Когда священнику трудно?

0
343
Время на чтение 6 минут

У каждого батюшки — свой ответ на этот вопрос. Если собрать эти ответы, получится энциклопедия особенностей российских приходов. Городских и сельских, больших и немногочисленных, в храмах «старых» со сложившимися традициями — и «новых», центральных и окраинных. У каждого прихода свое лицо, а идеальные лица в жизни, как известно, встречаются очень редко… Сегодня мы попросили ответить на наш вопрос двух священников саратовских храмов.

Игумен Пахомий (Брусков), настоятель Свято-Троицкого собора:

— Когда священнику трудно, что мешает… По большому счету, ничто не может помешать священнику совершать свое служение. Если же мы встречаемся с трудностями, то они вызваны личным несовершенством. Ну, а если говорить в повседневном, бытовом смысле — действительно, Троицкий собор — старейший в городе. Со своими устоями, порядками. Когда меня назначили сюда, я, всемерно стараясь сохранить все добрые традиции, понимал, что какая-то перестройка системы, быта всё же неизбежна. И что такие перемены могут вызвать у кого-то из прихожан неприятие. Вообще, тяжело с человеком, который в храм идет со своими стереотипами и ничего больше знать и менять в своей жизни не хочет. Помню, в самом начале своего служения в Троицком храме я отдал регенту привезенные из Москвы ноты, хорошие постовые песнопения. Хор выучил. На одной из служб в храме страшный женский крик: «Помогите, православные!». Что такое — послал дьякона выяснить, что случилось. Оказалось, старая прихожанка в панике: говорит, католики в храме. Ну, то есть, раз поют не так, как всегда,— значит, католики. Кстати, эта верующая так периодически и продолжала устраивать мне обструкции, махать палкой, кричать. Но я к этому относился спокойно. Потому что понимал: передо мной человек, который всю жизнь хранил и защищал свою веру. И все нападки на меня были тоже от желания сохранить... Жаль, что она так и осталась в плену своих стереотипов. Помню, на Прощеное воскресенье подошла ко мне, попросила прощения за резкость свою, добавив: «Ну, мы же с Вами разной веры, Вы-то католик!». Вообще, вот этот «охранительный стереотип» среди прихожан Троицкого собора мне вполне довелось почувствовать. Когда началось восстановление храма, большинство прихожан приняли это с радостью (потому что многие из них застали то время, когда можно было только сокрушаться о его состоянии, но ничего нельзя было сделать), но были и те, кто писал петиции Владыке — например, что образ Спаса Нерукотворного надо только водой промывать, а реставрировать нельзя… Но это я тоже объясняю боязнью потерять и благоговением. А это достойная мотивация.

Вот много говорят о так называемых церковных «бабушках». Но в моей практике меня больше расстраивают не они (я их люблю и скучаю, когда долго не вижу на службах), а околоцерковные люди — то есть те, кто считает себя верующими, но для кого храм на самом деле не более чем часть культуры и привычных суеверий. Знаете, какой самый «тяжелый» для священника праздник? Крещение. Красивейшая служба, но вся радость омрачается наплывом таких вот околоцерковных людей, которые пришли за материализацией благодати, за «продуктом культа». Это настоящая очередь со всеми ее «вас тут не стояло», перебранками. В первый же год моей службы, помню, на Богоявление шел в храм с утра пораньше. Семь часов, ворота еще закрыты. У ворот — уже толпа, лица в основном незнакомые. Стоят с банками, бидонами, ругаются на чем свет стоит: «Мы тут за водой пришли, а нам не открывают!». Пытаюсь пройти, а меня не пускают: «Куда без очереди? А еще рясу надел!». Думаю, на литургии в Крещенье, когда значительная часть людей в храме не молится, а мается в ожидании святой воды, трудно и священнику, и постоянным прихожанам. После таких служб чувствуешь страшную усталость и душевную боль. Конечно, понятно, где святыня, там и искушение. А для православного человека материализация святыни — это самое большое искушение.

Что еще мешает? Слухи? Ну, скажем так, скорее они вызывают недоумение, если их слышишь от людей верующих. Когда приехал в Саратов, то с удивлением узнал, что в городе есть храмы «черные» и «белые», и что служить мне придется в «черном». А вот что точно мешает и расстраивает — так это когда слышишь от горожан: вот у вас тут храм строится, реставрируется… Я всегда в таких случаях говорю: это не «у нас», священников, и не «нам», это у вас и для вас!

Игумен Евфимий (Митрюков), настоятель Архиерейского храма во имя преподобного Серафима Саровского

— Наш храм отличается от остальных храмов Саратова тем, что его более, чем другие храмы города, посещают жители области. Это можно объяснить территориальным расположением церкви — близко Сенной рынок, удобный подъезд: народ приезжает сюда торговать или что-то купить. Видимо, некоторые люди включают в план посещения города, если можно так сказать, и посещение храма. Примечательно, что у большинства наших редких, но многочисленных прихожан из области есть свои церкви — в их районных центрах и селах. Но некоторые и не подозревают об их существовании. Одна женщина стала ездить к нам в церковь из населенного пункта, где, я точно знаю, есть храм. «Почему вы приезжаете так далеко? Ведь в вашем селе есть церковь» — сказал я ей однажды. Она удивленно ответила: «Правда? А где?». Мне, бывшему там однажды, пришлось растолковывать, как его найти. Еще тот факт, что храмы в селах часто расположены в приспособленных помещениях, порою является непреодолимым препятствием к их посещению. Людей смущает, что раньше там был магазин, склад или клуб, а то и суд, и поэтому такой храм за храм они не считают. «Вот если бы с момента строительства это здание было бы церковью, тогда бы я ходил сюда»,— говорят некоторые. В такое утверждение верится с трудом. Это свидетельствует о поверхностном отношении таких людей к вере и Церкви.

Из-за того, что в храме всегда много новых людей, каждый раз, выходя с Чашей, я вижу много новых лиц среди причастников. И поэтому часто священникам нашего храма во время исповеди приходится проводить настоящий ликбез — и не с одним человеком, а со многими. Ведь люди приезжают с такими ничтожно малыми знаниями о Церкви. Досадно то, что многие, приехав издалека на праздник причаститься, не имеют ни малейшего понятия о том, как готовиться к Причастию, о чем говорить на исповеди. Священнику намного легче отвечать на вопросы, основанные на осмысленном подходе к духовной жизни, чем преодолевать невежество и суеверия, пробиваясь сквозь толщу непонимания, а порой и сопротивление. Таким людям мы вынуждены уделять много внимания. Из-за этого страдают постоянные прихожане, так как на них остается мало времени.

В последнее время я замечаю тенденцию — и она характерна не только для нашего храма. Сегодня многие люди приносят младенцев к Причастию — с одной стороны это хорошо. Но многими движет оккультное сознание: детей причащают для того, чтобы они не болели, чтобы росли счастливыми или, желая защитить от «дурного глаза», не понимая истинного смысла Евхаристии. При этом сами родители не участвуют в церковных Таинствах. Недавно причащал ребенка, он плачет, отворачивается от Чаши, капризничает, мама начинает уговаривать: «Ты не бойся сынок, это просто же просто сочок! Попей!». Что тут скажешь? К сожалению, слова этой мамы являются иллюстрацией того, как она сама относится к Телу и Крови Христовым. Зачем она принесла ребенка причащать?

Это же отношение проецируется и на другие Таинства. Большинство людей, приходящих креститься, не понимают, что они делают. Люди даже не желают потрудиться получить элементарные знания о Таинстве Крещения. Чтобы хоть как-то восполнить этот пробел, в нашем храме введены обязательные огласительные беседы с крещаемыми. И даже здесь священникам приходится сталкиваться с нежеланием людей потратить всего один час на эту беседу. Только категорический отказ совершить над ними Таинство заставляет некоторых подчиниться. А другие, узнав о нашем требовании, идут искать те храмы, где этого нет. Такое отношение не может не огорчать священнослужителей. Когда приносят крестить младенца, то крайне редко крестные хотя бы приблизительно представляют свои обязанности. Единичны случаи, когда они без ошибок могут прочитать молитву «Отче наш» или «Символ веры», и еще реже знают наизусть. После крещения младенца, которое такими людьми воспринимается как дань моде, «средство от сглаза» или повод собраться родне, эти люди надолго забывают дорогу в храм. Нередки случаи, когда приходят люди и просят крестить, и чтобы обязательно было изменено имя. Это настораживает и после короткого разбирательства выясняется, что ранее они были крещены, а теперь посланы «бабушкой» с целью, таким образом, очистить или сменить карму, т.е. обмануть судьбу. Они заранее проинструктированы о том, что следует скрыть от священника факт уже совершенного крещения, а то им откажут. Судите сами, легко ли здесь разобраться.

В отношении к обряду погребения проявляются всё то же невежество и оккультное мышление, основанное не на вере в Бога, а на вере в некие мистические действия, которые должны привести к определенному результату без лишних усилий над собой. Не дожидаясь даже начала отпевания, священников одолевают родственники почивших с грубым требованием выдать «земельку». Ни что происходит сейчас с душой покойника, ни смысл молитв чинопоследования отпевания их не интересует. Тяжело священнику отпевать абсолютно незнакомого для него человека в присутствии его, вроде бы, самых близких, но совершенно безучастных родственников.

Сегодня многим священникам приходится заниматься восстановлением храмов, строительством новых. Деятельность эта очень важна, учитывая нынешнее положение церкви ее можно сравнить с закладкой фундамента для дальнейшего развития церковной жизни в регионе. Эти попечения требуют наличия специальных знаний, много сил и времени. Казалось бы, найди ответственного помощника и переложи на него эту часть забот. Но какая сложная это задача. Если бы вы знали, как трудно найти честного, опытного человека, который правильно бы понимал суть вопроса. Вроде бы и люди в храме есть… Сегодня во всех сферах наблюдается оскудение профессиональных кадров, не хватает специалистов своего дела, инициативных, ответственных людей. И пока идет этот поиск, приходится священнику самому решать все вопросы — иногда в ущерб своему непосредственному служению.

 

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5537&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Маргарита Крючкова
Все статьи Маргарита Крючкова
Последние комментарии
Искушение Императора
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 23:11
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:31
К юбилею А.Пахмутовой
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:11
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 20:41
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 20:35
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 20:17