В военном плане четко просматривается приверженность грузинского руководства к "присоединению" сначала Абхазии, а затем Южной Осетии силой. Вместе с тем в правительстве Грузии нет единства. Все, о чем говорит президент Михаил Саакашвили ("о мирном характере действий" и проч.), тут же опровергает государственный министр по вопросам реентеграции Теймураз Якобошвили, грозящий России "военными мерами". Примеры тому - организация провокаций, связанных с БЛПА, и наращивание группировки войск в Кодорском ущелье, неисполнение документов Совета Безопасности ООН, игнорирование МООННГ (Миссии ООН по наблюдению в Грузии) и миротворческих сил СНГ.
Россия обязана отвечать на недружественные вызовы Грузии адекватно. Ссылки на то, что Грузия может стать в будущем для России верным и надежным другом, к сожалению, не подтверждаются практикой межгосударственных отношений последних семнадцати лет. Поэтому Москве необходимо начать пересмотр своей тупиковой политики на Кавказе с четкими ориентирами для участвующих сторон и мирового сообщества. На каких условиях Российская Федерация могла бы признать Грузию в ее нынешних границах? Здесь возможны четыре варианта.
Первый: дезавуировать ранее подписанные "подарочные" документы о признании Грузии в нынешних границах.
Второй: начать переговоры с Грузией о создании федеративного государства, в которое на приемлемых условиях могли бы войти Южная Осетия и Абхазия.
Третий: поддержание нынешнего тупикового status guo.
Четвертый: признать с учетом Косовского прецедента государственную независимость Абхазии и Южной Осетии.
* * *
1) При первом варианте первым шагом должны были бы стать отзыв подписей России на всех документах, признающих существующие границы Второй Грузинской Республики и денонсация ранее подписанных соглашений по данному вопросу.Второй шаг - широкая публикация в международных и российских СМИ юридических документов и их копий, освещающих правовую сторону грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов, и всех документов раскрывающих межгосударственные отношения по этим проблемам.
О каких документах речь?
О вхождении Осетии в состав Российской империи в 1774 году. "Высочайший манифест от 1801 года о присоединении Грузии к России", в соответствии с которым Грузия утратила свою государственность, а в приложении к Манифесту на карте четко определены границы Грузии: Карталиния в составе Горийского, Лорийского, Душедского уезда и Кахетия в составе Телавского и Сигнахских уездов.
Грамота от 17 февраля 1810 года о покровительстве Российской империи над Абхазским княжеством, имеющим свою территорию и "автономное управление" (действовала до 1864 года). С 1864 по 1917 год Абхазия ("Сухумский военный отдел", "Сухумский округ") была подчинены царской администрации на Кавказе.
О разделе Осетии в 1917 году на Северную в составе Горской республики и Южную в составе Грузии.
Соглашение от 9 февраля 1918 года между Национальным Советом Грузии и Абхазским Народным Советом, один из пунктов которого устанавливал границы Абхазии как суверенного государства в пределах от р. Ингур на юге и до р. Мзымта на севере.
В документах объединения ряда княжеств в Грузинскую Демократическую республику 26 мая 1918 года вопрос о границах Абхазии не ставился.
С 31 марта 1921 года до февраля 1922 года Абхгозия было незисимима как от Советской России, так и от Советской Грузии. До 1931 года хода Абхазии была "договорной" республикой - Абхазской ССР, однако затем под нажимом Сталина преобразована в Абхазскую АССР и 19 февраля 1931 года включена в состав Грузинской ССР.
Декларация 20 августа 1990 года о провозглашении Юго-Осетинской Советской Демократической Республики.
Декларация Верховного Совета Абхазской АССР от 25 августа 1990 года о государственном суверенитете Абхазии и Постановление о правовых гарантиях защиты государственности Абхазии. Обе декларации приняты на основе нормы действовавшего закона "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР".
Решение Верховного Совета Абхазии об отмене конституции 1978 года и переходе к конституции 1925 года, согласно которому Абхазия является субъектом международного права.
Третий шаг - обоснование отсутствия юридического права Грузии на спорные территории, временно ею аннексированные и оккупированные. Развал Российской империи привел к тому, что Грузия и Абхазия провозгласили свою независимость самостоятельно друг от друга. Временное правительство сразу же создало Особый закавказский комитет, преобразованный в последующем в Закавказскую Демократическую Федеративную Республику - ЗДФР. На территории Сухумского округа в марте 1917 года было создано свое Временное правительство, а 8 ноября 1917 года в Сухумском округе избран Абхазский Народный Совет - как государственный орган, независимый от Грузии.
Ссылка Грузии на договор с РСФСР от 7 мая 1920 года, согласно которому Грузия присоединяла территорию Абхазии без согласия последней, не имеет юридической силы (Грузия присвоила территорию другого государства не на основе добровольной уступки, а на основе сговора с третьей стороной). Договор между Россией и Грузией от 7 мая 1920 года, касающийся территории суверенной Абхазии может и должен быть пересмотрен с исключением пунктов касающихся Абхазии.
Развал СССР повторно вынудил эти страны объявить о независимости и выходе из него. Советский Союз в территориально-политическом отношении стал преемником Российской империи, и, признавая этот факт, Грузия при выходе из СССР аннулировала Георгиевский договор 1783 года и Манифест 1800 года об упразднении Картли - Кахетинского царства. В соответствии с международным правом Грузия могла выйти в самостоятельное государственное образование только с той территорией, с какой она входила когда-то в Российскую империю. То есть с территорией бывшей Карталинии и территории Кахетии.
За все время независимости Грузии (1918 -1921) и (1991-2008) первые три года Абхазия была оккупирована германо-грузинскими войсками. Остальное время (17 лет из 20-ти) Абхазия существовала физически и фактически вне грузинского правового поля.
Абхазия на протяжении двух предшествующих столетий является органической частью российского геополитического пространства. Она остается таковой в правовом (законодатальство на российского основе, северокавказская символика), информационном (радио, телевидение, пресса на русском языке), образовательном (преподавание на русском языке, абхазская письменность на основе русской графики, учебники из России), туристическом (российский рубль, российский потребитель), культурном (специалисты обучаются в России, двуязычный театр), научном (научно-исследовательские учреждения в рамках Российской Академии Наук), религиозном (отправление христианских и мусульманских обрядов) отношениях.
Дополнительной причиной дезавуирования ранее подписанных соглашений является ситуация с российским Черноморским флотом. В Черноморско-Кавказско-Каспийском регионе явно просматривается слабость новых баз Российского Черноморского флота на побережье Кавказа. Можно предполагать, что нового срока аренды для базирования российского Черноморского флота Украина не допустит, и через 10 лет весь флот будет базироваться на побережье Краснодарского края или на арендованной безе в Тартусе (Сирия). Для прикрытия сил флота России крайне важно, чтобы близлежащее побережье контролировалось дружественным, а не враждебным государством.
Россия может исправить ошибку, допущенную 17 лет назад, и признать независимые государства Абхазию и Южную Осетию, содействуя либо их присоединению к России, либо объявлению над ними протектората. Такое признание со стороны России всецело отвечает российским национальным интересам и интересам российских граждан, проживающих в этих двух странах. В этом случае вынужденным переселенцам-грузинам Россия могла бы выплатить денежные компенсации.
2) По второму варианту признание Российской Федерацией Грузии в существующих границах возможно только при федеративном грузинском государстве, если Грузия объявит о нейтралитете и установит особые отношения с Россией, при которых Абхазия и Южная Осетия имели бы максимум автономии (а также при условии на территории Абхазии не будут дислоцироваться войска Грузии и тем более войска третьих государств).
Проект концепции "Об особом статусе Абхазии в государстве Грузия" разработанный Константином Кублашвили, Арчилом Гегешидзе, Ивлианом Хаиндрава, Паата Закареишвили и Томасом Флайнером (Фрейбург, Швейцария) и Александром Бланкенагелем (Университет Гумбольда, Германия), предлагает оригинальную концепцию особого статуса Абхазии в грузинском государстве. Данный проект на основе существующих политических реалий и международного опыта (слияние принципов регионализма и федерализма) предлагает специфическую модель территориально-государственного устройства Грузии. Модель позволяет учесть исторически и юридически сложившуюся исключительность Абхазии на фоне культурно-исторических и географических особенностей других регионов Грузии. Проект детально рассматривает особый политико-правовой статус Абхазии в государстве Грузия, все вытекающие из этого статуса права и обязанности. Сформулирован конкретный перечень особых полномочий Абхазии, предложены дополнительные гарантии развития и защищенности абхазского народа.
В грузинском обществе наряду с воинствующими М. Саакашвили и Т.Якобошвили имеются достаточно трезвые головы, которые признают ошибки совершенные прежними правителями и пытаются установить диалог с бывшими автономиями для решения конфликта на приемлемых для сторон условиях.
3) Третий вариант - вариант "замороженных в холодильнике межгосударственных отношений" - не выгоден никому. Ожидания Тбилиси на тот счет, что в случае силового решения конфликтов США и НАТО всей своей мощью помогут Грузии выступить против России, лишены всяких оснований. Единственный выход из сложившейся непростой ситуации - ведение переговоров, нахождение компромиссных решений с учетом интересов не только Грузии, но также Абхазии, Южной Осетии и России.
4) Четвертый вариант - с учетом Косовского прецедента признать государсвенную независимость Абхазии и Южную Осетии. При этом Абхазия может быть признана как независимое государство, но в состав России (пока) не войдет. В 2014 году в Сочи состоятся Олимпийские игры, и по мере приближения этого события необходимость отодвинуть подальше очаг провокаций, каким сделало грузинскую территорию правление Саакашвили, становится международным императивом.
http://www.fondsk.ru/article.php?id=1384