Освещая бурные события в Египте, большинство западных СМИ демонизируют запрещенную в стране организацию «Братья-мусульмане». Ей приписывают намерение единолично захватить власть в этой самой населенной арабской стране и установить там жесткий деспотический исламский режим.
Озабоченность Запада понятна. Он опасается, что как только к власти придет это одиозное с его точки зрения движение, оно тут же начнет бороться с американским присутствием в регионе и разорвет мирный договор с Израилем. Что же на самом деле представляет собой сегодня эта организация?
Основана она была еще в 1928-м скромным молодым учителем начальных классов Хасаном аль-Банной в городе Исмаилия. Аль-Банна выступал за возрождение ислама не только как религии, но и как формы организации общества, государства и всех сторон повседневной жизни на более справедливой и моральной основе. Конечной целью этой борьбы должно было стать восстановление арабского халифата, простирающегося от Атлантики до Индийского океана. Его организация активно боролась против колониализма, а после образования государства Израиль - и против сионизма, активно поддерживала борьбу палестинского народа. Современные арабские режимы она считала коррумпированными, прозападными и антинародными.
В своей тактике «братья» не чурались актов насилия, периоды легализации движения перемежались с его запретом.
В конце 40-х годов численность членов организации, по некоторым данным, доходила до двух миллионов. В 1949-м аль-Банна был убит в Каире агентами правительства. После египетской революции 1952-го, которую «братья» поддержали, они вскоре столкнулись с режимом Гамаля Абделя Насера в борьбе за влияние на массы. Насер подверг их гонениям, в ответ «братья» попытались его убить, после чего репрессии многократно ужесточились. Ряд их руководителей и активистов были казнены или брошены в тюрьмы. Многие «братья» бежали в соседние арабские страны, где основали местные ячейки этой, ставшей интернациональной организации.
В 1964-м Насер снова разрешил их легальную деятельность. Но это перемирие продолжалось недолго. Дело в том, что «братья» были, скорее, широким движением, чем строго законспирированной и централизованной организацией. Ее основное ядро пришло к отрицанию насилия и переносу упора на мирную политическую борьбу. Однако от организации постоянно откалывались радикальные фракции, настаивавшие на последовательном вооруженном джихаде. Два года спустя на «братьев» по обвинению в подрывной деятельности обрушилась новая волна репрессий. Было казнено руководство движения, в том числе - идеолог «братьев» Сейид Кутб, вдохновивший движение исламизма или политического ислама. Некоторые историки называют его «исламским большевиком».
После смерти Насера президент Анвар Садат попытался опереться на популярных среди традиционных слоев египетского общества «братьев», обещав ввести в стране элементы мусульманского законодательства - шариата. Но «братья» решительно порвали с ним, когда глава государства подписал в 1979-м египетско-израильский мирный договор, и на них снова посыпались удары властей. Впрочем, даже в этих условиях организация сохраняла популярность среди широких слоев населения, поскольку занималась благотворительностью, основывала и содержала больницы, школы, небольшие мастерские. Кроме того, она вбирала в себя копившийся потенциал протеста против болезненных для народа последствий политики «инфитаха» - открытых дверей - приватизации госсектора, поощрения частного предпринимательства, иностранных инвестиций. А политика эта несла непомерное разрастание коррупции, расширение бездны между горсткой новых богачей-«жирных котов» и большинством населения. Выход из социального тупика и избавление от отчаяния «братья» предлагали путем возврата к основам справедливости, равенства и социальной солидарности, характерным для первоначального ислама.
В 1981-м отколовшаяся от «братьев» радикальная группировка организовала убийство А. Садата. После его гибели страну возглавил Хосни Мубарак, который повел решительную борьбу против религиозных экстремистов.
Те не оставались в долгу и ответили шестью покушениями на его жизнь. Но «братья» решительно отрицали свою причастность к террористическим актам. Дело в том, что от основной массы движения, отказавшегося от насилия и настаивавшего на принципе «ислам - вот решение всех проблем» - отпочковались такие радикальные группировки, как «Аль-Джихад аль-ислами» и «Аль-Джамаа аль-исламия». Они и несут ответственность за серию кровавых терактов 90-х годов. Постепенно подавление исламистов стало не только личной фобией президента Мубарака, но и весьма эффективным способом обеспечивать его режиму политическую поддержку и значительную военную и экономическую помощь со стороны Запада, прежде всего США. А также сохранять партнерские отношения с Израилем - в частности, по вопросу совместной блокады сектора Газа, который контролирует родственная египетским «братьям» организация ХАМАС. Мубарак ставил вопрос ребром: или я, или страну захлестнет исламский радикализм.
В результате широких и жестких карательных мер с экстремистами удалось справиться. «Братья», все еще находящиеся в подполье, выступили с программой, которая предусматривала участие в легальной политической жизни, демократизацию государственной системы, отмену действующего еще с 1981-го чрезвычайного положения, готовность взаимодействовать со всеми демократическими партиями и организациями. «Братья-мусульмане», имеющие более 70 региональных отделений по всей стране, постепенно внедрились в основные общественные и профсоюзные организации.
До недавнего времени именно они были ведущей оппозиционной силой в стране. Кстати, они резко осудили идеологию и практику «Аль-Каиды» и теракты 11 сентября 2001-го.
Используя свой полулегальный статус, организация выдвинула на первых более или менее свободных парламентских выборах в 2005-м многих своих членов в качестве независимых кандидатов. Тогда же «братья» открыли свой первый сайт в интернете и начали вести через него активную пропагандистскую работу. Несмотря на противодействие властей - превентивные аресты, конфискацию денежных средств и имущества, травлю в СМИ - «братья» получили 20 процентов голосов и 88 мест в парламенте. Легальные марионеточные партии завоевали всего 17 мест. Остальные достались правящей Национально-демократической партии. Власти были в шоке.
Чтобы предотвратить подобные «безобразия», на следующих выборах осенью прошлого года руководство страны пошло на широкомасштабное запугивание, подкуп и фальсификацию. Светская оппозиция бойкотировала народное волеизъявление. «Братья» приняли участие в первом этапе выборов, но, убедившись в колоссальных масштабах подтасовок, своих кандидатов сняли. В итоге более 90 процентов голосов получила коррумпированная и забюрократизированная правящая партия президента Мубарака. И это при том, что явка, согласно некоторым источникам, не превысила 15 процентов. Оппозицию, и светскую, и религиозную, таким образом, снова загнали в угол, толкая на радикальные шаги.
Когда в Египте разразилась нынешняя «революция», то «братья» отнюдь не были в ее авангарде.
Они, в своей массе, примкнули к восставшим только на второй день, убедившись, что широкий социальный протест может далеко уйти - только вот без их участия. Сейчас можно смело утверждать, что «братья» вовсе не выступают как лидирующая сила в оппозиционном движении. Да, они наиболее организованны и идеологически мотивированы. Но инициатива перешла в руки таких светских оппозиционных организаций, как Национальная ассоциация за перемены, которую возглавляет бывший глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи, и молодежное движение «6 апреля». Светская оппозиция быстро структурируется и организуется. Руководство «братьев» поддержало аль-Барадеи - как представителя всей оппозиции и вошло в комитет, объединяющий все оппозиционные светские партии, одобрило программу-минимум восставших против диктатуры Мубарака. Ее основные пункты - безусловная и немедленная отставка нынешнего президента. Никаких переговоров с властями и командованием армии о создании правительства национального спасения - или национального единства - пока Мубарак сидит в президентском кресле. Включение в переходный кабинет представителей всех без исключения оппозиционных сил, в том числе, естественно, и «братьев». Роспуск нынешнего парламента. Временным президентом предлагается стать председателю Конституционного суда. Созыв учредительного собрания, которое примет новую демократическую конституцию страны. Проведение на ее основе честных и справедливых парламентских и президентских выборов через 6-10 месяцев. При этом все прежние международные договора, заключенные Египтом, будут соблюдаться.
«Братья» заявляют, что готовы работать вместе со светской оппозицией ради строительства египетской демократии. Насколько эти шаги отвечают их программным установкам по внедрению шариата и исламизации всех сторон жизни? Этот вопрос пока остается открытым.
Некоторые аналитики сравнивают современных «братьев» с правящей в целом светской Турецкой республике умеренной исламской Партией справедливости и развития и утверждают, что «исламская угроза» Египту чрезвычайно преувеличена в совершенно определенных политических целях. За 30 лет правления Мубарака египетское общество претерпело глубокие изменения. «Братья» были популярными, когда отражали протестные настроения задавленного нищетой и произволом властей населения, в условиях же политических свобод и перспектив создания правительства, которое реально будет учитывать чаяния народа, их массовая база неизбежно сокращается. Даже сочувствующие «братьям» египтяне предрекают им не более 20-25 процентов голосов на будущих справедливых и свободных выборах. Они считают, что «братьев» необходимо не преследовать, а привлекать к участию во власти и решению конкретных задач социально-экономического развития.
Сегодня «братья» объявили о готовности вступить в диалог с властями - но только чтобы понять, до какой степени они готовы принять требования народа. А также сообщили о своем отказе от борьбы за президентский пост. Однако процесс «демонизации» этого движения продолжается и нарастает. Именно поэтому сегодня государственный секретарь США Хиллари Клинтон чуть ли не заклинает всех и вся не допустить прихода к власти в Египте нового авторитарного режима. Причины массированной американской пропагандистской атаки и попыток запугивания захватом власти «Братьями-мусульманами» очевидны. Хосни Мубарака на Западе уже «списали в расход». И Вашингтон, и Старый Свет хотят видеть в Каире «своего президента», который бы постоянно разглагольствовал о демократизации общества, соблюдении прав человека, не пожалел бы и слов поддержки в адрес обездоленных и угнетенных. Сохранив при этом свою абсолютную лояльность и верность Западу.
http://www.stoletie.ru/geopolitika/bratja-musulmane_volki_ili_agncy_2011-02-07.htm