением городу необходимо и «телесное присутствие» святого. Затем началось внутреннее закрытое совещание, те, кто был категорично против передачи мощей, вступили в бурный спор с теми, кто был готов ими поделиться. Греческие посланники не понимали итальянскую речь, но чувствовали напряженность этого момента, от которого зависело столь многое ­- возвращение «святого святых» их родного города, второй столицы некогда славной Византии.

И действительно, в своем сне архимандрит Пантелеимон прозрел будущее. На совещании было решено передать только главу святого великомученика Димитрия, а остальные мощи через год - чтобы передача мощей прошла более безболезненно для местных жителей. 23 октября 1978 года глава святого великомученика была торжественно доставлена в Фессалоники, а 25 октября состоялся крестный ход, на который вышли все фессалоникийцы от мала до велика. Глава святого Димитрия была помещена перед главным иконостасом в базилике святого Димитрия.

За оставшимися мощами греческая делегация приехала через 2 года. Впоследствии для мощей святого Димитрия был сооружен киворий, находящийся сбоку с северной стороны центрального храма. Это место прекрасно знакомо всем русским паломникам, которые оказываются в Солуни по дороге на Святую Гору Афон или на пути в южном направлении ­- через Верию в Метеоры, а затем в Афины, на Эгину к святому Нектарию и к прочим величайшим святыням Греции.

Праздник святого Димитрия - великий национальный праздник Греции. День памяти святого, 8 ноября по новому стилю (26 октября по старому), совпадает с днем освобождения Салоник от турок в 1912 году. В этот день после торжественной литургии совершается величественный крестный ход с участием духовенства, армии и мирян. В связи с этим митрополит Пантелеимон рассказал о недавнем чуде мироточения от мощей святого великомученика Димитрия, которому он стал свидетелем. Однажды в день независимости Греции, еще до обретения мощей, некий профессор философии Фессалоникийского университета в своей торжественной речи, посвященной освобождению Фессалоник от турок, ни слова не сказал о вкладе в это освобождение святого великомученика Димитрия. Митрополит Фессалоникийский в резкой форме заявил о своем несогласии с непочтительным «замалчиванием» профессора. Когда в 11 часов вечера его помощник архимандрит Пантелеимон вернулся в свою келью, раздался звонок. «Идите скорее в храм, святой замироточил!» И действительно, произошло великое чудо. Уже при подходе к храму он начал ощущать сильное благоухание, аромат которого распространялся волнами. В храме замироточило все: пустая рака святого великомученика, иконы, стены. Везде благоухание, везде миро. Это особое благоухание сохраняется около раки и до сих пор. Так святой посрамил сомневающегося профессора, этим он обличает и наше неверие.

Святой великомучениче Димитрие, моли Бога и о нас грешных!

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5685&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Дионисий (Шленов)
Все статьи Игумен Дионисий (Шленов)
Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Сергей из НН
25.11.2024 07:16
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Александр Волков
25.11.2024 06:33
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.11.2024 02:52
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Агафон
24.11.2024 22:06
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34