Творцы исламского экстремизма

Чем отвечают мусульмане на экспансию Запада

Генассамблея ООН по Украине 
0
200
Время на чтение 7 минут
Категории западной демократии, толкуемые как универсальные, а потому обязательные для повсеместного распространения, служат идеологическим оправданием и прикрытием для политической и экономической экспансии Запада в целом - и США в частности. Поэтому нередко реакция в странах мусульманского мира на эту экспансию, ломающую традиционный уклад жизни, принимает форму отрицания "западных духовных, культурных и политических ценностей".

И реакция эта отнюдь не ограничивается простым отрицанием, а выливается в активное противоборство во всех сферах общественной жизни. Отнюдь не случайно один из самых влиятельных американских политологов Сэмюэль Хантингтон говорит о непримиримом конфликте цивилизаций. Особенно наглядно этот конфликт проявляется в арабо-мусульманском мире.

Ислам - не просто и не только религия, но и целостная система организации общества. Его правовая часть, шариат, строго регламентирует все стороны жизни человека - от рождения до смерти - и оставляет не так уж много места для всякого рода инноваций. Если на Западе право - это юридически оформленная воля правящего класса, некий общественный компромисс или договор, подверженный ревизии по мере изменения баланса социальных сил, то в исламе право - это неизменный данный свыше свод законов и правил, обязательных для всех правоверных.

Эти законы основываются на коране и хадисах - преданиях о пророке Мухаммеде. Их толкованием занимается прослойка богословов-улемов. Ее наиболее авторитетные представители издают постановления - фетвы - по конкретным вопросам. В большинстве мусульманских стран ныне действуют конституции, позаимствованные с западных образцов, рассчитанных на гражданское общество. Тем не менее, в них нередко встречаются указания на то, что одним из источников законодательства является шариат. Существуют и консервативные арабские режимы, где правят авторитарные монархии, а правовая система построена на шариате. Они лишь в последнее время начали внедрять некоторые элементы парламентаризма, выборности органов власти, свободы слова и средств массовой информации.

По большому счету, традиционное мусульманское общество не волнуют формы правления, будь то абсолютная монархия или все чаще встречаемая в арабском мире "республика с наследственным президентством" и некоторыми внешними атрибутами демократии.

Главное то, что правитель должен властвовать в соответствии с шариатом, тщательно соблюдать все предписания ислама, быть мудрым и справедливым.

Противоречивость данного положения очевидна. Концепция светского гражданского общества противопоставляется тому факту, что большинство населения составляют мусульмане, а средневековый шариат не стыкуется с потребностями и реалиями современного обществ. Правящие элиты мусульманского мира пытаются этот конфликт разрешить, на словах отдавая дань исламу, но проводя в целом светскую политику модернизации. Так что неслучайно почти любое проявление социального протеста в странах исламского мира приобретает религиозно-фундаменталистскую окраску. То есть недовольные протестуют под лозунгом возврата к идеализированному и мифологизированному славному прошлому, к изначальным нормам ислама, несущим определенный элемент эгалитаризма, замешанного на родоплеменных традициях. Если же к раздражающим население факторам еще добавляется и давление извне, вершимая Западом несправедливость - израильская оккупация палестинских земель, вторжение сил США и НАТО в Афганистан, американская оккупация Ирака, поток западной масскультуры - то фундаментализм переходит в исламский экстремизм.

Однако было бы ошибкой навешивать на ислам ярлык тотального застоя, обвинять его в том, что он лишь реагирует на внешние раздражители. В исламе - как системе организации общества - есть элементы обновления и приспосабливания к меняющейся действительности. Такие категории мусульманского права как шура - совет, на котором обсуждается злободневная проблема, или иджтихад - совместная выработка улемами решения возникшего вопроса, о котором нет упоминания ни в коране, ни в хадисах, позволяют в известных пределах отвечать на вызовы времени.

Балансируя между задачами развития и сохранением внутриполитической стабильности, правящие в мусульманских странах режимы предпочитают авторитарные формы правления, своего рода просвещенный абсолютизм с элементами контролируемой демократии. То есть выборы в представительные органы власти проводятся, но под строгим контролем верховной власти и послушной ей правящей партии. При этом исламские фундаменталисты, стремящееся воспользоваться выборной системой для прихода к власти и последующего преобразования общества на основах шариата, под различными предлогами отсекаются от выборов или же прямыми репрессиями загоняются в подполье.

В последнее время наиболее дальновидные представители правящих элит - в частности, в Иордании - стали практиковать привлечение фундаменталистов для решения конкретных задач: управления коммунальным хозяйством, решения насущных вопросов экономического развития и социального обеспечения.

Тем самым власть демонстрирует уважение к той поддержке, которой фундаменталисты пользуются в обществе, в немалой степени благодаря своим высоким нравственным качествам. Одновременно происходит определенная дискредитация исламистов, поскольку те не обладают ни знаниями, ни квалификацией, ни опытом для выполнения порученных им функций и неизменно проваливают дело.

Если такой контроль верховной власти ослабевает - то ли по внутренним причинам, то ли под давлением Запада, бездумно настаивающем на повсеместном внедрении демократических норм и процедур - к власти неизбежно приходят мусульманские фундаменталисты. Со всеми вытекающими последствиями. Примеров много. Победа ХАМАС на выборах 2006-го в Палестинской автономии, американское вторжение в Ирак, и разрастание там угрозы исламского фундаментализма, наконец, безоговорочная победа на последних выборах в Турции религиозной Партии справедливости и развития. Эту нехитрую истину, кажется, начала постигать даже администрация президента Буша, пытавшаяся навязать региону демократию по западному образцу.

Еще одна черта региональной специфики - в социальной структуре мусульманского общества. В нем преобладают родоплеменные, клановые и конфессиональные связи и интересы. Самоценная суверенная личность, как основа современного западного общества, здесь почти отсутствует. Человек ценен и значим исключительно из-за этих связей, и не отделяет личных интересов от своей социальной среды. В психологическом плане преобладает твердое убеждение, что в защите и поддержке нуждаются, прежде всего, род, клан, племя, религиозная община - а не индивид.

Частично этим объясняется кажущаяся дикой для западного обывателя массовая готовность к самопожертвованию в ходе террористических актов ради высоких целей. А цели эти - борьба с коррумпированными прозападными правителями, пренебрегающими исламскими ценностями, ассиметричный ответ вооруженным самым современным оружием иностранными оккупантами, отстаивание исламской самобытности, преодоление отчужденности и безысходности, вызываемых болезненной ломкой традиционных социально-экономических структур и наплывом западной массовой культуры.

В морально-этическом плане нестыковки с западными стандартами и стереотипами выглядят еще ярче.

Это касается и роли женщин в обществе, и норм повседневного поведения, и общественной морали. Западного человека шокирует неравноправное и униженное положение женщины в мусульманском обществе, строгий запрет на гражданскую одежду, жесточайшая регламентация всех сторон жизни, создающая у него ощущение тотальной несвободы, существование так называемой полиции нравов, запрет под страхом смерти отказа от ислама и перехода в другую религию и многое другое. В свою очередь "рядового мусульманина" шокирует пропитанная сексом и насилием западная культура. Мусульманин воспитан на убеждении в том, что, когда исчезает стыд, приходит беда, так что свободная продажа наркотиков, гей-парады, эвтаназия, вседозволенность и аморальность вызывают у него не меньшее отвращение.

Председатель египетской комиссии по правам человека, бывший генеральный секретарь ООН Бутрос Гали рассказал мне о том, как принимал в Каире делегацию американских конгрессменов. И первый вопрос, который они ему задали, касался прав сексуальных меньшинств в стране. Бутрос Гали - кстати, египетский христианин-копт - был потрясен:

- Я целиком погружен в решение таких проблем, как ликвидация нищеты и неграмотности, обеспечение элементарных политических прав, а меня буквально ошеломили вопросом, который ни в какие ворота не лезет. Как мог, я объяснил гостям из-за океана специфику местной проблематики, но мне показалось, что "мы находимся в разных долинах", то есть попросту не понимаем друг друга. Чтобы преодолеть эту пропасть, нужно знать и уважать друг друга.

Во время всех моих бесед с представителями арабской интеллигенции, в которых затрагивался вопрос о правах человека, я неизбежно получал разные варианты одной реплики: как можно говорить о правах человека в нашем регионе, когда они столь грубо и систематически нарушаются Израилем в отношении палестинского народа?

И действительно, мирное урегулирование палестино-израильской проблемы сделало бы гораздо больше для продвижения в регионе концепции прав человека, чем миллиарды долларов, потраченных американской администрацией на пропаганду и внедрение там демократических норм и институтов.

Арабские социологи и политологи, свободные от темных очков фундаменталистской ограниченности, убеждены: социальное развитие в обширном мире ислама должно происходить по внутренним причинам, в соответствии с присущими ему закономерностями, и принимать те формы, которые приемлемы и эффективны в местных конкретных условиях. Наиболее предпочтительным им представляется такой вариант. Ислам сохраняется как религия, ничем не уступающая другим религиям, как свод духовных и морально-этических установок, религиозных обрядов и правил повседневной жизни, естественно, не противоречащих общечеловеческим нормам и ценностям. Но он уже не служит образцом социальной организации. Наиболее полно такой вариант становления гражданского общества с преобладанием в нем мусульман осуществляется в нынешней Турции.

"Ищите знание даже в Китае" - говорится в одном из айятов корана. Арабы могут много заимствовать у Запада и в научно-техническом, и в культурном, и политическом планах. Что они не без успеха и делают на протяжении последних столетий. Но это должно диктоваться внутренней потребностью, демократию невозможно привнести на штыках оккупантов или грубым выкручиванием рук. Лучший способ активизировать внутреннюю потребность мусульманского мира в обновлении и развитии - отказ от враждебной ему позиции. От великодержавного менторства, от чувства культурного и интеллектуального превосходства, от мифологизированной Западом борьбы во всемирном масштабе с так называемым исламским терроризмом.

Арабо-мусульманская культура - органическая часть общечеловеческого достояния, между ней и Всеобщей декларацией прав человека нет неодолимых барьеров. Усиливающиеся взаимодействие и взаимозависимость Запада и Востока будут их постепенно стирать. Барьеры же укрепляют как раз те, кто игнорирует арабскую мудрость, гласящую: у каждого дерева своя тень, а у каждой страны свои обычаи.

http://stoletie.ru/geopolitika/tvorci_islamskogo_ekstremizma.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Степанов
«Братья-мусульмане»: волки или агнцы?
Члены запрещенного в Египте движения решили начать переговоры с представителями властей
07.02.2011
"Еврейская улица" на карте Америки
Произраильское лобби в Соединенных Штатах дало трещину
05.11.2009
Иерусалим - перекресток судеб
Жизнь города трех религий
15.08.2007
Русские возвращаются (часть 2)
Ближний Восток: о "советских друзьях" и "российских партнерах"
26.05.2007
Русские возвращаются (часть 1)
Ближний Восток: о "советских друзьях" и "российских партнерах"
25.05.2007
Все статьи Андрей Степанов
Генассамблея ООН по Украине
О Пашиняне и Алиеве, Путине и Пезешкияне,
Эрдогане, Макроне и тюркском мире
30.09.2024
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06