itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Образ Иоанна Предтечи в святоотеческой письменности как пример духовно-нравственного совершенства

0
325
Время на чтение 15 минут

Доклад игумена Дионисия (Шленова), произнесенный 19 ноября 2011 г. в Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии на круглом столе, посвященном открытию выставки «Путь Крестителя. История статуи Предтечи Господня из церкви Кристо Ре в Феццано», повествует о том, какие оттенки приобретает образ Иоанна Предтечи, раскрываемый в христианской и святоотеческой письменности.

Иоанн Креститель или Предтеча - святой, стоящий между двумя Заветами, - является одним из самых почитаемых святых Православной Церкви. «Свидетельствует Иоанн креститель, - как говорит о нем свт. Кирилл Иерусалимский, - величайший среди пророков, началоводитель Нового Завета, и неким образом сочетающий в себе оба завета, как Ветхий, так и Новый»[1] . Именно в его честь издревле совершались праздники, воздвигались часовни, храмы и монастыри, а также писались иконописные образы.

В апокрифическом «Евангелии Никодима» он предстает не просто большим среди патриархов и пророков, но их учителем, призванным предвозвестить им о пришествии Единородного Сына Божия «в мире и аде»[2].

В христианской и святоотеческой письменности образ Иоанна Предтечи раскрывается многогранно, но как правило, без крайностей. Прп. Дамаскин Студит называет Иоанна Предтечу «ангелом и мучеником, подвижником»[3], а прп. Иоанн Дамаскин помимо более традиционных эпитетов именует его «апостолом»[4].

1. Св. пророки Иоанн и Илия

Иоанн Креститель неоднократно упоминается наряду с пророком Илией как учитель аскетической жизни. «Они показали путь подвижничества для желающих его облобызать»[5]. «Я прошу тебя вести отшельнический образ жизни, о если бы ты стал Иоанном Крестителем или Илией Кармильским», - призывает свт. Григорий Богослов в одном из своих посланий[6]. Они начинают собою «список бесчисленных подвижников, которые уподобились пренебесным чинам ангелов в немощи человеческой плоти»[7]. Как через Илию «честь Кармила дается душе, подобной пустыне», так через Иоанна освящается стихия Иордана. Не только воды Иордана освящают пустыню, но и сами они освящаются пустыней «в духе Илии»[8]. И тот и другой именуются Предтечами и светоносцами[9].

2. Родоначальник монашества

Впоследствии в византийской письменности Иоанн стал классическим образцом монашества, он вошел в историю монашества как его учредитель. У cвт. Германа Константинопольского (VII-VIII в.) находим: «Монашеская схима осуществляется по подражанию пустынножителя и крестителя Иоанна, ибо было одеяние его из влас верблюда и пояс кожаный на чреслах его. Затем и по причине нрава, отличавшегося плачем, понуростью, опущенным взором, трудолюбием, кротостью и смирением, и принадлежавшего тем, кто избрал уединенное житие. Ибо все плачущие облекаются в черное, уповая получить белое и божественное одеяние славы и утешения во Христе Иисусе Господе нашем»[10].

3. Учитель покаяния.

В июльской службе святому поется, что «благодать предуказала тебя преуготовителем покаяния - того, кто из чрева предвозвестил Бога нашего»[11].

С самой глубочайшей древности проповедь покаяния Иоанна Предтечи считалась даже среди нехристиан не просто призывом, но пророческим обращением, школой святости, требованием к чистоте души и тела, обретаемым для того, чтобы принять и исполнить пророческое слово. По свидетельству Иосифа Флавия пророк призывал приступать к крещению, приступать, безусловно, в чистоте тела и правде души[12].

Пророческие слова пророка Исаии о проповеди Предтечи понимаются как обращенные к человеческой душе - «глас вопиющего в пустыне, уготовайте путь Господень, прямыми творите стези Его». По толкованию Прокла Константинопольского: путь и стези - это человеческое сердце, которое должно быть чистым и приготовленным к сеянию Божественного слова, которое должно принести 30-кратный, 60-кратный и 100-кратный плод[13].

А по учению свт. Григория Паламы проповедь Иоанна Предтечи состоит из нескольких этапов. Для достижения покаяния необходимо сначала услышать и принять проповедь о Боге, познать Бога через «признание». Крещение - это уже не просто «признание», но «обещание» Богу «возвращения и богоугодных дел». «Посему Христа Предтеча и креститель не только приводил к признанию Христа, но и проповедовал покаяние и требовал плоды покаяния, справедливость, милость»[14] и пр.

В Лествице cо ссылкой на проповедь Иоанна говорится о покаянии с необходимостью исповедания перед крещением. Это исповедание нужно самим крещающимся ради спасения[15].

При этом Иоанн Предтеча, будучи святым человеком, сам оказывается предтечей всей дальнейшей исповедальной практики в самом идеальном виде, когда грешный человек совершает подлинное раскаяние перед святым духовником[16].

4. Образец воздержания и смирения

Святой Иоанн Предтеча не только проповедовал о покаянии. Его проповедь была предельно убедительна в силу удивительного совпадения слова и дела, подлинного призыва ко спасению и несомненной самоотверженности собственного примера. Живя в пустыне, он отличался всеми добродетелями, свойственными впоследствии лучшим представителям монашества: абсолютным нестяжанием, постом, постоянным пребыванием в молитве и пр. Св. Василий Великий пишет в своем сочинении «О посте»: «Жизнь Иоанна была постом. Он не имел ни ложа, ни трапезы, ни пахотной земли, ни пашущего быка, ни зерна, ни печи, ни иного чего требующегося для жизни. Посему больший в рожденных женами не восстал чем Иоанн Креститель».

Любое слово Иоанна Предтечи, произнесенное в Евангелии, воспроизводится впоследствии в святоотеческой письменности как аскетический призыв. Так, его отношение к Спасителю и самоумаление перед Ним оказываются примером глубочайшего смирения. «Если сие сотворим также и мы по святому крестителю Иоанну, непрестанно радуясь славе Господа, да начнем говорить: "Ему подобает возвышаться, нам же умаляться" (Ср.: Ин. 3:30)»[17]. Данные слова, приведенные в сотницах св. Диадоха Фотикийского, могут приобрести смысл непрестанной молитвы. Наиболее классическая формула ее (встречающаяся впервые в том же памятнике) тоже впоследствии приобрела целый ряд самоуничижительных вариантов (помилуй мя грешного).

Тема смирения еще более детально раскрывается в 211 вопросоответе прп. Варсануфия и Иоанна, когда сам ответ на вопрос о том, «как начать безмолвие», начинается с призыва ко смирению. «Ответ Иоанна. Иоанн Креститель сказал Господу нашему Христу Богу: "Я нужду имею креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко Мне?" Однако хорошо сотворила твоя любовь, воспитующая нас через смирение, дабы хотя бы таким образом мы устыдились и назвали свои страсти. "Без всякого же прекословия меньшее благословляется большим..."»

5. Великий в малом или Больший в меньшем

Однако самые труднообъяснимые слова, которые, быть может, имели наибольший спектр значений, это знаменитое евангельское извещение о том, что «меньший в Царствии Небесном больше Иоанна» (Мф. 11, 11). Эти удивительные слова, прямо подчеркивающие исключительное смирение пророка (так и толковал это место Дидим Слепец, который отметил: «Бог заботится о большем не более чем о меньшем»[18]), являются самыми многозначными изо всех иоанновых мест Священного Писания в христианской экзегетике.

Данные слова имели в дальнейшем целый ряд толкований:

1) Они подчеркивают величие христианского крещения, которого был предтечей, но которого не имел Иоанн (св. Кирилл Александрийский)[19].

2) Меньший - это тот, кто удостоился благодати, которую было невозможно получить во времена закона[20].

3) В смысле того, что даже малое время (= вечность) в обителях Божиих лучше человеческого совершенства[21]. Подобно рассуждает и свт. Кирилл Александрийский, который как бы подводит итог своим размышлениям следующими словами: «Итак, значит больший всякого рожденного от жены тот, кто почтен возрождением Духа»[22]. Однако далее сам он признает, что Иоанн вполне обладал этим даром, так как иначе он не стал бы крестителем Господа[23]. И у прп. Максима Исповедника одним из вариантов ответа оказывается тот, когда будущее знание становится больше здешнего[24].

4) Меньший - это апостол Иоанн: «Он говорил об апостоле Иоанне, годами меньшем Предтечи, а достоинством посланничества большим»[25] (Дидим Слепец). А в Макариевском корпусе под меньшими подразумеваются вообще все апостолы[26].

5) Наконец нравственно-аскетическое толкование, согласно которому меньший - последний и всем слуга. Однако смирение и самоумаление и оказываются залогом исключительного величия, как, например, в случае апостола Павла, который, с одной стороны, в силу особенностей своего апостольского служения был меньше не только Иоанна Предтечи, но и всех святых, а с другой, стал первоверховным апостолом[27].

6) А еще по толкованию некоторых «Меньший» - это Христос (по свидетельству свт. Фотия в Амфилохиях)[28]. Хотя свт. Фотий не назвал конкретного автора такого толкования, однако не сложно установить, что одно из первых толкований такого типа принадлежит Оригену[29]. Cвт. Епифаний Кипрский в «Панарионе» дает значительно более пространное объяснение, согласно которому Христос меньший - именно как младший по времени рождения, как родившийся через 6 месяцев после Иоанна[30], - а свт. Иоанн Златоуст достаточно постепенно подводит слушателя толкования на евангелие от Матфея к мысли о том, что меньший - это Христос, Который при этом никогда не сравнивается с Иоанном, а если и сравнивается, то только в целях домостроительства Спасения[31]. Пс.-Кесарий предлагает значительно более детальное догматическое толкование: «меньший как смертный зримый (имеется в виду человеческая природа Иисуса Христа. - Иг. Д.), больший как умопостигаемый Бог Христос».

Итак, несомненно, со временем в церковном сознании и в иконописных деисисах св. Иоанн Предтеча занимает второе место после Христа. Это же находит определенное подтверждение и в церковной письменности, где он оказывается предтечей Спасителя не только в земной жизни, но и во аде[32], что еще более уподобляет его Христу.

Таким образом, образ Иоанна Предтечи трактовался в церковном предании исторически и типологически. Исторически он был предтечей Спасителя, неполноценным христианином, неравным апостолам, прежде всего тем, что они в отличие от него пережили таинственную Пятидесятницу. Однако в то же самое время он сам оказывается создателем квинтэссенции христианства - монашеской традиции. Он же, как креститель Христа, был величайшим святым, достигшим при жизни максимальной чистоты и святости. Кажущееся здесь противоречие разрешается многогранностью подходов, основная задача которых, не исключая исторической и догматической точности, предоставить глубочайшее назидание и начертать путь христианской жизни, важный не только для монахов, но и для рядовых христиан, стремящихся к христианскому совершенству[33].



[1] Кирилл Иерусалимский , свт. Поучение 10, 19.

[2] Апокрифическое «Евангелие Никодима» 18, 3.

[3] Дамаскин Студит, митр. Сокровищница.

[4] Иоанн Дамаскин , прп . Изложение веры 88:64.

[5] Евстратий, пресв . Житие Евтихия, патриарха Константинопольского.

[6] Григорий Богослов , свт . Послание 99, 1.

[7] Григорий Нисский, свт. Толкование на Екклезиаст 3, 26.

[8] Свт. Григорий Нисский. На день светов (Vol. 9. P. 237. TLG 2017/14).

[9] Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис 2, 6, 2,28b-29.

[10] Герман Константинопольский, свт. Тайная история Вселенской Церкви 19.

[11] Analecta Hymnica Graeca, Canones Junii. (Varia) День 24, канон 16.2 песнь 3.

[12] Иосиф Флавий. Иудейские древности 18, 117.

[13] Прокл Константинопольский, свт. Гомилия на Богоявление 8, 57.

[14] Григорий Палама, свт. Гомилия 60, 2.

[15] Иоанн Лествичник, прп.Лествица 4, 709.

[16] Василий Великий. Пространные правила. PG 31, 1283-1285.

[17] Диадох Фотикийский , св . Сто глав о духовном совершенстве 12.

[18] Ср.: Дидим Слепец. О Троице (кн. 3) [Sp.]. PG 39, 885:46-47.

[19] Кирилл Александрийский, свт. Комментарии на Матфея (в катенах) Фрагмент 137.

[20] Фотий Великий, свт., патриарх Константинопольский. Амфилохии 309.

[21] Дидим Слепец. Фрагменты на Псалмы. Фрагмент 848.

[22] Кирилл Александрийский, свт. Сокровищница о единосущной Троице PG 75, 16 Μείζων οὖν ἄρα παντὸς γεννητοῦ γυναικὸς ὁ τῇ τοῦ Πνεύματος ἀναγεννήσει τετιμημένος.

[23] Кирилл Александрийский, свт. Сокровищница о единосущной Троице. PG 75, 16.

[24] Максим Исповедник , прп . Вопросы и затруднения 36.

[25] Дидим Слепец. О Троице (кн. 3) [Sp.]. PG 39, 885. Cр.: Иоанн Златоуст, свт. На Иоанна Богослова [Sp.]. PG 59, 611-612 ὥσπερ οὗτος ὁ μακάριος ἀπόστολος ὁ μικρότερος Ἰωάννης, καὶ μείζων τοῦ μεγάλου ἁγίου Ἰωάννου; Пс.-Кесарий. Вопросоответы 197.

[26] Макариевский корпус. Духовные гомилии 50 (собрание H). 28.

[27] Иоанн Златоуст , свт . На святого апостола Павла (отрывок) P. 428.

[28] Фотий Великий, свт., патриарх Константинопольский. Амфилохии 309.

[29] Ориген. Схолии на Матфея. PG 17, 293.

[30] Епифаний Кипрский, свт . Панарион (Vol. 1. P. 284. TLG 2021/2).

[31] Иоанн Златоуст , свт . Гомилии на Матфея. PG 57, 421.

[32] Анастасий Синаит вопрос Спасителю, заданный Иоанном Крестителем из темницы через посредство двух вопрошающих: «Ты ли грядый?», понимает в смысле предведения схождения Христа во ад, где сам Иоанн оказался еще раньше - после усечения главы по приказу Ирода (Анастасий Синаит, свт. Слово 3 об устроении человека по образу Божию (против монофелитов) 5:40-45).

[33] Доклад написан на основе просмотра ок. 30 мест с экзегезой Мф. 11, 11 (ὁ δὲ μικρότερος ἐν τῇ βασιλείᾳ τῶν οὐρανῶν μείζων αὐτοῦ ἐστιν).

http://www.bogoslov.ru/text/2478385.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Дионисий (Шленов)
Все статьи Игумен Дионисий (Шленов)
Последние комментарии
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21