На личный контакт с представителями "официальной РПЦ" Диомид не идет. На Архиерейский Собор он не прибыл, сославшись на болезнь. На Соборе предоставленную им справку сочли сомнительной, хотя сторонники Диомида на итоговой пресс-конференции громко заявляли о том, что справка подлинная, и предлагали журналистам взглянуть на ее копию. Чукотский архиерей жаловался на люмбоишиалгию, говоря проще - боль в пояснице.
Однако, как сообщил Интерфаксу кандидат медицинских наук протоиерей Антоний Ильин, из поступившей от Диомида справки совершенно невозможно было понять, на какой стадии находится его заболевание. Никаких дат в документе не было. "Если условно принять за дату выдачи справки дни, предшествующие Архиерейскому Собору, то очевидно, что острая стадия должна была бы на фоне обезболивающих препаратов к этому времени уже пройти", - считает Ильин. Говоря другими словами, Диомиду можно было бы принимать необходимые лекарства, и он спокойно прилетел бы в Москву. Было бы желание...
Впрочем, в дни заседаний Собора (24-27 июня) Диомид, судя по всему, набрался сил. Во всяком случае, уже 29 июня он совершил воскресную литургию, которая длилась около трех часов, что требует значительных усилий даже от здорового человека. Уже 7 июля, после прибытия в Анадырь архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка (Тужикова), которому поручили временно управлять Анадырской и Чукотской епархией, Диомид улетел в поселок Мыс Шмидта. Местная православная община - его сторонники. Добраться до нынешнего места его пребывания непросто - следующего авиарейса придется ждать еще несколько дней. На вертолете до Мыса Шмидта лететь два часа. Один час работы вертолета стоит 92 тыс. руб. Одним словом, вряд ли архиепископ Марк захочет "сгонять" вслед за опальным архиереем. И едва ли самого Диомида приходится в скором времени ожидать на Большой земле. Одно радует: он явно восстал с одра болезни...
С архиепископом Марком в Анадырь 4 июля прибыло несколько десятков священнослужителей, в числе которых - иеромонах Агафангел (Белых), белгородский миссионер. Он был направлен в двухмесячную командировку на Чукотку Синодальным миссионерским отделом по приглашению архиепископа Марка. Напомним, что глава Отдела архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) руководил во время Собора рабочей группой, вынесшей заключение по делу Диомида. Иеромонах Агафангел практически ежедневно сообщает подробности командировки в своем блоге на LiveJournal.com. Он пишет, что главные вдохновители знаменитых посланий Диомида - запрещенный в служении игумен Илия (Емпулов) и монахиня Мариам, главбух епархии. Именно она 9 июля передавала дела архиепископу Марку. "Подтвердились факты пострига и хиротонии "в никуда", - написал Агафангел 5 июля. - Люди приезжали в Анадырь, спустя несколько дней совершались хиротонии и постриги, после чего они сразу уезжали. Видимо, отсюда и берутся так называемые клирики Анадырской епархии".
Напомним, что посвящение в сан без назначения на определенный приход епархии, в которой совершается рукоположение, - это серьезное нарушение канонических правил.
Корреспонденту "НГР" иеромонах Агафангел разъяснил, почему вместе с делегацией из Хабаровска прибыли омоновцы: "Мы думали, что будут стычки между верующими, которые поддерживают епископа Диомида, и его противниками". Прибывшее в Анадырь духовенство 11 июля совершило богослужение в храме Преображения Господня (так называемом Нижнем храме).
Несколько дней в церкви дежурили двое сотрудников городского отдела милиции. Когда наряд сняли, за порядком стали следить сам иеромонах Агафангел и семинаристы из Хабаровска. Нужно сказать, что прихожане Нижнего храма - в основном пенсионеры, проживающие в соседнем доме престарелых. Бывшему настоятелю храма протоиерею Василию (Байдаченко) совершать богослужения запретили. "Мне так же, как и другим священникам, проживающим на Чукотке, предложено покаяться, только после этого будет дано разрешение служить, - сообщил он корреспонденту "НГР". - Нам даже не объяснили, в чем каяться. Владыка Диомид улетел на Шмидт, есть опасность, что и нас, священников, которые работали с ним, тоже могут лишить сана".
Иеромонах Агафангел утверждает, что сторонников Диомида на Чукотке совсем немного. Однако в целом среди местных православных это довольно популярная фигура. Бытует мнение, что до 2002 года (год назначения Диомида на Анадырскую кафедру) православие на Чукотке переживало кризис. Из Украины и близлежащей Аляски туда приезжали протестантские проповедники, организовывали молитвенные дома, привлекали молодежь. Как только появился Диомид, начали открываться церкви (сейчас их 17), заработали православные школы, стали создаваться новые православные общины.
Впрочем, сам Диомид, похоже, считает, что местными верующими его паства не ограничивается. 9 июля его сторонники разместили в интернете новое послание епископа - на сей раз Патриарху и архиереям - участникам прошедшего Собора. Из текста послания можно сделать вывод, что Диомид видит себя духовным лидером для... 20 млн. православных. Именно столько верующих, по его словам, не желают становиться жертвами глобализации. Он не может оставить их "на съедение волкам мнимой демократии". Каяться Диомид не намерен. Он считает, что каноны не преступал, раскола не учинял, а осудили его неправомерно.
Конечно, сочувствующие Диомиду православные проживают не только на Чукотке. Во всяком случае, ни одно из поддерживающих его изданий ("Дух христианина", "Пасха Третьего Рима", "Русь Православная") там не выпускается. По числу посетителей сайт той же "Руси Православной" - 12-й в рейтинге интернет-ресурсов о религии (рейтинг www.rambler.ru). Таким образом, вольно или невольно Диомид стал живым символом для "правого крыла" в нынешней Церкви. Но 20 млн. - чистой воды спекуляция. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что и "официальная РПЦ" нередко апеллирует к весьма спорным цифрам. "70% россиян - православные" - тому пример...
Епископ Диомид хочет, чтобы его дело рассматривал церковный суд. 30 июня он направил туда жалобу. И церковный суд готов к диалогу с Диомидом. Во всяком случае, об этом Интерфаксу сообщил председатель церковного суда РПЦ митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко). Проблема лишь в том, что митрополит Исидор считает задачей возглавляемой им структуры "побуждать к покаянию и исправлению", а Диомид ни каяться, ни исправляться не собирается - он считает себя правым. К тому же церковный суд не занимается вопросами лишения архиереев сана. И апеллировать к нему в этой связи бессмысленно - для этого есть Патриарх и Синод (на заседании которого Диомид появляться пока не намерен). Об этом не раз говорилось и во время Архиерейского Собора, и после него.
Что может произойти в том случае, если Синод лишит Диомида сана? По всей видимости, возникнет новая раскольническая структура, альтернативная "истинно-православная" Церковь (или они найдут себе другое самоназвание). А Диомид будет управлять своей виртуальной паствой, продолжать осваивать интернет-пространство. Возможно, все с того же Мыса Шмидта, куда, как пелось в старой советской песне, "только самолетом можно долететь".
http://religion.ng.ru/people/2008-07-16/1_diomidiana.html?mthree=1