"Не терять здравомыслия и личной ответственности"

Новости Москвы 
0
398
Время на чтение 9 минут
Белорусская Православная Церковь - старейшая и крупнейшая религиозная организация в Беларуси. Влияние БПЦ на общество - очевидный факт, к которому относятся по-разному. И, тем не менее, руководство белорусского государства неоднократно подчеркивало позитивный вклад православия в историю и современность нашей страны. На некоторые актуальные вопросы взаимоотношений Церкви и общества в Беларуси ответил корреспонденту "Белта" Предстоятель Белорусской Православной Церкви митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

- Ваше Высокопреосвященство, правда ли, что с каждым годом все больше белорусов отмечают великие даты церковного календаря? Что это - подлинное приобщение народа к христианству или дань традиции и моде на традицию?

- Правда состоит в том, что людям становятся все более необходимы храмы Божьи. Почему? Ответ на этот вопрос очень многоплановый, и рассматривать его можно и нужно с разных сторон.

Во-первых, христианская традиция, о которой Вы говорите, действительно остается могучей движущей силой нашего общества. Силой внутренней, которая в соответствии со своей природой не всегда бывает заметна на поверхности повседневной жизни.

Сейчас в одиннадцати епархиях Белорусской Православной Церкви насчитывается более 1440 общин и 29 монастырей. Не в каждом приходе есть храмовое здание, сохранившееся с прежних времен или вновь выстроенное за последние годы... Но каждый приход ставит перед собой цель: построить церковь на своей земле, на родине своих предков, в Отечестве своих детей!

Действительно, великие даты церковного календаря становятся значимыми для все большего числа наших соотечественников. И не потому, что люди "все как один" устремляются в храмы, но по той причине, что к осознанию своей религиозной значимости, своего христианского происхождения и своей православной природы человека может привести также и классическое образование, и повышение общего культурного уровня, и семейно-общественная среда.

Вы увлекаетесь историей искусств, живописью, архитектурой - тогда знание библейских сюжетов и церковной истории совершенно необходимо для полноценного восприятия и понимания научного материала.

Вас интересует философия, литература, история стран и народов. И в этом случае вам не обойтись без осмысления религиозных мотивов и побуждений тех, кто строил древние цивилизации и империи.

Вы задумываетесь о природе человеческого сообщества и о законах его бытия. Значит, вы неизбежно придете к заключению, что размышления на эту тему не принесут плодов без осознания вами христианских корней европейской культуры, без ясного представления о предельно конкретных духовных истоках гуманитарной сокровищницы народов Европы.

Религиозная, христианская, православная традиция лежит в основе и нашей белорусской национальной истории, на ней зиждется многовековая идея белорусской государственности и полная трагизма история ее осуществления.

Даты церковного календаря - то есть Господские и великие праздники, дни памяти святых подвижников и чудотворных икон Божией Матери - это праздники народного сердца. Чтобы понять, насколько они дороги нашим соотечественникам и важны для нашего современного общества, придите в эти дни в храмы! Побывайте на престольных праздниках в далеких деревнях и в монастырях, в столице, в областных и районных центрах... Не думаю, что после сердечного соучастия в этих подлинно народных торжествах язык повернется назвать это чудо веры банальной данью моде. Что же касается подлинности этой веры, искренности этого приобщения народа к христианству - то оценить все это может один лишь Господь.

- Руководство Беларуси в этом году высказалось в пользу создания в стране православного радио. Каковы перспективы реализации этого проекта, каким вы видите формат этого радиовещания?

- Планируется вещание в FM-диапазоне, тематика которого должна быть рассчитана не только для наших верующих соотечественников, но для всех, кто проявляет интерес к религиозной стороне жизни человека и общества. Мы только что говорили о том, какими путями приходит человек к Богу, к Церкви, к ее многотысячелетней истории и опыту. Полагаю, что тематический круг нашего радио будет учитывать многомерность такого духовного, интеллектуального, философского и социального феномена, каким является человеческая личность.

Сегодня этот проект находится на стадии подготовки соответствующих учредительных документов.

- Президент поддержал идею создания общественного совета по нравственности, куда вошли бы представители Церкви, деятели культуры и науки. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Могу сказать, что участие общества в охранении своих собственных исторических нравственных устоев на сегодняшний день остро нуждается в конкретном механизме принятия решений и контроля над их исполнением. Если создаваемый совет сможет послужить нашей национальной духовной и нравственной безопасности, значит, он должен быть создан. Сейчас формируется списочный состав совета, и я надеюсь, что в недалеком времени будет проведено его первое заседание.

- Ваше Высокопреосвященство, какова позиция Белорусского Экзархата в отношении недавно озвученной на высшем государственном уровне перспективы заключения базового соглашения (конкордата) Беларуси с Ватиканом, а также приглашения президентом Беларуси Папы Римского посетить нашу страну?

- В июне нынешнего года митрополит Тадеуш Кондрусевич отметил, что с предложением о подготовке и заключении конкордата должно выйти государство, а подготовка конкордата может занять 2-3 года. Поэтому Ваш вопрос о перспективах этого процесса представляется мне несколько преждевременным.

- Недавно в Москве завершился Архиерейский Собор. Каковы, на Ваш взгляд, его главные итоги?

- Прошедший Архиерейский Собор Русской Православной Церкви имел рабочий, я бы даже сказал, весьма практический характер. Вопросы внутрицерковной дисциплины и положение о Церковном суде, проблемы развития приходской деятельности и монастырской жизни - все это наша повседневность, которую мы обсуждали открыто и плодотворно.

Особой темой звучала мысль, забота и молитва о церковном единстве. Ведь в работе этого Собора впервые за многие десятилетия принимали участие архиереи Русской Православной Церкви за границей!

Широко и конструктивно рассматривались проблемы межправославного общения, международной и межцерковной деятельности Матери-Церкви.

Таким образом, главным итогом Архиерейского Собора 2008 года мне хотелось бы назвать торжество единства нашего епископата, клира и мирян, которое было подчеркнуто и утверждено отнюдь не в условиях безмятежного штиля на нашем "житейском море".

- Церковь систематически высказывает свою озабоченность обилием в средствах массовой информации рекламы услуг астрологов, гадалок, знахарей, экстрасенсов и прочих "целителей". Насколько эти явления вредны для белорусского общества, если говорить не только о верующих? Ведется ли Белорусской Православной Церковью деятельность по психологической реабилитации людей, пострадавших от таких лжеврачей?

- Эти явления не просто вредны, они пагубны для любого общества вне зависимости от его государственной, национальной и исторической принадлежности. Вот что говорит Господь народу, которого Он избрал для проповеди о Едином Боге: "Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это" (Втор. 18, 10-12).

Эта заповедь дана Творцом через Боговидца Моисея три с четвертью тысячелетия тому назад, за пять столетий до основания Рима! И это не просто юридическая норма и не только статья из Синайского законодательного кодекса. В этой заповеди сформулированы, говоря современным языком, основы духовной безопасности общества.

Смотрите, к чему приводит ее нарушение: "И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее", - говорит Господь (Лев. 20, 6).

Обращение к оккультистам всех видов - от гадалок до так называемых экстрасенсов - это всегда добровольное рабство темным силам. Одним лишь мошенничеством здесь дело не ограничивается, потому что в каждом из таких случаев человек все больше и больше утрачивает способность нормально ориентироваться в религиозном и в социальном плане. Он теряет здравомыслие и чувство личной ответственности за свою жизнь, за свои поступки и решения. Мотивы его поведения принадлежат уже не ему, но сторонней темной силе.

Верующий человек, как правило, имеет навык различать духовную природу подобных явлений. Апостол Павел упомянул, если можно так сказать, основные виды оккультизма в числе тяжких пороков, которые ведут к вырождению личности и общества. "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное", - пишет он в своем послании к галатам - малоазийской народности, имевшей кельтские корни. Галаты горячо восприняли проповедь Апостола, но впоследствии были смущаемы лжепророками. И потому апостол Павел с особой настойчивостью предупреждает их: "Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5, 19-21).

Что касается психологической реабилитации людей, пострадавших от услуг оккультистов, то в особенно тяжелых случаях им предоставляется помощь специалистов через Информационно-консультативный миссионерский центр имени преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, созданный одиннадцать лет назад в Минской епархии. Кстати, в апреле прошлого года этот Центр получил статус Представительства Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) в Беларуси.

- Ваше отношение к трагическому инциденту 4 июля?

- Самое главное, что никто не погиб! Судя по медицинским сводкам, пострадавшие люди получают квалифицированную помощь и уже выписываются из больниц. Дай Бог, чтобы и тот пациент, который получил более всего ранений и повреждений, был полностью исцелен.

Конечно, особенно болит душа о детях, которые оказались в списках пострадавших... Помоги, Господи, всем сохранить здоровье! Равно как и быть осмотрительными - и по долгу службы, и по личному здравомыслию.

- Христианство всегда выступало и выступает однозначно против абортов. Как руководство Белорусской Православной Церкви видит дальнейшую судьбу этого вопроса в нашей стране? Намерена ли Церковь последовательно и до конца отстаивать запрет абортов?

- Церковь незыблемо стоит на позиции, осуждающей аборт как убийственное действие и нарушение основного права человека - права на жизнь.

По нашему мнению, циничными являются рассуждения о том, когда зародившаяся в материнском лоне жизнь может быть признана не как сформировавшийся человек со всеми причитающимися ему правами и гарантиями, а когда это всего лишь "эмбриональный материал".

В Евангелии от Луки есть повествование о том, как Приснодева Мария несколько дней спустя после события Благовещения направилась к своей родственнице Елизавете, бывшей на шестом месяце беременности будущим Иоанном, Предтечей и Крестителем Господним.

Подчеркну, что зачатие Сына Божия от Святого Духа совершилось за несколько дней до встречи Марии и Елизаветы. Когда же "Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!" (Лк. 1, 41). Шестимесячный младенец из чрева матери приветствовал грядущего в мир Сына Божия, который только что воспринял человеческую плоть и пребывал в Материнском лоне в крохотном состоянии!

Какие после этого нужны еще аргументы, какие вообще могут быть споры о том, когда человек становится человеком?

Исходя из такой позиции, Православная Церковь настаивает на законодательном закреплении следующих норм: чтобы врач имел право отказаться от совершения аборта, когда это не угрожает жизни и здоровью матери; чтобы аборт не квалифицировался во всех без исключения случаях как вид медицинской помощи; чтобы совершение абортов не поощрялось как вид оперативной активности; чтобы практика совершения абортов была выведена из компетенции частных медицинских учреждений.

- Каковы перспективы православного образования в Беларуси?

- В настоящее время Церковь ведет с государством диалог о принятии программы факультативного курса для средней школы, в котором раскрывались бы разные аспекты христианской жизни. Это будет единая программа для всей страны. Это важно, потому что после ее принятия мы сможем более требовательно подходить к процессу обучения дисциплинам христианского содержания. Мы также сможем поставить вопрос о подготовке специалистов, которые будут читать курсы по этой программе.

Кроме того, помимо образовательных программ реализуются многие воспитательные проекты, начиная беседами, кружками по общим духовным интересам и вплоть до участия в светских мероприятиях, например, в принятии воинской присяги, благословение спортсменов перед ответственными событиями, освящение объектов.

Возможно, воспитательная работа имеет даже большее значение, чем лекции и факультативы. Ведь важно не только знать о Боге, но также желать жить вместе с Ним, по Его заповедям, ради общей с Ним цели! И потому воспитание (а в нашем контексте именно воспитание личным примером) - это, на наш взгляд, наиболее действенная форма миссионерского и просветительского служения.

- Ведет ли Белорусская Православная Церковь работу по возвращению церковной собственности, имеющей историческую, культурную и материальную ценность?

- Да, этот процесс имеет поступательный характер. Наша позиция известна: дело храмового строительства, реставрации и реконструкции не терпит суеты, двусмысленности или бескомпромиссного упрямства.

Ведь в результате реституции, как еще называется возвращение прежней собственности, не должно быть победителей и побежденных. Потому что торжество справедливости, кто и как бы ее ни понимал, не может состояться как торжество одних соотечественников над другими.

И государство, и Церковь трезво и рационально подходят к каждому случаю, связанному с историческими судьбами церковных строений, и умеют находить взаимно приемлемые решения возникающих коллизий.

- Церковь - самостоятельный организм, независимый от государства, а потому ей во многом приходится искать способы опереться на свои силы. Если это не секрет, занимаются ли церковные структуры какой-либо коммерческой деятельностью и в каких масштабах?

- Церковь живет на пожертвования верующих. При этом совершенно естественно, что приходы, монастыри, учебные заведения нуждаются в материальной базе. И поэтому Церковь имеет право и необходимость производить церковную утварь, создавать произведения церковного искусства, иметь швейные мастерские, свечное и сельскохозяйственное производство, заниматься издательской и строительной деятельностью, учреждать паломнические службы, обустраивать систему распространения предметов собственного потребления...

Все это осуществляется не с целью коммерческой деятельности и извлечения материальной выгоды, но для обеспечения нормальной жизни церковных учреждений - от приходов с их воскресными школами до монастырей, Духовных школ, епархиальных управлений.

- Благодарю вас, Владыка, за беседу.

Беседовал Владимир Васильков

http://www.belta.by/ru/actual/interview?id=243437
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Филарет (Вахромеев)
«Должна быть презумпция благородства, а не низости»
Интервью Патриаршего Экзарха всея Беларуси информационно-аналитической службе «Русская народная линия»
11.01.2021
Митрополит Филарет (Вахромеев): О детстве, войне, жизни и тревогах Церкви
Из интервью митрополита Филарета разных лет Митрополит Минский и Слуцкий Филарет
25.12.2013
Все статьи Митрополит Филарет (Вахромеев)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06