Комментарий юрисконсульта Московской Патриархии в связи с принятием указа, отменяющего предоставление отсрочек для священнослужителей

0
290
Время на чтение 4 минуты
На официальном сайте Президента России опубликован Указ N138 "Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу" от 6 февраля 2008 года. Юрисконсульт Московской Патриархии К.А. Чернега в интервью заместителю руководителя Пресс-службы Московской Патриархии Михаилу Моисееву прокомментировала последствия указа, касающиеся священнослужителей, монашествующих и учащихся духовных заведений.

- Ксения Александровна, президент России подписал указ о внесении изменений в порядок призыва на военную службу. Эти изменения касаются и священнослужителей. Скажите, пожалуйста, какие собственно эти изменения и какова предыстория вопроса?

- Да, хотелось бы несколько слов сказать о предыстории вопроса. Дело в том, что вплоть до июля 2006 года законодательство предусматривало право священников на отсрочку от призыва на военную службу. Это право было закреплено в статье 3 закона "О свободе совести".

Она буквально, хотела бы процитировать, гласила, что "по просьбам религиозных организаций решением президента РФ священнослужителям в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу". Это положение закона применялось и конкретизировалось в специальном Указе Президента РФ N24. Указ был принят в 2002 году и предусматривал предоставление отсрочки священникам разных конфессий в пределах определенной квоты: 300 человек на каждый призыв.

В июле 2006 года положение закона, который я только что процитировала, утратило силу. Вместе с тем, указ президента, о котором шла речь, продолжал действовать, и священники не призывались в армию. Более того, было найдено основание, на котором базируется этот указ, а именно положение пункта 2 статьи 24 федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", где сказано, что президент в праве отдельным категориям гражданам предоставлять отсрочку от призыва на основании специальных указов. Таким образом, указ президента был вполне легитимным, даже в той ситуации, когда он не был основан на прямой статье закона "О свободе совести".

Что же произошло 6 февраля на прошлой неделе. Указ Президента РФ от 24 января 2002 года за номером 24 был отменен новым указом и включен в перечень тех актов, которые утратили силу. Теперь наши священники подлежат призыву на военную службу.

- Каков правовой статус учащихся духовных учебных заведений или монашествующих?

- Это особый вопрос. Монашествующие и учащиеся духовных школ не относятся к категории священнослужителей, поскольку понятие "священнослужитель" в законе не раскрыто и определяется каждой конфессией самостоятельно. Согласно каноническим правилам Русской Церкви к священнослужителям относятся лица прошедшие хиротонию (рукоположение). Соответственно, монашествующие, если только они не являются священниками, не являются иеромонахами и архиереями, а также учащиеся духовных школ, не рукоположенные в священники, представляют собой особую категорию призывников. В свете закона, принятого, если я не ошибаюсь, 6 июля 2006 года, учащиеся духовных школ подлежат призыву на военную службу.

Прежде законодательство, я имею в виду прежде всего статью 19 закона "О свободе совести", освобождала учащихся духовных учебных заведений от призыва на военную службу на весь срок обучения. Однако в закон были внесены поправки, эта льгота была отменена. Я уже сказала о том, что наших студентов стали призывать в армию. Мы возлагаем надежды на закон о государственной аккредитации духовных учебных заведений, согласно которому выпускники аккредитованных духовных школ будут освобождены от призыва в армию.

Что касается монашествующих, то Конституция России предоставляет право верующим гражданам на альтернативную гражданскую службу. То есть человек по религиозным убеждениям может избрать вместо прохождения военной службы альтернативную гражданскую службу, скажем, в больнице, на иных объектах, но, кстати, и в воинской части. Дело в том, что закон об альтернативной гражданской службе к сожалению предусматривает возможность прохождения этой службы в воинской части под начальством того же командира воинской части. Поэтому, конечно, с этой точки зрения закон является несовершенным.

- Те оценки, которые мы сейчас давали принятому указу, это в основном оценки с точки зрения государственного права. Как бы Вы охарактеризовали принятое постановление с точки зрения права церковного, канонического?

- Здесь мне хотелось бы обратить внимание на каноны Русской Православной Церкви и процитировать несколько канонических правил, которые говорят сами за себя. В частности, 83-е апостольское правило гласит, что "пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, подлежит извержению из священного чина". Или другое положение канонов, в данном случае 69-е апостольское правило, в котором говорится, что, "если пресвитер или диакон не постится в Святую Четыредесятницу перед Пасхой, да будет извержен из сана". То есть каноны запрещают священнику проходить военную службу, упражняться в воинском искусстве, использовать оружие, носить оружие. Кроме того, соблюдение поста в режиме воинской части очень проблематично и затруднительно, практически невозможно.

Вот почему Русская Православная Церковь считает, что призыв священника в армию противоречит внутренним установлениям Церкви. А ведь согласно статьи 15 закона "О свободе совести" государство должно уважать внутренние установления. Поэтому наша принципиальная позиция: отсрочка для священников должна быть сохранена.

Священники не могут призываться в армию. Это подтверждает законодательство зарубежных государств. Ни в одной стране священнослужители не служат в качестве обыкновенных солдат. Есть институт капелланов, которого, к сожалению, наше законодательство не предусматривает. Мы готовы дать нашей армии священников, но ни в коей мере не согласны на призыв наших священнослужителей в качестве рядовых солдат. Хотя Министерство обороны убеждает нас, что призыв священников повысит нравственность в армии, но это совершенно пустые слова. Дело в том, что священник, одетый в форму солдата, может как обычный человек утратить даже часть своего нравственного богатства, а никак не обогатить армию нравственными ценностями и ориентирами.

Пресс-служба Московской Патриархии

http://www.patriarchia.ru/db/text/363226.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игуменья Ксения (Чернега)
Игумения Ксения (Чернега): «Я не жалею, что продолжаю заниматься профессиональной деятельностью»
Интервью с настоятельницей Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы, руководителем Юридической службы Московской Патриархии игуменией Ксенией (Чернегой)
25.01.2016
Все статьи Игуменья Ксения (Чернега)
Последние комментарии
Чем вызвано отстранение схиигумена Гавриила?
Новый комментарий от Константин В.
13.06.2025 22:54
Фашистский режим Нетаньяху перешел все пределы
Новый комментарий от prot
13.06.2025 22:09
Для Масков «Москва – Третий Рим» может стать их выбором
Новый комментарий от Русский Иван
13.06.2025 21:24
Европеизация, вышедшая боком
Новый комментарий от Русский Иван
13.06.2025 20:55
Борцам за ценности традиционные!
Новый комментарий от Владимир С.М.
13.06.2025 19:26
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Закатов
13.06.2025 18:53