Косовская проблема и отношение к ней Сербской Православной Церкви

Новости Косово 
0
159
Время на чтение 5 минут
Февральское провозглашение независимости края Косово и Метохия со стороны албанских (шиптарских) сепаратистов, вопреки тезисам европейского и американского политического истеблишмента, не привело пока к выработке видимых оснований для долгожданной стабилизации Балкан, но уже породило вполне осязаемые дестабилизирующие последствия для западной части региона. Массовые уличные протесты и конфликты с силами полиции в Белграде, локальные конфликты на административной границе Сербии и Косова, общественная обструкция позиции сербского президента Тадича и его коллег в министерствах, ожидаемый раскол в сербском правительстве по идеологической линии продолжения/прекращения евроинтеграции и назначение досрочных парламентских выборов, стремления лидеров боснийских сербов последовать примеру шиптарей с Косова и выйти из состава Боснии и Герцеговины - это только первые и очевидные последствия акта сецессии, одобренного и признанного западными "стабилизаторами". Слова премьера косовских албанцев Хашима Тачи, - "Исторически, решения, которые мы принимали на Косово, всегда влияли на демократию в Сербии. Падение Милошевича началось, когда мы прогнали в 1999 году сербскую полицию и администрацию с Косова. И с независимостью Косова также пал Коштуница, проще говоря - пало прошлое, менталитет, который остался в прошлом" - очевидно также отражают новое "балканское" понимание концепта стабильности.

Тем не менее, протест сербского общества против отторжения территории Косова не привел к существенным изменениям в позициях главных акторов, то есть сторонников шиптарской независимости на всех уровнях и сербской политической элиты, которая привычно ограничилась изысканными фигурами речи, не представив ни одной реальной программы действий в условиях внутренней кризисной ситуации. При отсутствии мощной и реальной общественно-политической оппозиции в современной Сербии адекватный ответ на инертность правительства может сформулировать наиболее авторитетный исторически социальный институт - Сербская Православная Церковь - как важнейшее основание идентичности сербского этноса. Наиболее последовательное и радикальное послание сербскому обществу составил именно представитель церкви, епископ рашко-призренский Артемий, за день до объявления независимости Косова, в котором признал возможность сохранения края в составе Сербии только вооруженным путем и предложил сформировать Правительство национального спасения, которое должно обнаружить новые векторы внутренней и внешней политики. Радикализм Артемия, на деле, вполне оправдан, так как его епархия на территории "суверенного" Косова, вне всякой связи с Сербией, находится под прямым ударом шиптарских экстремистов, как это было в марте 2004.

Однако, как показывают события последних лет, внутри сербской церкви существуют различные позиции по актуальным общественно-политическим вопросам, а инцидент с отделением Косова не только не миновал церковных иерархов, но и усилил ряд противоречий, которые уже наметились ранее во взаимоотношениях владыки рашко-призренского и косовско-метохийского Артемия со Святым архиерейским Синодом СПЦ. Епархия рашко-призренская подвергла публичной критике Синод, недавно поддержавший позицию либерального президента Тадича, который, несмотря на протест значительной части сербского общества в связи с косовской проблемой, не отказался от безусловной европейской перспективы Сербии. Собственно, все началось с указания Артемия настоятелям монастырей и архиерейским наместникам своей епархии отказаться от любых контактов с представителями нелегитимной шиптарской власти Косова и Метохии на всех уровнях, представителями миссии ЕС, равно как и представителями стран, признавших независимость Косова, объединив их понятием "оккупанты", но сохраняя взаимодействие с международными силами, которые действуют на территории края в рамках Резолюции 1244.

О необходимости сотрудничества с последними заявил и архиепископ цетиньский и митрополит черногорско-приморский Амфилохий после заседания Синода СПЦ в Печкой патриархии, однако его слова были истолкованы Артемием в контексте "наглого вмешательства в дела другой епархии", что представляет собой каноническое нарушение. Подобные заявления Амфилохия и молчание членов Синода в связи с ситуацией на Косово, вкупе с фактическим признанием многими иерархами политики Бориса Тадича, обусловили вывод Артемия о непонимании актуального положения сербов и их святынь в крае со стороны архиереев. Более того, в официальном заявлении епархии прозвучало вполне адресное осуждение методов и действий "Его высокопреосвященства" Амфилохия, который "настойчивостью в проведении уже намеченного курса, губительного для сербского народа и сербских интересов, создал бы видимость своей успешности и правильности". Таким образом, клир рашко-призренской епархии открыто выступил против ряда архиереев СПЦ в вопросе о дальнейшем взаимодействии с институтами "ложного государства" и их инспираторами, опираясь в том числе на постановления высшей светской власти в Сербии, которая, правда, сама переживает весьма серьезный кризис.

Кстати, это далеко не первый конфликт владыки с архиереями СПЦ. Так, еще в 2005 году Синод решил не выдвигать иск, предъявленный рашко-призренской епархией, на имя Международного суда против четырех европейских государств - Франции, Великобритании, Италии и Германии - по возмещению урона, нанесенного православным храмам на Косово и Метохии, что вызвало резкое несогласие Артемия. Еще более серьезным поводом для конфликта стало подписание "Меморандума о понимании договоренных общих принципов обновления объектов СПЦ" с представителями временных косметских институтов управления, на котором настоял именно Синод, вопреки позиции самого патриарха Павла. Артемий тогда жестко заявил, что "те, кто разрушал сербские монастыри и церкви, не могут участвовать в их обновлении", а также епархия вполне обоснованно воспротивилась предложенной в документе характеристике сербского культурного наследия как "мирового", "европейского" или "византийского", на чем особо настаивали архитекторы "полиэтничного и независимого" Косова. Применение меморандума, подписанного помимо патриарха секретарем шиптарского министерства культуры из Приштины, с провозглашением независимости фактически приостановлено, а ответственность за разрушение 150 церквей на Косово и Метохии, нераскрытые убийства, похищения более тысячи сербов, бомбардировки Сербии, не понес ни один западный политик, на чем настаивала рашко-призренская епархия еще три года назад.

Таким образом, косовская проблема стала главным источником существующих в сербском обществе противоречий, затронув не только сферу официальной политики и различные слои социума, но и такой монолитный институт как СПЦ. Между тем, в условиях политической нестабильности в Сербии, вызванных падением коалиционного правительства и назначением внеочередных парламентских выборов, именно авторитет и единство церкви может обеспечить временную стабилизацию и консолидацию сербского общества до вероятных изменений политического курса. Выработке единой позиции Сербской церкви может послужить не только косовская проблема, но и активизация т.н. "Черногорской православной церкви", поддерживаемой политическими лидерами современной независимой Черногории. Используя сложную внутри- и внешнеполитическую ситуацию, в которой находится Сербия, цетиньский филиал Управления недвижимым имуществом изъял у митрополии черногорско-приморской церковную землю и здания на Цетинье по требованию сторонников "автокефалии", идет речь и о передаче известных святынь. Разумеется, что решать эту проблему митрополиту Амфилохию придется, опираясь как раз на единую позицию иерархов СПЦ, что требует преодоления существующих внутренних противоречий.

http://bogoslov.stack.net/text/293755.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Косово
«Веселье в гетто закончилось…»
О жизни косовских сербов в оккупации
28.03.2024
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от В.Р.
14.04.2024 20:06
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.04.2024 19:05
Да зажжётся русская звезда на небе Святого Града Иерусалима!
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.04.2024 17:56
«Своим духовным зрением он видит дальше и больше нас»
Новый комментарий от Бармалей
14.04.2024 13:06
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Мирянин
14.04.2024 11:17
Академик К.Я.Кондратьев: наука и любовь
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.04.2024 11:14