Выставка одной иконы

23 мая, в преддверии Дня славянской письменности и культуры, Хабаровская духовная семинария и Дальневосточный художественный музей открыли выставку, на которой была представлена икона конца XIX - начала XX века. По мнению специалистов, этот образ принадлежит кисти прославленного художника М. Нестерова.

Икона была передана московским благотворителем в Хабаровскую духовную семинарию вскоре после ее учреждения в 2005 году и прибыла в Хабаровск с первыми преподавателями новообразованной духовной школы. До настоящего момента икона находилась на реставрации в мастерской Дальневосточного художественного музея.

Предполагается, что выставка в музее, благодаря которой ценители религиозного искусства смогут увидеть икону, продлится до конца июня. По окончании выставки икона займет достойное место в Хабаровской духовной семинарии.

Богоматерь издавна считается покровительницей и заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа. На Руси прославилось великое множество чудотворных икон Богоматери: Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Казанская. Многие изображения Девы Марии связаны с различными событиями нашей истории. Так, Владимирская икона, по преданию, несколько раз спасала Москву от нашествия татар. Донская принимала участие в исторической Куликовской битве.

При всем многообразии икон Богоматери принято выделять основные иконографические типы, зародившиеся в Византии и пришедшие на Русь с принятием христианства: Оранта (Молящая), деисусная (из деисусных чинов иконостасов), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милующая).

Представленная на выставке икона может быть отнесена к иконографическому типу "Одигитрия" ("Путеводительница"), который характеризуется изображением Девы Марии с благословляющим Богомладенцем, причем их головы не касаются друг друга. На древних иконах Богородица изображается с особым жестом правой руки, которая указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке и опирающегося на свиток. Христос, как Глава Церкви, как Законодатель, как "Путь, Истина и Жизнь" благословляет всех идущих путем спасения, путем совершенствования - именно об этом напоминает его благословляющий жест. Древнейшая "Одигитрия" была привезена на Русь из Византии в XI веке и с XII века находилась в Успенском соборе Смоленска, отчего и получила название Смоленской. К типу "Одигитрии" относятся хорошо известные всем иконы Смоленская, Иверская, Казанская.

Икона являет образец нового церковного стиля конца XIX - начала XX столетия, к которому стремились художники той эпохи. Светлость, нарядность, изобилие нежных красок, умение художника придать особое духовное настроение, лиризм - все это позволяет предположить, что данное произведение искусства принадлежит кисти великого русского художника Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) или одному из представителей его школы.

Михаил Васильевич Нестеров принадлежал к старинному купеческому роду. Дед его - Иван Андреевич Нестеров, был выходцем из новгородских крепостных крестьян, переселившихся при Екатерине II на Урал. Детство художника прошло в одном из старейших городов Урала - Уфе, в религиозной, патриархальной, но отнюдь не чуждой современной культуры купеческой семье. Христианское мироощущение Нестерова, его любовь к России определяются во многом семейной атмосферой, в которой он вырос.

В 1890 году никому тогда еще неизвестный выходец из далекой Уфы Михаил Нестеров ворвался в художественную жизнь Москвы, представив на передвижной выставке свой шедевр "Видение отроку Варфоломею". Картина стала сенсацией выставки, и была сразу же приобретена Павлом Третьяковым для своей галереи. Все было необычно в этом произведении - сама идея, столь непривычная для русской живописи того времени, смелое композиционное и живописное решение, пейзаж, так непохожий на пейзажи передвижников, лиричная одухотворенность мотива и невиданная доселе сопричастность к изображаемому. Все говорило о том, что в лице Нестерова Россия получила молодого самобытного художника, смело идущего своей дорогой в искусстве.

Образы Нестерова далеки от иконы, что является характерной чертой работ художников его эпохи, таких как Михаил Александрович Врубель (1856-1910) и Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926), создававших произведения русского модерна в его национально-романтическом варианте. Для большей выразительности в передаче неземной красоты Нестеров обильно помещает в свои работы цветы - символ пробуждающейся природы и духовной чистоты. Этот элемент - дань новейшему символизму - придает его работам значительную долю условности. В своих образах художник подчеркивает кротость, благостность, умиротворение. В этой работе просматривается увлечение модерном, хотя оно и "разбавлено" условным символизмом.

Очевидно, что художник при написании данного образа ориентировался на получивший широкое распространение в период позднего средневековья иконографический сюжет "Неувядаемый Цвет". Иконы Богоматери с таким названием относятся к иконографическому типу "Одигитрия". Иконы Богоматери "Неувядаемый Цвет" разнообразны, порой совершенно несхожи между собой, как, впрочем, и некоторые другие иконографии позднего происхождения. В них есть одна обязательная деталь - цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Иногда на этих иконах есть пространные надписи. Чаще всего Мария и Младенец облачены в царские одежды. Мария может быть представлена как по пояс, так и восседающей на престоле, окруженной прообразовательными символами или без них. Это указывает на разнородность иконографических источников икон. Немногие греческие, болгарские и русские сохранившиеся иконы Богоматери "Неувядаемый Цвет" являют собой, по крайней, мере три основных типа, каждый из которых имеет, в свою очередь, несколько изводов.

В XVI-XVII веках процесс создания новых иконографий часто идет по пути буквального иллюстрирования гимнографических сочинений, отдельных эпитетов или строк из служб и текстов, восходящих к Ветхому Завету. Появляются иконы Богоматери "Гора Нерукосечная", "Непроходимая Дверь", "Всех скорбящих Радость", "Вертоград Заключенный" и другие. Икона "Неувядаемый Цвет", насыщенная символами и уподоблениями, стоит в том же ряду.

Послуживший литературной основой иконографии "Неувядаемый Цвет" "Канон благодарный" преподобного Иосифа Песнописца [1], входящий в состав Постной Триоди, Канонников, Правильников и Акафистников, был издавна и широко известен. Но, несмотря на это, композиция, восходящая к нему, возникла только в конце XVII века, когда иконографическое творчество в православном регионе было чрезвычайно интенсивным и нередко находилось под определенным воздействием западной культуры. Чаще, как в случае с "Богоматерью Неувядаемый Цвет", западноевропейская традиция очищается от явно несовместимых с православием черт и создается новая иконография, которая органично входит в православную иконопись, хотя дух аллегоризма, схоластики, свойственный западному мышлению, в ней сохраняется. В этой иконографии с присущей тому времени пышностью и многословностью, порой буквализмом, выражена сложная, но вполне традиционная для Православия тема.

Древнейшая и наиболее чтимая русская икона Богоматери "Неувядаемый Цвет" прославилась в московском Алексеевском девичьем монастыре. Ее первое упоминание относится к 1757 году. Иконографический извод с восседающей на престоле Богоматерью, который был взят автором нашей работы за основу, можно увидеть на иконах "Неувядаемый Цвет" первой половины XIX века (хранящейся ныне в музее имени преподобного Андрея Рублева, Москва) и иконе XIX века из храма в честь иконы Богоматери "Утоли моя печали" Саратова.



Примечание

1. Инок Иосиф Песнописец, или Гимнограф (IX), родом из Сицилии, жил в Константинополе, пострадал за иконопочитание, скончался в ночь с 3 на 4 апреля 833 года. Был автором многих богослужебных текстов. Знаменательно, что в месяцеслове празднование иконе "Неувядаемый Цвет" указано на 3 апреля.

http://pravostok.ru/ru/journal/jhistory/?id=778
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ефрем (Просянок):
Собор как школа повышения квалификации архиереев
Епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем поделился своими впечатлениями и мыслями об Архиерейском Соборе
09.12.2017
Хранительница Церкви и государственных границ России
Епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем о принесении в Биробиджан из Санкт-Петербурга иконы мученицы Параскевы Кочневой
24.11.2017
«Хотелось бы стать свидетелем ее прославления»
Епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем поделился впечатлениями от юбилейного вечера-концерта памяти блаженной Матроны Босоножки
12.03.2016
Все статьи автора
Последние комментарии
Безмолвие, затвор и молитва вместо публичных проповедей
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-27 16:13
Главный грех современного человечества
Новый комментарий от SlavyanovNN
2020-05-27 16:08
Цусимский бой в историческом интерьере
Новый комментарий от Hyuga
2020-05-27 16:04
Влияние чипирования на духовную жизнь человека
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-27 15:56
Никита Михалков без мата смотрелся бы убедительнее
Новый комментарий от Олег В.
2020-05-27 15:38