Инокиня Ксения (Чернега): «Новые» предложения Религиозного кодекса не новы

0
331
Время на чтение 4 минуты
22 ноября, на заседании Федерального гражданского комитета «Гражданской Платформы» был представлен проект Религиозного кодекса, который будет оформлен в виде законопроекта и внесен в Госдуму. Документ вызвал острую дискуссию.

Основные положения кодекса комментирует инокиня Ксения (Чернега), руководитель Юридической службы Московской Патриархии.

- Чем отличается «принцип религиозной нейтральности», предложенный кодексом Прохорова, от действующих норм закона?

- Действительно, в концепции «Религиозного кодекса» предлагается в качестве новеллы в действующее законодательство внести принцип религиозной нейтральности государства. Но дело в том, что этот принцип уже закреплен в ст. 14 Конституции России, согласно которой любая религия в России не может быть признана в качестве государственной или обязательной. То есть принцип нейтральности государства по отношению к любой религии уже существует в нашей Конституции с 1993 года. По существу предлагается изобрести велосипед.

- Как, согласно кодексу, планируется регулировать религиозную нейтральность госслужащих?

- Что касается предложения о закреплении каких-то дополнительных норм относительно нейтральности госслужащих, то в законе о гражданской службе уже достаточно таких норм. Этот закон требует от госслужащих, во-первых, толерантности, во-вторых, не разрешает ему высказываться о своих религиозных убеждениях во время исполнения своих служебных обязанностей. Чиновник не вправе принять религиозную награду без согласия работодателя - его непосредственного руководителя. Госслужащему, который состоит на должности руководителя, запрещается каким-либо образом высказывать свои религиозные убеждения и принуждать сотрудников к исполнению тех или иных религиозных обрядов и исповеданию религиозных убеждений. Закон о гражданской службе, так же как закон о муниципальной службе, пронизан этими нормами. Какие-либо дополнения к этому законодательству просто избыточны.

- В концепции предложено закрепить общие нормы и правила для предпринимательской деятельности религиозных организаций. Что это значит?

- Дело в том, что никаких специальных правил для религиозных организаций закон не предусматривает. На сегодняшний день религиозные организации, так же как и любые некоммерческие юридические лица, осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она соответствует их уставным целям и направлена на их достижение. Доходы от этой деятельности любы некоммерческим, в том числе. Религиозным организациям, запрещается распределять между членами-участниками. То есть, эти доходы должны направляться на уставные цели. Это общее правило, оно применяется для всех некоммерческих юридических лиц, и для религиозных организаций никаких исключений из этого правила не установлено.

Установить кассовые аппараты за свечными ящиками не предлагают, но в концепции всячески подчеркивается, что недопустимо в монастыре в безналоговом режиме торговать продуктами питания. Дело в том, что существует исчерпывающий закрытый перечень предметов религиозного назначения, которые, согласно Налоговому кодексу, реализуются без уплаты налога на прибыль и НДС. Этот перечень утвержден правительством в 2001 году, закреплен в постановлении правительства №251. Конечно, этот перечень не включает в себя продукты питания, хотя там упоминаются куличи и просфоры, но пирожков и молочных продуктов в нем нет. Поэтому, при реализации подобного рода продуктов, должны уплачиваться налоги в установленном порядке. Поэтому, что предлагают разработчики внести в закон, не совсем ясно.

- Имеет ли «Религиозный кодекс» атеистический характер, и в чем это проявляется?

- Особого внимания заслуживают предложения в части образования. Авторы инициативы предлагают распространить принцип светского характера образования на все школы - как государственные, так и на негосударственные. На сегодняшний день такой принцип установлен только для государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Причем, он установлен не на уровне Конституции, а на уровне «Закона об образовании». Поэтому предложение разработчиков распространить этот принцип еще и на негосударственные школы относит нас на рубеж 1918 года, когда был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», провозглашавший светский характер образования в любых школах. С таким предложением, конечно, нельзя согласиться, и оно в наибольшей степени отражает атеистический характер этого документа.

Есть и другие одиозные предложения, например, отнести вопросы защиты религиозных прав и свобод на уровень муниципалитетов, то есть возложить на органы местного самоуправления вопросы по защите прав граждан на свободу совести и вероисповедания. Но для этого нужно менять Конституцию и федеративный договор, в которых четко сказано, что вопросы защиты прав и свобод человека являются обязанностью государства и относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. Чтобы эти вопросы перенести на муниципальный уровень, нужно менять основной закон! Более того, ни в одном зарубежном правопорядке вопросы защиты естественных неотъемлемых прав человека, к которым относится право на свободу совести, не сведены на уровень муниципалитетов. Это предложение совершенно одиозное. Непонятно, чем руководствуются разработчики, предлагая такие меры. Конечно, оно не может быть поддержано.

- Как Вы относитесь ко встречному предложению - включить в Конституцию положение об особой роли Православия в России?

- Это предложение можно обсуждать. Дело в том, что в преамбуле закона о свободе совести говорится о ведущей роли православия в истории России, становлении духовности и культуры. То есть, ведущая роль православия уже сегодня закреплена нормами законодательства. Поднимать ли это положение на уровень конституции - вопрос дискуссионный, нужно его обсуждать. В любом случае, мне кажется, что введение понятия «традиционной религии», «традиционных религиозных объединений» в нашем законодательстве решило бы очень многие вопросы. Конечно, надо с чего-то начинать, может быть и с этого предложения.

http://www.pravmir.ru/inokinya-kseniya-chernega-novye-predlozheniya-religioznogo-kodeksa-ne-novy/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Инокиня Ксения (Чернега)
Игумения Ксения (Чернега): «Я не жалею, что продолжаю заниматься профессиональной деятельностью»
Интервью с настоятельницей Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы, руководителем Юридической службы Московской Патриархии игуменией Ксенией (Чернегой)
25.01.2016
Инокиня Ксения (Чернега): «Рассеять страхи можно не словами, а конкретными примерами»
Руководитель Юридической службы Московской Патриархии о ходе реализации закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения
23.02.2011
Все статьи Инокиня Ксения (Чернега)
Последние комментарии
«Украина – одно большое противоречие учению Христа»
Новый комментарий от Русский танкист
11.07.2024 21:44
Окончательный разрыв Европы с традиционализмом?
Новый комментарий от В.Р.
11.07.2024 21:10
«Радонеж» хочет стать иноагентом?
Новый комментарий от С. Югов
11.07.2024 18:31
Письмо коллеге и соратнику
Новый комментарий от С. Югов
11.07.2024 18:26
Ректора-взяточники ненавидят ЕГЭ
Новый комментарий от Советский недобиток
11.07.2024 18:04