Идея единства православных народов в контексте современной ситуации

Доклад на Третьих Иннокентьевских чтениях "Историческая связь времен: духовность, просвещение, патриотизм". Биробиджан, 20 марта 2008 года

Новости Москвы 
0
358
Время на чтение 4 минуты

Актуальность темы

Одними из самых тревожных явлений в современном мире является разрозненность и раздробленность народов, исторически являющихся чадами единой Православной Церкви, и напряженность в отношениях между странами, имеющими общий исторический и культурный фундамент, которым является Святое Православие.

Различные трения и конфликты между Россией, Украиной, Грузией и Молдавией, сложности, возникшие в связи со вступлением Греции в Евросоюз, грузино-абхазское противостояние, неспособность прежних союзников оказать Сербии полноценную помощь в ситуации с Косово - это лишь несколько иллюстраций к нынешней печальной ситуации в православной ойкумене. И такое отсутствие единства крайне отрицательно сказывается на каждом из государств в отдельности и на их вместе общем имидже в мире.

В чем же причина этого? Почему духовно родственные страны и народы, имеющие вековые взаимные связи, сегодня часто доходят до открытого взаимного противостояния? Очевидно, что причина - в утрате ими собственных корней, являющихся для всех них общими.

Для того чтобы понять, каким может быть выход из сложившейся ситуации, необходимо обратиться к истории.

История идеи

Идея единства православных народов начала формироваться в Византийской Империи - первом многонациональном христианском государстве. Она пришла на смену прежней римской языческой идее единства внешнего, чисто политического, основанного на физическом покорении Империей всех соседних народов. Новая идея заключалась в духовном единении разных народов и стран - единении, основанном на свободной воле. И фундаментом этого единства должна была стать вера во Христа, т.е. христоцентричность. Политический союз рассматривался как внешнее выражение внутреннего единства в лоне Православной Церкви. Для братьев по вере естественно любить друг друга, помогать друг другу, поддерживать друг друга независимо от того, идет ли речь об отдельных собратьях-христианах или о братских христианских народах. Мощная Византия, естественно, являлась старшей в этой семье православных стран и стремилась проявлять заботу обо всей православной ойкумене. Случались и войны, доходило и до напряженности в отношениях между единоверцами, но это скорее было исключением из правила.

В XV веке, после падения Византийской Империи, духовную эстафету от Константинополя - Нового Рима переняла Москва. Суть этого нового статуса нашей Первопрестольной заключалась в том, что отныне Государство Российское должно было взять на себя попечение обо всех братских православных странах и народах. И это ответственное жертвенное служение наше Отечество несло многие века. Духовная и материальная помощь находившимся под турецким игом древним Восточным Патриархатам, поддержка Украины в освободительной войне против Польши и многое другое было со стороны России проявлением заботы о своих братьях во Христе.

Со временем, по причине исторических катаклизмов и под влиянием западного рационализма, в сознании православных народов исчезло ясное понимание подлинной природы их братства. И в XIX веке, как реакция на это, в России возникло новое течение религиозно-философской и культурно-политической мысли - славянофильство. Правильнее сказать, это направление не было новым, но представляло собою возврат к общим для всех православных духовным корням и стремление к восстановлению единства на их основе. Освободительные русско-турецкие войны, даровавшие свободу сербам, болгарам, грекам, во многом были вдохновлены именно возродившейся идеей единения православных народов.

Христоцентричность

Итак, если мы не хотим допустить утраты православными народами их духовной идентичности, если мы понимаем, чем нам грозит отход от своих исторических и культурных корней, мы должны в меру сил и возможностей способствовать новому возрождению идеи единства православных народов. Но для этого единения нужна по настоящему крепкая основа.

И единственный Краеугольный Камень, подходящий для этого - это Сам Христос. Т.е. единство внешнее, подразумевающее и экономическую, и военную помощь, должно стать производным от единства внутреннего, от духовного единства в лоне Святой Церкви. Таким образом, мы вновь возвращаемся к тому, что идея единства православных народов христоцентрична. Без нового глубокого воцерковления населения наших стран мы не сможем достичь поставленной цели.

И если за всеми отношениями между братскими народами будет стоять их единство во Христе, то не останется места для выяснений отношений на национальной и языковой почве, для дележа общего исторического и наследия и природных ресурсов, для попыток показать свое мнимое превосходство и т.д. Не останется места и для взаимной силовой агрессии, т.к. православные правители исторически прибегали лишь к защите и упреждению, но не к завоеваниям.

Царство Мое не от мира сего

Спаситель сказал: Царство Мое не от мира сего (Ин 18. 30). Поэтому для христиан ничто земное не является самоценным. Оно ценно лишь настолько, насколько способствует нашей подготовке к вечной жизни в Царствии Христовом. Это относится и к идее единства православных народов.

Поэтому духовной должна быть не только основа, но и цель их единения. Взаимная экономическая и военная поддержка, культурный обмен и прочие проявления единства должны быть средством, а не целью. Цель же должна заключаться в создании для людей, населяющих православную ойкумену, наиболее оптимальных условий для жизни во Христе. Для этого законодательство и политическое устройство братских стран должны предоставлять полную свободу и гарантию жизни своим православным гражданами по библейским принципам. Заботой руководителей православных государств должно стать не просто материальное благосостояние их граждан, но, в первую очередь, их духовная просвещенность и духовная свобода.

Заключение

Что же мы, на нашем уровне, можем сделать для возрождения идеи единства православных народов? Наверное, для начала самим осознать всю ее важность. И понять, что речь идет не просто о внешнем политико-экономическом союзе, а о единстве во Христе. Которое окажется невозможным без воцерковления и духовного возрождения наших народов.

Народы состоят из отдельных людей. А потому каждый из нас должен начать возрождение с самого себя и со своей семьи. Сознательное постоянное и полнокровное участие в жизни Церкви Христовой, в Ее Таинствах - вот то, что должно заложить основу для восстановления духовного единства и России, и всех православных народов.

http://www.pravostok.ru/ru/journal/society/?id=758
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Петр (Еремеев)
Все статьи Игумен Петр (Еремеев)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06